Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
материал (средняя группа) на тему
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности
«Мы – исследователи»
для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_my_issledovateli.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Согласовано: Утверждаю:
Зам.зав.поВМР МБДОУд/с№14 Заведующий МБДОУ д/c№14 ____________ Е.М.Шорникова ______________ Д.В.Буйнова
«___»_________________2018г «___»________________2018г
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности
«Мы – исследователи»
для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Руководители:
воспитатель 1 кв. категории
Тетерина А.С.
воспитатель 1 кв. категории
Рачковская Е.С.
2018 г.
Пояснительная записка
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Цель программы – развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
- Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умственные способности детей.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формы работы:
- занятия,
- экскурсии,
- проведение опытов,
- игры,
- совместная и самостоятельная деятельность
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
- Устав ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Положение о работе кружковых объединений
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
Принципы обучения:
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются следующие методы обучения:
- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;
- игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;
- наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;
- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)
Ожидаемый результат
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Диагностика представлена в Приложении № 1.
Каждый воспитанник должен уметь:
- выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предложить возможные решения;
- проверить эти возможные решения;
- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
- применить выводы к новым данным;
- сделать обобщение.
Показателями результативности реализации программы кружка
является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сетка кружковой деятельности и режим работы.
Деятельность проводится во вторую половину дня.
Длительность деятельности 20 минут.
Категория обучаемых: 4-5 лет
Режим работы:
Структура проведения игры - эксперимента:
- постановка, формулирование познавательной задачи;
- уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- проверки итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Октябрь.
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .
2. «Почему всё звучит?»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .
4. «Вода принимает форму».
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь.
1. «Какие предметы могут плавать?»
Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
2. «Делаем мыльные пузыри».
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
3.» Подушка из пены».
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .
4. «Воздух повсюду».
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь.
1. «Воздух работает».
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .
2. « Каждому камешку свой домик».
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины».
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .
4. « Свет повсюду».
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .
Январь.
1. «Свет и тень».
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замёрзшая вода».
Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
3. «Тающий лёд».
Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
4. «Разноцветные шарики».
Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
Февраль.
1. «Таинственные картинки».
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
2. «Всё увидим, всё узнаем».
Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.
3. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
4. «Где вода»?
Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Март.
1. «Водяная мельница».
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. «Звенящая вода».
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
3. «Угадайка»
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.
Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель.
1. «Фокусы с магнитом».
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
2. «Солнечные зайчики».
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
3. «Что растворяется в воде»?
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. « Что отражается в зеркале»?
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Май.
1. «Волшебное сито».
Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок».
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.
3. «Игры с песком».
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Список используемой литературы
- Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
- Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
- Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
- Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
- Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
- Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
- Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
- Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
- Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
- Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
- Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина
Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Лед-вода" для детей среднего дошокльного возраста.
Цель данного занятия, развитие представлений у детей о плавании льда, о превращения льда в воду, о зиме и лете.Формировать действия "превращения". Развивать исследовательский инт...
Дидактическая игра по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-коробочка» для детей среднего дошкольного возраста.
Игра выполнена из самой обычной коробочке. Внутри коробка разделена на 6 секций, в которых находятся различные предметы (различный состав). Данная игра предназначена для развития познавательной активн...