Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный маршрут коррекции заикания. | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Введение__________________________________________________стр. 3
2. Развитие речевого дыхания.__________________________________ стр. 4
3. Мышечное расслабление.____________________________________стр. 5
4. Развитие невербальной коммуникации в работе по устранению заикания.
____________________________________________________________стр. 6
5. Индивидуальный образовательный маршрут ___________________ стр. 7
6. Мониторинг общего и речевого развития. Мониторинг ребёнка с заиканием.___________________________________________________стр.13
Заключение.__________________________________________________стр. 19
Литература.__________________________________________________стр. 20
Приложения.
Введение
Заикание, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2—6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.
Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.
В своей практике с проблемой заикания столкнулась впервые (в логопедическую группу зачислен ребенок с заиканием).
Изучив некоторые методики в подходах к проблеме, остановилась на
методике И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенской, которая основывается на устранении заикания в игровых ситуациях.В связи с этим возникла необходимость разработки индивидуального маршрута сопровождения таких детей.
Помимо данной методики решила применить приёмы Поваровой И.А по устранению заикания:
- Развитие речевого дыхания.
- Снятие мышечного напряжения.
- Невербальные методики коррекции заикания.
1. Развитие речевого дыхания.
Дыхание, голосообразование и артикуляция – единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Задачи: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, необходимым для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Статические упражнения
1.Упражнения на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
2. Работа над фонационном дыханием. (Приложение 1)
- Упражнения для формирования и развития навыков правильного полного выдоха
- Упражнения для формирования и развития навыков правильного выдоха
- Упражнения для формирования и развития навыков непрерывного выдоха со звуком и слогом.
- Упражнения для формирования и развития навыков носового дыхания
- Дыхательные упражнения с движениями.
2. Мышечное расслабление (Приложение 2)
Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают фобические состояния: чувство тревоги, неуверенность, страх.
Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания.
Одновременно происходят и психические изменения: повышается чувствительность, изменяется объём «поля» внимания, скорость реакций. (Исследования Лохова М.И., Фесенко Ю.А., Щугаревой Л.М., 2005; Александрова Ю.И., ред., 2001).
Известно, что заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны и испытывают ощущение внутренней свободы. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточном полном расслаблении.
Мною подробно изучена проблема эмоционального возбуждения и гиперактивности у детей и разработана «Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей» 2014 г., в которой представлен цикл подгрупповых занятий в сенсорной комнате (см. мини-сайт учителя-логопеда Алисиевич А.В. nsportal.ru). Данные занятия оказывают положительное воздействие на заикающихся детей, так как содержат приёмы по общему расслаблению, развитию просодической стороны, дыхания, речевого общения, включают упражнения по релаксации.
3. Развитие невербальной коммуникации в работе по устранению заикания.
«Устное общение включает невербальный компонент. Его роль особенно велика при общении взрослого с ребёнком» (под ред. В.В. Петрусинского, 1994; Козак О.Н., 1998; Любич Д.В., 1998).
Невербальная коммуникация – это жесты, мимика и другие двигательные проявления, пространственное расположение партнеров по общению, предъявление тех или иных особенностей своей внешности. (Внутреннее состояние человека).
Основные направления работы по развитию невербальной коммуникации сводятся к установлению к установлению эмоционального и визуального контакта, настрое на эмоциональное сопереживание, повышение уровня общей активности.
Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
Задачи упражнений:
Научиться понимать по особенностям движений и жестов определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для взаимодействия с людьми. (Приложение 3)
- «Ежели вы вежливы»
2. Состроить гримасу, которая рассмешит всех.
3. «Неожиданный гость»
4«Школа улыбок»
5 «Вылепить скульптуру»
6. «Я не я!»
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС – индивидуальный подход к личности ребёнка.
Базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта.
Персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании и обучении.
Основная цель ИОМ – создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития.
Задачи социально-личностного развития ребёнка:
- создание благоприятной развивающей среды;
- организация взаимодействия специалистов ДОО, администрации, родителей дошкольников;
- совершенствование стиля общения с ребёнком (придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника);
- создание условий для развития положительного отношения к себе и другим людям, к окружающему миру;
- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать себе друзей, игрушки, виды деятельности, по собственному усмотрению использовать личное время).
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- для детей с высоким интеллектуальным развитием (одарённых детей).
Индивидуальный маршрут коррекции заикания
Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных. | ||
Этапы и направления коррекционной работы | Программное содержание | Игровые приёмы и упражнения |
I этап | ||
Охранительный режим.
Релаксация Мышечное расслабление
| Установочная беседа с родителями: организация и проведение общего и речевого охранительного режима. Расслабление конечностей по контрасту с напряжением | «Молчанки» «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Пружинки», «Ноги загорают», «Кораблик». «Звуки-командиры». «Сценки почти «В волшебном лесу» |
Упражнения для формирования и развития навыков правильного полного выдоха | 1.Упражнения на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. 2. Работа над фонационном дыханием. |
|
Упражнения для формирования и развития навыков правильного выдоха | Задачи: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, необходимым для произнесения различных по длине речевых отрезков. |
|
Невербальные способы общения | Научиться понимать по особенностям движений и жестов определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для взаимодействия с людьми. |
2. Состроить гримасу, которая рассмешит всех. 3. «Неожиданный гость» 4.«Школа улыбок» |
Общение короткими фразами.
Заключительное занятие.
| Выработка навыков свободного поведения, выразительной интонации, четкой артикуляции звуков. Выделение ударных гласных, соблюдение пауз. Называние и однословное описание предметов, картинок и. т.д. Проведение сюжетно-ролевых игр.
Выступления детей (коллективные, индивидуальные). Оценка первых успехов в соблюдении речевых правил. | «В Стране коротких ответов». Игры «Приезд в Страну коротких ответов», «В лесу» и т. д.
Занятия. Выступление на утренниках. Открытые интегрированные занятия. |
II этап | ||
Охранительный режим. | Соблюдение охранительного ре-жима. Ограничение спонтанной речи. | «Молчанки» |
Снятие мышечного напряжения. Релаксация. | Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя. | Упражнения: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Горка», «Волшебный сон». |
Речевое дыхание.
Упражнения для формирования и развития навыков непрерывного выдоха со звуком и слогом. Упражнения для формирования и развития навыков носового дыхания | Упражнения на слитность и плавность произношения гласных (3–4 звука), на четкость и длительность выдоха при произнесении со-гласных. Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. Закрепление навыков плавного длительного выдоха. Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из 1–3 смысловых отрезков. | Упражнения: «Жук», «Насос», «Комарик», «Трубач», «Парад цифр».
1.Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами – вдох; похлопать пальцами по ноздрям – выдох. 2. Широко открыть рот и подышать носом. 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох, чередовать. 4 Вдох широко открытым ртом, выдох носом (через обе ноздри, через одну). 5 «Собачка дышит» 6 Вдох носом, выдох - высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос «сдуть пёрышко, ватку с носа». |
Невербальные способы общения. |
| |
Активизация развернутой речи. | Составление небольших рассказов и пересказов с соблюдением речевых правил. | «В Стране полных ответов». |
Инсценировки. | Воспитание свободной эмоциональной речи в коротких сценках. | Разыгрывание ситуаций на занятиях по развитию речи, участие в развлечениях. Открытые интегрированные занятия. |
III этап | ||
Охранительный режим.
| Соблюдение охранительного режима.
| «Молчанки» |
Снятие мышечного напряжения . Релаксация. | Внушение в состоянии покоя формул правильной речи. | «Волшебный сон», «Отдых в лесу» |
Речевое дыхание. Дыхательные упражнения с движениями | Повторение одного-двух упражнений на гласные и согласные. Тренировка в произнесении фраз с паузой. |
|
Упражнения для увеличения продолжительности фонационного выдоха | Научиться делать добор дыхания (неполный вдох), делать это незаметно. | 1.Произносить небольшие речевые отрезки на выдохе. 2. «Трубач» |
Невербальные способы общения. | Научиться понимать по особенностям движений и жестов определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для взаимодействия с людьми. | 1.«Кто я?» 2.«Игра с облаком» 3. «Я не я». 4. Вылепить скульптуру. |
Переход к спонтанной речи. | Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. | Установки: «Покажи и расскажи», «Сочини и расскажи», «Просто так ты не гуляй – глазом острым наблюдай». |
Свобода речевого общения.
| Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно-ролевых играх.
| На приеме у доктора «Айболита», «В школе» и т.д. |
Заключительное занятие.
| Участие в утренниках, развлечениях. Открытые интегрированные занятия. |
5. Мониторинг.
Мониторинг общего и речевого развития
Данные психомоторного развития и личностных особенностей, психологической сферы представлены из количественного мониторинга общего и речевого развития. (Таблица 1)
(Мониторинг представлен издательством «Детство – Пресс», под редакцией А.М. Быховской, Н.А. Казовой, 2012 г.)
Исследование анамнеза и психомоторного развития позволяют выявить:
особенности раннего развития ребенка: когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких.
Критерии оценивания
3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизичкское и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.
2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших значимо на раннее психофизическое и речевое развитие.
1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.) отмечается задержка психофизического и речевого развития.
0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного мозга и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.
Исследование личностных и психологических особенностей ребенка помогают выявить:
- личностные, поведенческие и коммуникативные особенности ребенка;
- игровые и межличностные предпочтения;
- эмоциональное состояние;
- подбор оптимальных индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребенком.
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок общительный, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Эмоционально стабилен.
2 балла. Ребенок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Преобладает эмоциональная стабильность.
1 балл. Ребенок самостоятельно не общается, требует стимуляции. Конфликтный, шумный. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.
0 баллов. Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций.
Таблица 1
Для обследования произвольных мимических движений детей с заиканием от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца: (Таблица 2)
-поднять брови («Удивление»);
-слегка сомкнуть веки;
-прищурить глаза («Яркое солнце»);
-плотно сомкнуть веки («Стало темно»);
-сжать губы;
-придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте;
-вытянуть губы, как для произнесения звука «о»;
-надуть щёки;
-оскалить зубы («Забор»);
-вытянуть губы, как для свиста.
Отмечается: 3 балла - мимика живая, выразительная, адекватная; 2 балла - недостаточно выразительная; 1 балл - мимика вялая; амимичность.
Процедура обследования общих произвольных движений
1. Статическая координация.
Определяется возможность удержания заданной позы:
а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3
балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании,
подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;
б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла- схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.
2. Динамическая координация:
а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах). Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;
б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко, оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся.
Процедура обследования тонких движений пальцев рук
Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:
1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;
2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;
3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;
4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.
Отмечается ведущая рука; 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла- недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.
Процедура обследования артикуляционной моторики
а) упражнения для челюстей:
-рот широко открой - закрой;
-нижняя челюсть вправо – влево.
б) упражнения для губ:
-растянуть губы в улыбке;
-вытянуть губы вперед трубочкой;
-улыбка – трубочка;
-поднять верхнюю губу вверх;
-опустить нижнюю губу вниз;
-одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу
вниз.
в) упражнения для языка:
-язык широкий («лопаточкой») на нижней губе;
-высунуть узкий язык («жалом»);
-язык широкий - узкий;
-широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели»);
-круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»);
-язык в форме («лодочки») /боковые края языка приподняты/;
-язык в форме («чашечки»);
-пощёлкать /поцокать/ языком;
-язык вправо – влево («маятник»).
г) упражнения для мягкого неба:
-отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук [а];
-широко открыть рот и зевнуть.
Отмечается: 3 балла - удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объёме; 2 балла - движения недостаточно точные, не в полном объёме, переключаемость нарушена незначительно; 1 балл – отсутствие удержания позы, выраженные изменения объёма, точности и переключаемости артикуляционных движений.
Таблица 2
Заключение
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных логопедического обследования (первичная диагностика) и состояния на заключительном тестировании (итоговая диагностика).
Таким образом, при разработке индивидуального маршрута, применении методики И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенской и приёмов по развитию речевого дыхания, мышечному расслаблению и развитию невербальных коммуникаций наблюдаются следующие позитивные изменения:
- нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);
- улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
- совершенствование просодического компонента речи;
- развитие экспрессивной речи ребенка;
- расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения;
- создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств;
- совершенствование моторики.
Следующим этапом в работе по устранению заикания планирую применить психологический подход в устранении заикания Р.Е. Левиной, который содержит следующие этапы коррекционно-развивающей работы:
I . Подготовительный этап.
II. Этап сопряженно-отраженной речи
III . Этап ситуативной речи
IV. Этап контекстной речи
Литература
1. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.
2. Коррекция заикания в играх и тренингах/ И.А. Поварова.- 4-е изд., дополненное и переработанное – М.: В. Секачев, 2016
3.Мониторинг общего и речевого развития«Детство – Пресс», под редакцией А.М. Быховской, Н.А. Казовой, 2012 г.
4. Нарушение темпа речи. Заикание. Методика обследования речи детей с заиканием/ Козловская Г.Ю. к.п.н /Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия»/Министерство образования и науки РФ НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», Москва, 2014 г.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой/ издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.»
Презнтация раскрывает значение ИОМ для реализации личностного потанциала ребёнка в ДОУ, его принципы, этапы, методы....
«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»
«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется...
Педагогическая цепочка: воспитатель-логопед-дефектолог-психолог – основа успешной реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ (из опыта работы)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14579304","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Игровые технологии как средства реализации индивидуального образовательного маршрута с тяжелыми нарушениями речи
Использование игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста. Построение образовательной траектории для легкого восприятия информа...
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА
Статья рассказывает о успешном применении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) как специфическом методе индивидуального обучения....