Опыт работы по теме «Организация образовательного пространства группы как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста»
материал
из опыта работы развитие творческой активности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 13.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №450 компенсирующего вида
Опыт работы по теме
«Организация образовательного пространства группы как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста»
воспитатель: Черкасова Н.В.
г. Екатеринбург
Творческая активность детей дошкольного возраста понимается стремление ребенка к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя, в создании новых форм поведения, в освоении культуры, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель - во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности. Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.
Объективные условия следующие:
- 1. источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
- 2. условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
- 3. характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
- 1. художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
- 2. побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением.
Как я воспитатель должн создать максимально комфортные условия, которые поспособствуют индивидуальной творческой деятельности детей, а для этого дети должны иметь возможность действовать самостоятельно. Это позволит оказать мощное влияние на творческое воображение ребят. Важно постоянно стимулировать детей к тому, чтобы они проявляли творческую активность. Не нужно заставлять их делать это, ведь в таком случае мы получаем обратный эффект. Нужно наблюдать за тем, как ведут себя дети, обращать внимание на то, у кого какие наклонности, кто с каким материалом стремится работать.
Если я заметила, что ребенок любит сочинять связные рассказы, то я прошу его придумывать рассказы по картинке. Либо если кто-то любит рисовать, то можно попросить их придумать картинки к прочитанным рассказам. Таким образом, можно даже создать небольшую книжку с картинками, нарисованными детьми. Если кто-то любит что-то организовывать, то можно попросить его придумать игру на основании этого рассказа. В результате мы получаем акт коллективного творчества, где каждый занят тем, что ему больше нравится.
Задания по творческой деятельности дают возможность детям проявлять активность в том, чтобы самостоятельно заниматься творчеством. Лучше всего так организовывать проводимые занятия, чтобы от начала до конца они подразумевали творческую активность ребенка, независимо от того, что изучается. Нужно приучать детей не просто запоминать новую информацию, но обдумывать ее с разных сторон, делать выводы о том, насколько она ценна для них.
Под развивающей средой принято считать среду, которая окружает ребенка и стимулирует его к деятельности. Важное условие, способствующее формированию творческой активности у дошкольников – это внедрение в содержание занятий заданий, несущих творческую нагрузку. Это могут быть задачи и вопросы, в содержании которых находится проблема, которую нужно решить. Причем проблема должна носить дивергентный характер, то есть подразумевать множество разных способов ее решения. Благодаря решению творческих задач ребенок развивает творческую активность в своем мышлении. Эти задачи могут принимать самые разные формы: они могут быть познавательными, либо экспериментально-исследовательскими. ,для развития творческой активности является организация досуговой деятельности. Это не просто организация того, чем должны заниматься дети, но направление их деятельности на социально-значимые дела, которые удовлетворяют их культурные потребности. Если организовать досуговую деятельность с упором на творческую активность. Это может оказать мощное воздействие на личность ребенка, сформировать у него положительные установки и жизненные принципы. Это может быть игровая деятельность, и познавательная, и художественная, и исполнительская. Главное, что ребенок удовлетворяет свои культурные потребности, задействовав при этом творческие способности. Одним из главных способов организовать интересную досуговую деятельность, это играть вместе с детьми. Игра занимает главное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом деятельности. Ребенок нуждается в том, чтобы много и часто играть. Благодаря игре ребенок не только удовлетворяет различные свои потребности, но и узнает многое о самом себе и своих возможностях.
В моей группе мало пока организованных условий, но я буду стремиться и создам условия для формирования активной развивающей среды детей.
Для работы по формированию творческой активности детей я создам обстановку для дальнейшей работы с детьми в группе:
Обстановку для творческой активности детей , способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста для этого надо создать в группе предметно- развивающую среду – уголок изобразительной деятельности, художественно оформить оснастить дидактическими играми, пособиями, которые постепенно будут пополняться в связи с расширением тематической деятельностью дошкольников. , в нашей группе уже есть доступный доступ по креактивной деятельности , так же как краски и карандаши, мелки, альбомы для рисования и различные материалы для лепки : пластилин.
Так же я хочу использовать предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машины., разные жанры живописи, образцы из глины, уголок художественного ручного труда( образцы тканей, швов и др. материал).
Организация работы с детьми вне зоны художественной –эстетического развития перспективные планы: наличие игрового персонажа.
И в заключение есть привычные вещи которые когда- то казались нам педагогам и родителям правильными, но сейчас доказано, что они мешают развитию творческих способностей дошкольника. Так же отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или « не правильных» , избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете.
Так же будет оснащено в группе музыкальный уголок для музыкального развития детей. Спортивный уголок с использованием в доступном для детей спортивного инвентаря. Уголок ряжанья.
Работа с родителями: консультации, информацию на стенде.
Я отметила, что творческая активность ребенка носит интегративный характер. Оно подразумевает формирования новых глубоких элементов в личностной структуре. Также это отражается на деятельности человека, которая приобретает большую продуктивность и целенаправленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить нов...
Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....
Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»
Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...
Образовательный проект "Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Практический материал по реализации проекта с детьми подготовительного возраста...
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...
Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста
Данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей...
Опыт работы «Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Публичное представление опыта работы...