«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»
статья на тему
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Регулярное столкновение с творческими познавательно – исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребенка. Важной задачей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством познавательно – исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.
Развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения – это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, т.е. сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ.
Мы акцентируем внимание на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
После прочтения «Сказки о потерянном времени» дети задались вопросом: «Ане теряют ли они свое время зря?» Мы решили создать свою «Лабораторию Потерянного времени», провести ряд экспериментов и проверить, теряют ли они свое время. Были созданы две группы детей из числа добровольцев.
Первая группа (три ребенка стали экспертами). Каждый из них выбрал себе одного исследуемого, которые и стали объектами наблюдения. Для начала «эксперты» должны были обратить внимание на то, какие дела успели сделать утром их подопечные, по приходу в детский сад.
Второй этап исследования: отражение результатов своего наблюдения. Каждый из экспертов по-своему отражал свои наблюдения (в моделях и рисунках).
Третий этап нашей совместной работы – анализ.
Результаты наблюдений мы решили представить, используя песок и мерные стаканчики. Каждый временной момент равнялся одной ложечке песка. Чем больше песка в стаканчике, тем продуктивнее ребенок провел свое время.
Во всех стаканчиках оказалось разное количество песка, из чего делаем вывод, что каждый из исследуемых детей провел свое утреннее время с различной степенью эффективности. В результате проведенного эксперимента большая часть детей, на примере исследуемых, задумались, насколько эффективно проходит их свободное время и это подтолкнуло ребят к бурному обсуждению, в ходе которого они пришли к выводу. Что рационально проведенное время позволяет им выполнять гораздо больше полезных дел.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Это был четвертый этап эксперимента.
В совместной беседе «педагог + дети + родители» наметили план совместной работы:
1. Домашнее экспериментирование.
2. Представление продукта совместной деятельности «дети + родители».
3. Обсуждение результатов за круглым столом.
В течение нескольких дней дети старались (со слов родителей) более рационально проводить свое вечернее время дома. Результаты дети выражали в моделях и схемах, которые на следующий день обсуждались в группе.
Выводы: Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам, педагогам, сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Литература:
1. Дыбина О.В. Что было до…Дошкольная педагогика, №1 2006 г.
2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л.Н.– М.: «Аркти», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о многообразии животных средней полосы. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла не...
План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....
План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...
Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.
Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...