Опыт работы по теме: "Реализация регионального образовательного проекта ТЕМП через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Зонова Надежда Анатольевна

Реализация регионального образовательного проекта "ТЕМП" через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых (в том числе с профессиями своих родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»

ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

_____________________________________________________________________________

457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15

тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/ 

ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001

Опыт работы:

"Реализация регионального образовательного проекта «ТЕМП»

через формирование патриотического начала

детей старшего дошкольного возраста"

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Зонова Надежда Анатольевна

Южноуральск

2019 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты реализации образовательного проекта «ТЕМП» и патриотического воспитания старших дошкольников…………….6

1.1.        Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе…………………………………………………..6

1.2.        Региональный проект «ТЕМП» как инновационный подход в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями ……….8

Глава 2. Система работы по реализации регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста...…………………………………………………………………………10

2.1.  Перспективное планирование по реализации регионального проекта «ТЕМП» через ознакомление с профессиями родителей, как метода формирования патриотического начала дошкольников ………………………10

2.2.        Содержание работы по реализации перспективного планирования…...19

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

Приложение

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Эффективность патриотического воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе.

В 2014 году, по поручению Бориса Дубровского, Минобразования региона разработало образовательный проект «ТЕМП» в рамках Стратегии развития региона. Его основная цель – развитие творческого технического потенциала среди детей. Программа «ТЕМП» ориентирована на повышение квалификации профобразования и мотивации школьников к выбору инженерных специальностей.  

Реализация регионального образовательного проекта «ТЕМП» позволяет педагогу дошкольного образования формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях трудовой культуры Уральского региона, о профессиях родного края, а также знакомить с народными промыслами Южного Урала. Данные представления помогают детям адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, к городу, уважением к рабочим профессиям Уральского региона, а также к труду людей.

"Для того, чтобы наша область развивалась, экономика в регионе процветала, необходимо готовить обучающихся таким образом, чтобы они выбирали для дальнейшей своей профессиональной деятельности именно те специальности и профессии, которые востребованы на Южном Урале," - отметила заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

Реализация регионального проекта "ТЕМП" – это новая, интересная и, одновременно, очень ответственная задача. Главная цель - воспитание поколения, адаптированного к современному информационно-технологическому миру, его требованиям к профессиональному образованию, развитие интеллектуальных способностей и естественно-математического мышления. Обеспечить новое качество образования для создания кадрового ресурса экономики региона.

Причиной разработки проекта является проблема отсутствия мотивации у подрастающего поколения в получении профессий, востребованных в реальном секторе экономики.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих вопросов – единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

В качестве решения проблемы было предложено формировать данную мотивацию не в старших классах школы, как это происходило до настоящего времени, а в более раннем возрасте –  в детском саду. Потому что дошкольный период является наиболее стремительным и продуктивным временем развития ребёнка. В этот период закладываются его основные физические и психические качества и свойства, что служит дальнейшим фундаментом для выбора ценностных ориентиров, выстраивания отношений с окружающим миром.

Анализ методической литературы по данной теме позволил выявить ряд противоречий:

• между необходимостью активного патриотического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным использованием при этом региональной составляющей в работе с детьми;

между объективно высоким воспитательным и образовательным потенциалом регионального проекта «ТЕМП» и отсутствием практического опыта его применения в области патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему, состоящую в разработке психолого – педагогических условий, содействующих патриотическому воспитанию школьников, через реализацию регионального образовательного проекта «ТЕМП».

Цель работы — определить и создать психолого – педагогические условия для обеспечения эффективности реализации регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала старших дошкольников.

Задачи работы:        

  1. Формировать представления о трудовой истории родного края, города;
  2. Формировать систему знаний детей о видах технических специальностей и разнообразии рабочих профессий Уральского региона.
  3. Способствовать освоению знаний и становлению устойчивого интереса к разным профессиям Южного Урала.
  4. Формировать у детей элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии.
  5. Воспитывать в детях уважительное отношение к рабочему и результату его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества.

Глава 1. Теоретические аспекты реализации образовательного проекта «ТЕМП» и патриотического воспитания старших дошкольников.

  1. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе.

Воспитание детей в современном российском обществе имеет свои особенности в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций.    Социально-экономические инновации период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.

В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, приобщение к труду, формирование ответственности за его результаты, уважения к труду людей разных профессий.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых идей в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

  1. Региональный проект «ТЕМП» как инновационный подход

в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста

с профессиями.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в собственном регионе, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Решению данной задачи способствует реализация регионального образовательного проекта «ТЕМП» в дошкольном образовательном учреждении как инновационный подход в формировании патриотического начала.

Период от рождения до школы является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребенка полноценным членом общества. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров для выстраивания им отношений человека с окружающим миром.

"Работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада" — подчеркнул министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.

  Целью реализации проекта является создание условий для формирования у воспитанников начальных (базовых) представлений о трудовых профессиях Южного Урала.

Знакомство дошкольников с профессиями родного края не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует знания о приоритетных направлениях развития региона и важности освоения востребованных профессий внутри области, а также формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Цель ранней профориентации - сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру, и ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внёс Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда.

Реализация регионального проекта «ТЕМП» в дошкольно-образовательном учреждении способствует накоплению у дошкольников системы знаний о профессиях наиболее значимых для роста и развития области и региона, знакомит детей с разновидностями женских и мужских видов профессий, актуальных как в современном трудовом обществе, так и в будущем. Позволяет узнать о промыслах Южного Урала и людях, прославляющих регион своей трудовой деятельностью. Воспитывает уважение к человеческому труду и к различным видам профессий.

Глава 2. Система работы по реализации регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Перспективное планирование по реализации регионального проекта «ТЕМП» через ознакомление с профессиями родителей, как метода формирования патриотического начала дошкольников.

Одна из возможных форм реализации образовательного проекта «ТЕМП» в дошкольном учреждении является ознакомление дошкольников с профессиями своих родителей, которые осуществляют свою трудовую деятельность работая на предприятиях и в учреждениях родного города. Знакомясь с профессиями своих родителей, дети проявляют активный интерес, оказывают эмоциональное сопереживание к труду близкого человека, учатся уважительному отношению к результатам труда.

Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

           В настоящее время обращение к трудовой деятельности взрослых как к средству воспитания у детей интереса к профессиям, уважения к труду человека, осознания свой принадлежности к будущему развитию родного края, расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости актуально и общезначимо.

Содержание патриотического воспитания на основе приобщения к культурному наследию своего народа, в том числе трудовой истории родного края, города, представлено в различных исследованиях. Разработан ряд общеразвивающих и парциальных программ.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду.

Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Современные авторы и разработчики программ трудового воспитания дошкольников являются: В. Н. Андреева, Д. Е. Аксенов, Л.В. Куцакова, О. Е. Арнаутова, Т. М. Бабунова, К. Ю. Белая и др.

Трудовому воспитанию, т.е. привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель формирования патриотического начала детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности полезности и важности труда.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

ВТОРАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

ТРЕТЬЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Сотрудничество как форма взаимодействия должна осуществляется между всеми участниками образовательного процесса: педагогом, детьми и родителями. Поэтому, мной разработан перспективный план по формированию патриотического начала дошкольников через ознакомление с профессиями родителей воспитанников, как формы реализации образовательного проекта «ТЕМП».

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с профессиями родителей

Месяц

Профессия

Цель

Методические приёмы

Работа с родителями

Тема: «Сотрудники ДОУ»

Сентябрь

«Помощник воспитателя»;

«Дворник»,

«Прачка»;

«Кладовщик».

«Повар»

(Мама Никиты Кузьмина)

Закрепить знания детей о труде людей, работающих в детском саду.

Закрепить знания детей о работе повара. О его профессиональных обязанностях в детском саду и значении его трудовой деятельности для ребят детского сада.

Воспитывать  чувство благодарности к профессии повар, бережное отношение к продуктам питания, желание оказывать посильную помощь. (съедать всю еду)

1.Проведение экскурсий, наблюдений.

2.Рассматривание фотоальбомов по теме: "Где народился, там и пригодился".

3. Вечер загадок "Отгадай профессию"

1.Экскурсия на пищеблок.

2.Сбор пословиц, стихов о профессии «Повар».

3.Проведение совместных занятий.

4.Создание фотоальбома "Важная профессия «Повар"

5.Беседа «Важная профессия – «Повар»

6. Чтение стихотворения Б. Заходера «Повара»

Проведение общего родительского собрания по популяризации образовательного проекта "ТЕМП" и мерах по его реализации.

1.Помощь в оформлении альбома.

2.Участие в конкурсе "Дружная семья"

3 Конкурс на самый вкусный рецепт блинов.

Тема: «Медицинский работник»

Октябрь

«Лаборант медицинского учреждения» (мама Ксюши Губановой)

 

«Педиатр – детский врач» (мама Максима Чалова)

«Ветеринар – врач для животных»

(родители Влады Лыткиной)

Продолжать знакомить детей с профессиями медицины.

Учить отличать назначение профессий в медицине, знать важность и необходимость каждой профессии.

Уточнить представления детей о работе ветеринара, о личностных качествах человека этой профессии

1.Организация с/р игры "Больница"

2.Рассказ ребёнка по фотографиям о работе своего родителя.

 

3.Рассказ воспитателя с использованием презентации и мультимедийных средств

"Наше здоровье в ваших руках"

1.Наблюдения за животными.

2. Оказывать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным.

3. Совместная с родителями тематическая экскурсия в ветеринарную клинику «Котопёс»

4. Беседа «Ветеринар – важная профессия».

1.Совместное,

с родителями медиками, составление папки передвижки "Очень нужная профессия"

2.Помощь в оформлении альбома и слайд презентации.

1. "Гость группы" -рассказ семьи Лыткиных о профессии ветеринар.

2. Контактный зоопарк в работе опорной (базовой) площадки в рамках реализации проекта «ТЕМП»

3. Фото-экскурсия «Ветеринар – главный врач свинокомплекса»

Тема: «Профессии села»

Ноябрь

«Тракторист» (папа Эвелины Криушиной)

«Фермер» (папа Маргариты)

«Доярка»

«Животновод»

«Агроном»

«Комбайнер»

«Пастух»

Уточнить представления детей о трудовых обязанностях фермера, о личностных качествах человека данной профессии.

Познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями людей

1.Беседа «Труд людей летом»

2. Малоподвижная игра

«Угадай профессию по жестам»

3. Дидактическая игра "Хорошо огороднику" 

4. Оформление книжки-малютки «Пословицы о хлебе»

5. Ситуация "Детскому саду нужно молоко"

1.Рекомендовать родителям совместную экскурсию на сельскохозяйственные угодья, фермы.

 

2. "Гость группы" - рассказ родителя о своей профессии с использованием фотографий и видеофильма по теме "Мы выращиваем хлеб" и "Молоко для ребят"

1. Привлечь родителей к созданию фотоальбомов по своей профессии.

Тема: «Профессии завода «ГРЭС»

«Электрик» (папа Олеси Круглёвой)

«Юрист»

(мама Маши и Маргоши Анисимовых)

«Бухгалтер» (мама Олеси Круглёвой)

«Лаборант» (мама Насти Вялковой)

Расширять представление дошкольников о профессии энергетика, о людях, которые снабжают нас электроэнергией.

Дать понятие, что "один в поле не воин" и от слаженности их труда, зависит работа целого предприятия.

1. Беседа

«Зачем человек трудится»

2.Продуктивная деятельность: "Откуда берётся электричество?", "Домашнее "солнце"

3.Проблемная ситуация: "Если не будет электричества".

1 Фотоотчет родителей с места работы.

2 «Гость группы» - рассказ родителей об истории возникновения завода, о заводских профессиях, о трудовых династиях.

Тема: «Работники торговли»

Декабрь

«Продавец»

(мама Киры Брылкиной, Саши Кирсанова, Эвелины Криушиной)

«Кассир»

«Товаровед»

«Грузчик»

«Директор по свежести»

«Уборщица»

Продолжать знакомство детей с профессиями людей, работающих в;

Воспитывать уважение к работникам торговли.

1. Беседа «Профессия – продавец»

2. Организация с/р игры "Магазин"

3.Проведение экскурсии по теме "Купим у мамы в магазине"

1.Рассказ родителей

о значимости своей работы для семьи и для всего города

2. Беседа с детьми о манерах поведения в магазине, о правилах поведения в общественных местах.

3.Привлечение ребёнка к покупке товара в ближайшем магазине под присмотром взрослого.

Тема: «Производственные профессии завода АИЗ»

Январь

Формировщик 

«Слесарь» (мама и папа Яны Зайцевой)

«Сварщик»

«Производственный рабочий» (мама и папа Ани Калашниковой)

«Инженер» (папа Маши и Маргариты Анисимовых, папа Насти Вялковой, Саши Кирсанова)

Продолжать воспитывать интерес к рабочим профессиям, к профессиям своих родителей и месту их работы, расширять представления, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем

Расширить представления детей о профессиях людей, работающих на фабриках и заводах, о значении их труда для всего завода.

Воспитывать интерес к профессии инженер.

1.Беседа «Как работают заводы и фабрики»

2. Игра-викторина 

«Что мы знаем о профессиях?» 

3.Составление рассказа о значимости трудовой деятельности своих родителей для всего производства по фотографиям

1. "Гость группы" - рассказ родителей о своей работе.

2. Оформление фотоальбома "Где народился, там и пригодился"

1.Помощь в составлении альбома "Инженер - очень нужная профессия."

2.Рассказывание

детям о важности своей профессии.

3. По возможности - посещение своей работы детьми.

Тема: «Профессии транспорта»

Февраль

«Водитель»

(папа Максима Дементьева, папа Леры Шерстабитовой, Мии Данилиной)

«Лётчик»

Расширять знания детей о такой важной профессии как водитель.

Формировать познавательный интерес к труду людей.

Закрепить и обобщить знания о труде водителя в городе и в сельской местности.

Учить детей различать некоторые виды воздушного транспорта.

Формировать представление о путешествии по воздуху.

Знакомить с особенностями перемещения на воздушном транспорте. 

Учить ценить труд лётчиков.

Формировать представление о работе защитников Отечества.

1.С/р игра "автобус"

2.Дидактическая игра «Кем работают наши родители»

3. Оформление альбома «Стихи о профессиях»

4. Составление описательного рассказа о профессии «Водитель» по схеме.

5. Раскраски "Виды транспорта"

1. Экскурсия на авиабазу УПРУН

2. Общение по фотографиям экскурсии «Есть такая профессия – Родину защищать

3. Обсуждение «Как нужно вести себя в самолёте»

4.Просмотр и обсуждение с использованием слайд презентации темы "Путешествуем в самолёте"

5. Рассуждение "Нужен ли на Урале воздушный транспорт"

1.Помощь в составлении альбома "И ни туда и не сюда"

(виды транспорта)

2. Проехать с ребёнком в общественном транспорте.

1. Поделиться с ребёнком о впечатлении полёта в самолёте.

2. Помочь в сборе информации о воздушном виде транспорта.

Тема: «Профессии горнодобывающей промышленности»

Март

«Геолог»

«Шахтер»

«Горнорабочий»

«Машинист буровой установки»

 Знакомить детей с профессиями людей, реализующих свою трудовую деятельность в Уральском регионе.

Дать понятие о разновидности наименований профессий данной темы.

Объяснить значимость трудовой деятельности людей для развития всего региона.

Познакомить воспитанников с результатами труда людей горнодобывающей промышленности.

Рассмотреть с детьми книги об Уральском регионе («Моя Магнитка», «Трудовая слава»)

Познакомить с коллекцией камней горных пород Уральского региона

Рассмотреть рабочее обмундирование и орудия труда людей данных профессий.

Рассмотреть объекты и предметы, созданные из горных пород, добытых в Уральском регионе.

(памятники, архитектурные объекты, изделия из металла, руды, драгоценных камней)

Апрель

«Флорист» (мама Мии Данилиной)

Познакомить детей с профессией флориста.

Воспитывать видение красоты мира, красоты цветов.

Учить различать цветы по внешнему виду, познакомить с ассортиментом цветочных букетов.

Уточнить значение цветов для человека, животных и насекомых.

Собрать фотоколлекцию цветочных композиций для оформления в альбом.

Создание композиций из сухоцветов и подручного материала.

Д/и «Угадай цветок» с использованием наглядно-демонстрационного материала.

Профессия «Флорист» в работе опорной (базовой) площадки в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»

Оформление выставки «Творческие работы семьи Данилиных»

Тема: «Профессии благоустройства»

Май

«Сортировщик твёрдых бытовых отходов»

«Рабочий по озеленению»

«Ландшафтный дизайнер»

Знакомить с профессиями людей, напрямую связанных с благоустройством города и сохранением его экологической среды.

Сформировать знания о необходимости данных профессий и важности их в жизни города и горожан.

Воспитывать бережное отношение к труду специалистов данной категории.

Объяснить детям необходимость раздельного сбора мусора.

Учить беречь окружающую среду, вести раздельный сбор мусора и правильную его утилизацию.

Рассмотреть иллюстрации с данными профессиями.

С/р игра «Сортируем мусор»

Рассмотреть необычные фигуры, созданные из лиственных деревьев.

Помочь в сборе информации о воздушном виде транспорта.

Побеседовать с детьми о необходимости сбережения природы родного края.

2.2. Реализация перспективного плана по формированию патриотического начала дошкольников через реализацию образовательного проекта «ТЕМП»

Воспитательно-образовательная      работа проводилась на базе МДОУ «Д/с № 6 «Буратино» в течение двух учебных лет в старшей и подготовительной к школе группах.

Работа включала в себя три основных этапа.
Первый этап – исходно – диагностический. На первом этапе (в течение сентября) была проведена работа по выявлению уровня сформированности у дошкольников знаний и умений в области трудовой деятельности, а также нравственных качеств, демонстрирующих отношение к труду и являющихся основой патриотического воспитания.

Проведенная диагностика по методике Бабенко С. В. позволила сделать вывод о том, что дошкольники затрудняются в названии профессий преимущественно значимых для Уральского региона и для Южного Урала, в частности. Некоторые из детей не профессию своих родителей. Имеют трудности в узнавании символики города, области, страны. Дети имеют малый запас представлений о прошлом народа своей малой Родины, его культуре, трудовой славе. Не всегда проявляют уважительное отношение к трудовой деятельности людей.

Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения.

При анализе представленных результатов диагностики выявилось: по разделу диагностики «Развитие трудовой деятельности» у детей отсутствует высокий уровень знаний и умений, средний уровень у   50% детей, и 50% составляют дети с низким уровнем развития трудовых качеств. В разделе «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» определилось, что дети с высоким уровнем знаний не выявлены, средний уровень у 81% детей и 19% детей с низким уровнем знаний. «Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»: высокий уровень – отсутствует, средний – у 31% воспитанников, низкий – у 69% (см. приложение 1)

На начало года у детей преобладает низкий уровень знаний и умений по разделу «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам», а значит, не все дети имеют представления о значимости результатов труда человека. Прослеживается неустойчивый интерес к собственной трудовой деятельности. У детей не сформированы представления о роли труда взрослых в жизни общества, а также нет осознания ценности трудовой деятельности людей в жизни города, области, края. Дети не знают о видах востребованных специальностей Уральского региона и Челябинской области, в частности.

      Исходя из этого, был составлен перспективный план работы по реализации регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста.

      Второй этап – основной (октябрь – апрель). В течение этого этапа велась систематическая работа по формированию патриотических качеств детей при ознакомлении с трудом взрослых, которая охватывала все виды деятельности: непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную. Было налажено тесное взаимодействие с педагогами ДОУ. Родители детей так же являлись активными участниками воспитательного процесса.

        При выборе данной темы я поставила цель: ребенок, владеющий трудовыми навыками и нравственными качествами личности. Для реализации цели наметила следующие задачи: учить выполнять трудовые действия, необходимые для выполнения трудовых поручений; формировать культуру труда; развивать настойчивость, целеустремлённость, способность, к преодолению трудностей для достижения поставленной цели; воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку труженику; воспитывать бережное отношение к результатам труда.

        Мною были выбраны следующие направления в работе: создание предметно-развивающей среды для ознакомления дошкольников с новыми видами профессий; чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения; организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей; осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду; педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.

Свою работу я начала с создания предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада. Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.

        Для решения поставленных задач мною определены пути их реализации: Первый – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения; Второй – непосредственная организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых.

Ознакомление детей с трудом взрослых, ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, о его пользе для семьи, для города и для страны в целом. Воспитатель, знакомя детей с профессиями, воспитывает не только уважение к труду взрослых, но и учит ценить плоды труда. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – желание трудиться, работать добросовестно, отвечая за плоды своего труда.

Как же добиваться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых.        

        При наблюдении за трудовыми действиями дворника дошкольного учреждения, у детей возникло желание помочь. Дети с интересом и увлечением собирали сухие ветки. Выйдя на вечернюю прогулку, воспитанники с гордостью рассказывали родителям о своей помощи и указывали на чистоту прогулочного участка.

        Экскурсия на пищеблок детского сада, где трудится мама одного из воспитанников, понравилась детям необычно большим размером кухонной посуды, в которой готовится еда для ребят всего детского сада. Ребята отметили чистый и опрятный вид повара, а также ощутили аромат свежей выпечки, от чего у них разыгрался аппетит.

        С профессиями медицины ребята тоже знакомились на примере своих родителей. В группе есть мамы, которые работаю в медицинских учреждениях города. Они увлекли ребят рассказом о своей работе. Принесли с собой различные виды медицинского оборудования и продемонстрировали его применение. Ребята с удовольствием наблюдали за тем, как измеряется давление, что можно услышать в фонендоскоп и узнали, для чего так много пробирок используется в лаборатории больницы.

        Побывав на экскурсии в процедурном кабинете ДОУ, ребята узнали где хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. В беседе с медицинской сестрой дети узнали, чем она занимается: осматривает детей, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

Форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

        Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.

Из экскурсии в прачечную дети узнали, что прачка следит за чистотой постельного белья, отвечает за полотенца и стирает рабочую одежду сотрудникам детского сада. Прачечная – не большое помещение, в ней есть стиральная машина, стол для глажки белья, шкафы для чистого балья

        Увлекательным путешествием для детей оказался поход на экскурсию в ветеринарную клинику «Котопес», в которой родители воспитанницы принимают четырехлапых пациентов. Ребята наблюдали за действиями ветеринарного врача, который проводил осмотр животного. Знакомство с данной профессией очень понравилось детям.

        Через выездную экскурсию в воинскую часть УПРУН ребята узнали, что в воинской части служат вертолётчики на вертолётах. В воинской части служат солдаты, они охраняют нашу Родину, что мальчики обязательно должны идти в армию. Дети беседовали с летчиками, рассматривали вертолёты, мерили шлемы, узнали, чем занимаются вертолётчики.

Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

        В группе созданы тематические фотоальбомы с видами таких профессий как: «Тракторист», «Фермер». Ребята с интересом смотрят короткие видео репортажи с места работы своих родителей, тем самым наблюдая со стороны за профессиями «Электрик», «Лаборант», «Юрист».

        Родители воспитанников вместе с детьми участвуют в проектной деятельности и с удовольствием демонстрируют свой профессиональный навык детям, педагогам детских садов в рамках работы опорных (базовых) площадок по реализации образовательного проекта «ТЕМП».

        Наблюдения играют важную роль для детского восприятия. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в воинскую часть, в библиотеку, к светофору, в цветочный магазин, в ветлечебницу дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с лётчиком, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, лётчику – чтобы было удобно летать и легко связываться с землёй, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

        При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города.

        Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда не только для общества, но и для родного города, области и страны в целом.

        Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. В игре дети с удовольствием примеряют на себя роль врача, медсестры, ветеринара. Девочки преимущественно выбирают игры, в которых могут подражать своим мамам. Это сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин», «Цветочный магазин», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская» и др. Мальчики играю в летчиков, водителей. Становятся слесарем автомастерской, рабочим подъемного крана, машинистом поезда, спасателем МЧС, и даже поисковой бригадой, которая разыскивает спустившихся на землю космонавтов.

        Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, о значении их труда для детей и взрослых, возможно только в процессе сюжетно - ролевой игры.

        В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С Михалкова- дяди Степы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает – сделаем вместе».

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации я подбирала небольшие произведения такие как: С. Баруздин «Мамина работа», С. Маршак «Пожар», «Почта», «Строители» Б. Заходер и др.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей.

Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например, «Магазин», «Радио», «Что кому нужно для работы».

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мною используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

В ознакомлении дошкольников с профессиями я использую настольно-печатные игры: «Кто чем занят», «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для труда?», «Посмотри и назови профессию», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Угадай профессии по описанию».

- Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре — это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

- Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

- Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

        Играя в словесные игры, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

        Мной проводились беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?», «Все профессии важны, все профессии нужны!».

        В непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети рисовали на тему: «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту». Конструирование из подручного и бросового материала «Дома нашего города» (профессия архитекторов, конструкторов, строителей, дизайнеров).

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

Работа по реализации проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала дошкольников осуществлялась при активном участии родителей воспитанников.

Формы   взаимодействия с родителями детей:

  1. Родитель выступает как эксперт и делится информацией, которой он владеет: рассказывает, что представляет собой та или иная профессия;
  2. Участие в работе опорных (базовых) площадок по реализации образовательного проекта «ТЕМП» в качестве приглашенного гостя для проведения мастер-класса по роду своей деятельности;
  3. Организация и проведение экскурсий для детей группы;
  4. Проведение дня родительских профессий, где приглашенный родитель представляет свою профессию;
  5. Помощь в оформлении фотовыставок, фотоальбомов, папок-передвижек по теме профессий.

В конце учебного года была проведена диагностика, которая позволила сделать вывод о том, что работа, проведенная с целью реализации регионального образовательного проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала дошкольников, прошла продуктивно и позволила повысить уровень развития большинства дошкольников.

При анализе представленных результатов диагностики выявилось: по разделу «Развитие трудовой деятельности» высокий уровень знаний у детей составляет – 87%, со средним уровнем умений - 13%, низкий уровень знаний не выявлен. В разделе «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» определилось: высокий уровень имеют 95% воспитанников, 5% средний уровень, низкий уровень не выявлен.  «Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»: высокий уровень у 95% детей, средний – 5%, низкий – не выявлен (см. приложение 2)

Исходя из результатов сводной таблицы диагностической карты по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на начало, и конец учебного года выявлена положительная динамика развития познаний в данной области.

Таким образом, спланированная и проведенная работа по реализации образовательного проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала старших дошкольников показала положительную динамику развития нравственных качеств у детей (см. приложение 3)

Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда. Большинство детей научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами. Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности детей. Реализация проекта «ТЕМП» способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, развитию из познавательных способностей и интереса к разным видам профессий.

Вывод

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.

Реализация регионального проекта «ТЕМП» в дошкольно-образовательном учреждении способствует ознакомлению дошкольников с разными видами профессий, дает возможность наглядным образом и более подробно узнать о труде взрослых. Способствует ранней профориентации детей и знакомит с специальностями, которые необходимо осваивать в ближайшем будущем для успешного развития региона и области.

Реализация проекта «ТЕМП» через ознакомление с трудом взрослых, трудом близких людей является значимым в воспитании нравственных качеств ребенка. Ребенок испытывает гордость за результат своего труда, труда окружающих людей, области, в которой он живет. У него развивается желание приносить пользу окружающим, своему региону, своей стране.

Заключение

Систематическая работа по реализации регионального образовательного проекта «Темп» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста — необходимое звено педагогического процесса. Трудовое воспитание с дошкольного возраста имеет существенное значение для развития профессиональных качеств будущих работников.

        В ходе проведённой работы разработаны методические рекомендации, позволяющие активно реализовывать программу образовательного проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала старших дошкольников, основанных на ознакомлении детей с профессиями своих родителей и не только.

        Представленная система реализации проекта «ТЕМП», была разработана и апробирована в МДОУ детский сад № 6 «Буратино» г. Южноуральска.  

Практическая значимость исследования.

1.        Созданы психолого – педагогические условия для обеспечения эффективности реализации регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала старших дошкольников.

2.        Обобщен опыт работы по проблеме «Реализация регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста.

3.        Разработаны методические рекомендации по реализации задач регионального проекта «ТЕМП» через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. «Воспитание дошкольника в труде». Под ред. В. Г. Нечаевой. Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

2. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова. — М.: Просвещение, 2002.

3. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. — 2000. № 7.

4. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.

5. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 144 c.

6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.

7. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.- СПб.: Из-во «Акцидент», 1995.-288с.

9. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

10. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

11. Игровые технологии в системе трудового воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.

12. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.

13. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. -- М.: Просвещение, 2002.-336с.

14. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 - с. 16.

15. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.

16. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. - с.67

17. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айресс-Пресс, 2009. - 128с.

18. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

19. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Метод-ический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

20. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. -- Балашов, 2004. - 64 с.

21. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

22. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.

23. «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010К. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

24. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы  по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....

Исследовательский проект «Игровые технологии в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является той ступенькой в жизнь, на которой начинается формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственных основ личности с осознанием социальной значимости себя в ок...

Опыт работы по теме "Семья как основа организации и реализации идей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлен обобщенный педагогический опыт  по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с родным городом, как малой Родиной в тесном взаимодействии с семьями во...