Опыт работы по теме "Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" средствами программы "Омское Прииртышье"(в рамках 15-го областного педагогического марафона) и статья в Сборнике материалов IХ Межрегиональной НПК
методическая разработка

 Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы «Омское Прииртышье» (авторы программы Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др.). Использование данной программы дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми через интеграцию образовательного содержания при решении образовательных задач, а также путём приобщения к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпан Наталья Эдмундовна

Воспитатель

Давыдова Наталья Леонидовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»

Полтавского района Омской области

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  средствами программы «Омское Прииртышье»

          Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы «Омское Прииртышье» (авторы программы Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др.). Использование данной программы дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми через интеграцию образовательного содержания при решении образовательных задач, а также путём приобщения к искусству, музыке, литературе, народной культуре.                                                                                                        

В процессе музыкальной, изобразительной деятельности, средствами программы «Омское Прииртышье», мы приобщаем детей к истокам культуры родного края. Это помогает раскрыть возможности для самовыражения, и совершенствования творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие программы предусматривает решение следующих  задач:                                                                                                                                                  

  • формировать интерес к культуре;                                                                                                
  • освоить знания о бытовой, театральной, музыкальной, художественной культуре Омского Прииртышья;                                                                            
  • знакомить с произведениями омских художников;                                                        
  • формировать  целостные картины мира, в том числе первичные ценностные представления о творчестве писателей и поэтов Омского Прииртышья;                                                                                              
  • формировать интерес и потребность в чтении книг через ознакомление с произведениями писателей и поэтов региона.    

        Основной формой в реализации задач художественно-эстетического развития предусматриваем выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми, родителями, социальными партнёрами готовим проекты: «Моя семья», «Сибирская семья», «Русская банька». Проекты выполняются в рамках тем календарно  - тематического плана.

В группах созданы все условия для художественно - эстетического развития и музыкальной деятельности: имеются центры по изобразительной, музыкальной деятельности, театральные, игровые уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.  При организации непрерывной образовательной деятельности применяем игровые приемы, особое внимание уделяем интеграции разных видов изобразительной деятельности (например: лепка с элементами конструирования из природного материала, рисование с элементами аппликации, аппликация - мозаика с элементами рисования, рисование декоративное с аппликацией). Используем технические средства обучения.

Знакомя дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров, используем такие приёмы как прослушивание музыки, исполнение песен сибирского фольклора, организуем в детском саду выставки народного искусства и детских работ по его мотивам,  рассматриваем открытки, иллюстрации, фотографии, слайды, проводим беседы, виртуальные экскурсии.

Всем известно, что в музыкальном воспитании дошкольников приоритетным направлением является  приобщение к русской национальной культуре, как культуре Российского государства. Но так как на территории Омского Прииртышья проживают не только русские, но также и украинцы, немцы, казахи и многие другие национальности, имеющие своё богатое культурное наследие, мы решили в рамках нашего музыкального кружка  ознакомить детей с традициями и обычаями четырёх народов, являющихся большинством населения Полтавского района.

В детском саду был организован фольклорный кружок «Полтавушка Сибирская».

Цель  кружка - воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с музыкальной культурой народов  родного края.

В  работе  по данному направлению поставлены следующие задачи:   

1. Развивать и обогащать знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о народах Сибири, познакомить с музыкальной культурой, обычаями и традициями народов Омского Прииртышья (русские, украинцы, немцы, казахи).

2. Воспитывать в детях чувство уважения к представителям других национальностей, развивать интерес к музыкальной культуре, национальным песням и танцам других народов.

3. Создать условия для патриотического, эстетического воспитания подрастающего поколения.

4. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку через вовлечение их в проектную деятельность и праздники по данному направлению.

Работа по реализации  данных задач строилась  по нижеследующим этапам:        

I этап - изучение и отбор в соответствии с возрастом дошкольников  дополнительного  музыкального (песенного) материала  по русской национальной культуре и  классификация его по народному календарю.

II этап – создание развивающей предметно пространственной среды - отобраны и адаптированы к дошкольному возрасту образцы народного творчества по  временам года и возрасту детей,  создана картотека загадок, считалок, игр, потешек, песенок по «Омскому Прииртышью».

III этап – сотрудничество с историко - краеведческим музеем Полтавки, районной детской библиотекой, центром славянской культуры, центром национальных культур Полтавского района (встречи с интересными людьми Полтавки: поэтами Анатолием Лесняком и Еленой Колесниченко, композитором Николаем Кумпаном).

Итоговые мероприятия проектов:

«Раз в крещенский вечерок» -  совместно с историко-краеведческим музеем; «Масленица - блиноедка», совместно с центром славянской культуры; «Яблочный спас», совместная реализация проекта с  районной детской библиотекой; «Хлеб - всему голова»,  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», совместно с центром Национальных культур Полтавского района и родителями воспитанников.                                  

         IV этап – сотрудничество с родителями воспитанников (тематические выставки в мини-музее «Русская изба» детского сада, презентация блюд русской, казахской, украинской, немецкой культуры – ребёнок с родителями, по одной семье от каждой национальной культуры). Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. Кроме того, такие мероприятия содействуют укреплению детско-родительских отношений, способствуют повышению статуса ребенка в глазах родителей.

          В итоге повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается повышение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью.

         Таким образом, приобщение дошкольников к культуре родного края через использование песенного материала Омского Прииртышья, а также ознакомление с истоками культуры родного края, национальными особенностями разных народов в дальнейшем поможет понять детям важные события истории своего края и своей страны,  будет способствовать развитию у них духовности, которая проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошколь...

Опыт работы по теме: "Реализация регионального образовательного проекта ТЕМП через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста"

Реализация регионального образовательного проекта "ТЕМП" через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых (в том числе с профессиями своих родителей)...

Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»

Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ (в рамках XVIII-го областного педагогического марафона)

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ...