Опыт работы по теме:«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_opyt.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №31 «Улыбка»
Опыт работы по теме:
«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО.»
в подготовительной к школе группе «Ладушки»
Подготовил воспитатель: Гузева С.Д.
Ст. Егорлыкская
Реализация первой годовой задачи «Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО» , осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в подготовительной к школе группе; проекта « Удивительный мир загадок»
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Я использовала разнообразные формы, методы (практические, наглядные, словесные, игровые) и приёмы работы с детьми для развития математических представлений у дошкольников: различные дидактические игры ( Игры с цифрами и числами, игры путешествие во времени, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление и др )
Измеряли длину предметов условной меркой, обследовали форму предмета, определяли их массу, устанавливали сходства и различия между объектами, ориентировались на листе бумаги, выполняя графические диктанты. Работаем с моделями (дни недели, числовой ряд и др ) т к использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Работая по проблеме: «Развитие речи дошкольников, средствами малых форм фольклора», реализуя проект «Удивительный мир загадок», широко использую все виды фольклора ( считалки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, фрагменты сказок и т.д) на НОД, в совместной деятельности, в различных режимных моментах.
Загадка может служить, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.) может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Считалочка несёт познавательную, эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаю детям считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Таким образом, регулярное использование на занятиях. в совместной деятельности с детьми по развитию математических способностей произведений устного народного творчества , направленного на развитие познавательных возможностей и способностей , расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Был проведен математический фольклорный досуг «Смех да веселье»; вечер загадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».Собрано много произведений устного народного творчества .
Однако, некоторые ребята затрудняются сравнивать путем сопоставления, счета, измерения; выявлять порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств, составлять и решать задачи.
Поэтому в дальнейшем, буду продолжать проводить организованную работу
по развитию математических способностей дошкольников
Эффективность формирования математических представлений у дошкольников интереса у дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.
Проводились беседы с родителями (законными представителями) о том, какую огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .
-консультации: «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет », «Обучение дошкольников математике в условиях семьи », «Как привить интерес к математике у дошкольников », « Фольклор в мире математики»
-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Матери»; родительские собрания («Семья на пороге школьной жизни», «Подготовка руки дошкольника к письму»);
Оказана помощь в подборе игр, книг, пособий для детей, способствующих формированию интереса к математике, развитию мышления, подготовке к школе
-посещения на дому с советами, как развивать математические представления ребенка в домашних условиях
оформлена памятка для родителей (з п) «Что ребенок должен знать к концу года!» (где раскрыты требования программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений).
Однако, многие родители недостаточно уделяют внимания для развития математического мышления ребенка, отсюда некоторые дети затрудняются решать задачи, сравнивать предметы, числа.
Учитывая важную роль родителей в формировании у детей математических представлений , направить усилия на решение следующих задач : ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, решать задачи на смекалку и сообразительность, решать задачи, разгадывать кроссворды, лабиринты, подготавливать руку к письму.
Работа с педагогами
Для воспитателей провела консультации:
- « Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ»
-« Развитие математических представлений у дошкольников»
- « Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников»
-«Использование загадок при обучении дошкольников»
Подготовила и провела занятие по РЭМП «Путешествие в страну Математики».
Создание предметно- пространственной среды (ППС)
Оформлен математический уголок в группе «Математика вокруг нас» в котором находятся разнообразные д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные лото и домино, и др.);
- разнообразный счетный, наглядный, демонстрационный и раздаточный материала (плоскостные предметные картинки для счета; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.);
- модели для формирования временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь; количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных: (модели геометрических фигур) и т. д.
Наличие в группе оформленного уголка занимательной математики, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.
Однако, необходимо дополнить картотеку задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров.
Поэтому, необходимо продолжать пополнять математический уголок развивающими играми, учебно-игровыми пособиями
Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время показала результат: у детей сформированы элементарные математические представления; большинство ребят умеют воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости
В дальнейшем буду продолжать систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, используя дифференцированный подход и инновационные технологии в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО. В календарном плане регулярно отслеживать и планировать предварительную работу, разные виды игр, как для подгруппового использования, так и для индивидуальной работы с детьми. Проводить экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем), знакомиться с миром денег
Прежде чем давать знания надо,
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологи ТРИЗ"
Конспект мастер-класса...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель Тип проекта: обучающи...
Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...
"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "
В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...
тематический контроль "Развитие математических представлений у детей посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП"
План, график тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля....
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...