Программа дополнительного образования
рабочая программа
Программа дополнительного образования по краеведению детей дошкольного возраста "Путешествие по Алтайскому краю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parovozik.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Ягодка» комбинированного вида
Принята Утверждена
На педагогическом совете Заведующим МБДОУ
Протокол № 5 Гарбуза Л.Г.
№_03___от____09___2014г. №____от_______2014г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по краеведению детей дошкольного возраста
«Путешествие по Алтайскому краю».
Автор: Сухорукова Елена Николаевна Воспитатель МБДОУ №26 «Ягодка» Срок реализации 4 года
г. Камень-на-Оби
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Предлагаемая программа «Наш друг – паровозик» - вариант организации содержания образовательной деятельности с детьми от 3 до 7 лет, в основу которой положен принцип краеведения. Алтайский край открывается ребенком в процессе путешествия с необычным другом – Паровозиком. В активной, созидательной, творческой деятельности ребенок расширяет границы творческого знания о том, что его окружает, обретает способы взаимодействия с этим миром ( людей, природы, искусства ), познает самого себя и близких людей, пробует осуществлять свой нравственный выбор. И именно Паровозик, почти ровесник ребенка, побуждает к тому, о чем стоит задуматься, чему порадоваться, кого и о чем спросить, а кому помочь.
Программа приглашает в увлекательное путешествие педагогам вместе с детьми и родителями по Алтайскому краю. Открытие разных аспектов жизни родного края в разные годы и создает в жизни каждого человека тот самый фундамент, стержень, на котором и строится характер человека, его судьба. Именно та земля, на которой родился и живет первые годы своей жизни человек, культура в которой возрастает и дает живительные соки на всю последующую жизнь, формирует поведение, установки, отношение. По мнению К.Д Ушинского «…для ребенка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной.
1,2 Педагогическая целесообразность. Новизна, актуальность.
Содержание образовательной деятельности ориентировано на детей дошкольного возраста и включает в себя три возрастных периода: младший (от 3 до 4), средний (от4 до5), старший ( от 5 до 7 лет ).
Тематическое содержание позволяет более углубленно погрузиться в ту или иную тему, легко варьировать это содержание в течение месяца, недели и дня. Конкретная тематика способствует обогащению предложенного содержания особенностями и возможностями конкретной возрастной группы, родительского коллектива.
В младшем возрасте Паровозик знакомит с поездами, вокзалом и железной дорогой и приглашает в путешествие по детскому саду, сказке, лесу. В среднем возрасте вместе с Паровозиком дети знакомятся с видами транспорта, профессиями железнодорожников, совершают путешествие по родному городу, на вокзал и в железнодорожное депо. Дети старшего возраста знакомятся с прошлым, будущим железной дороги, профессиями отцов дедов, совершают путешествия по Алтайскому краю и его городам. Свои впечатления от путешествий дети отражают в творческих работах по темам.
1.3. Содержание работы:
Для каждого возраста предлагается материал по месяцам. Тема месяца раскрывается в совместной деятельности взрослого и ребенка через поиск ответов на возникшие в ходе естественной жизнедеятельности или специально подготовленные проблемные ситуации, вопросы и задания.
Особое внимание уделяется становлению игровой деятельности детей. Тематическая направленность месяца определяет подбор игрового материала для игр с правилами и сюжетно-ролевых, представляя спектр возможностей для осуществления образовательного процесса по основным направлениям развития ребенка.
Структурной частью каждого месяца является раздел «Пусть творят малыши». В процессе продуктивной деятельности дети совершают «открытия», узнают что-то новое и используют обретенные знания и умения для решения жизненных задач.
Содержание совместной деятельности с членами семьи представлено в разделе «Вместе с мамой и папой». Сближение пространства родительского дома с жизнедеятельностью ребенка в дошкольном учреждении – важная составляющая успешного становления его целостной смысловой картины мира, его эмоционального благополучия гармоничного роста. Содержание образовательной деятельности представлено через совместное проживание ребенком и родителями разных значимых событий.
Литературные произведения по темам включены в разделе «Вместе с книгой». Предлагаемые литературные произведения обогащают представления детей и взрослых об истории развития железной дороги, интересных случаях, людях; о природе, городах. Жизни людей родного Алтайского края.
Иллюстрированный материал программы представлен на диске, структурирован по возрастам. Диск также содержит видеофильмы и мультимедийные презентации, помогающие совершить увлекательные путешествия с детьми по всем предложенным темам.
1.4.Цель программы:
Способствовать обретению дошкольниками знаний разных аспектов жизни родного края, начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировоззрения.
Задачи:
-В активной, творческой деятельности расширять границы знаний ребенка о том, что его окружает, помогать обретать способы взаимодействия с миром людей, природы, искусства.
- Способствовать становлению доброжелательных отношений между детьми, понимания и принятия правил безопасного поведения в жизни, обретения начальных представлений о здоровом образе жизни, пробуждения исследовательского и познавательного интереса.
-Воспитывать положительное отношение к профессиям железнодорожников, интерес к знаниям достопримечательностей родного города и края.
- Создавать условия для сотворчества детей и взрослых (родителей) через участие в творческих событиях: конкурсах, КВН, выставках поделок, альбомов т.д..
1.5.Отличительные особенности данной программы:
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Составленная программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи в профессиях своих родителей и знакомых, интерес к событиям, происходящим в жизни города, края.
1.6. Формы и режим деятельности:
Тематическое содержание программы позволяет более углубленно погружаться в ту или иную тему, легко варьировать это содержание в течении месяца, недели и дня, основываясь на специфических для данного возраста видах деятельности и методических приемах.
Используются следующие виды занятий:
-игра
-беседа
-экскурсия
-конкурс
-чтение худ. произведений
-наблюдение
-экспериментальная деятельность
-выставка
-просмотр иллюстраций на диске
-изготовление поделок с родителями
-практическое занятие
- презентация.
1.7.Мониторинг реализации программы:
-Проявляют интерес к профессиям своих родителей и знакомых, к событиям, происходящим в жизни города, края.
-Имеют свою точку на происходящее, основываясь на духовно – нравственных началах культуры народа, представителями которого они являются, ценят труд людей разных исторических периодов.
-Заботятся о людях, растениях, животных, оказывают реальную помощь.
-Обладают гибкостью мышления, проявляют интерес и способность участвовать в созидательной деятельности по улучшению своего ближайшего окружения.
- Умеют самостоятельно вычленить воображаемые события и реальные жизненные ситуации, умеют договариваться, обладают гибкостью мышления.
1.8.Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
-Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12.№273
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.11
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы д.у. 2.4.1. 2660-10№164 20.12.10
- Приказ Мин. Образования и науки РФ от 23.11.09 №655 « Об утверждении и введении в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2 Комплексно – тематическое планирование.
Младший возраст
Задачи: Знакомить детей с особенностями грузового и пассажирского поезда, профессиями машиниста, проводницы, правилами поведения в поезде, на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи. Расширять представления о жизни обитателей леса в зимнее время.
Месяц | Содержание образова тельной деятельности | Пусть творят малыши | С мамой и папой | Вместе с книгой |
Сентябрь | «Паровозик приезжает в гости к детям». Рассматривание разных вагончиков: пассажирских и грузовых, как они прицепляются к паровозику. Игра « Что мне нравится» | Дети рисуют и наклеивают колеса к изображению паровозика | Поиск интересной информации о железной дороге, изготовление макета паровоза. | Е.Благинина «Паровоз» |
Октябрь | Рассказ паровозика о его семье, кто и как помогает ему быть чистым. Игра « Кого возьмешь с собой» | Аппликация «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» | Оформление фотовыставки семейных фотографий «Давайте познакомимся» | Б. Житков «Какая железная дорога» |
Ноябрь | Рассказ о работе машиниста. Игра «Одень машиниста» | Конструирование из строительного материала « Короткий и длинный поезд» | Рассказ ребенку о своей профессии, трудовых действиях и результатах труда. | В Степанов « Паровоз», Е. Иванова «Машинист» |
Декабрь | Путешествие на станцию «Зимний лес», знакомство со зверями наших лесов. Игра «Назови ласково», «Зайка серый» | Коллаж « Кто живет в зимнем лесу» | Рассматривание презентаций о животных наших лесов, экскурсия в зоопарк. | В Степанов «Вежливый пони», М.Дружинина «Едем в гости», И Сударев «Паровоз». |
Январь | «Проводница-помощница паровозика». Игра « Угостим пассажиров чаем», «Кому что нужно для работы». | Коллективное рисование «Железная дорога для лесных жителей». | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие на поезде». | Е.Иванова«Проводник», Я. Тайц «Поезд» |
Февраль | «Как вести себя в пассажирском вагоне». Просмотр мультфильма о правилах поведения на железной дороге. | « Портрет нашего друга паровозика»-Рисование манкой. | Беседы о правилах поведения в общественных местах. | Г.Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», Б.Житков «Вагон». |
Март | Театрализованная игра « Новый теремок». Игра «Разноцветные вагоны» | Штриховка цветными карандашами по контуру изображения паровозика. | Семейное чтение р.н.с. «Рукавичка»,»Коза-дереза» | Г.Цыферова «Паровозик из Ромашково». |
Апрель | «Куда приходят поезда» -экскурсия на ж.д. вокзал. Игра«Домино Транспорт» | Конструирование из строительно го материала «Железнодорожный вокзал» | Рассматривание фотографий на различных вокзалах. | Е.Иванова «Вокзал» |
Май | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде» | Выставка совместных работ на тему « На поезде всей семьей» | Семейное развлечение «Мама, папа, я- железнодорожная семья» |
Средний возраст
Задачи: Познакомить с профессиями работников железнодорожного вокзала: охранник, администратор, кассир, путейцы. Раскрыть значение работы железнодорожного депо. Показать оборудование вагонов, условия для пассажиров. Совершенствовать навыки соблюдения правил дорожного движения. Развивать умения вести наблюдения за работой пассажирского транспорта города.
Месяц | Содержание образовательной деятельности | Пусть творят малыши | С мамой и папой | Вместе с книгой |
Сентябрь | Рассказ паровозика о внутреннем устройстве вагонов. Игра «Веселые вагончики». Просмотр презентации « Почему поезда такие длинные». | Рисование « Вагоны пассажирского поезда» | Оформление книжки-раскладушки «Наше лето» ( о летнем отдыхе ). | Ю. Кортнев « Лесная железная дорога». Б Житков « Как мы поехали». |
Октябрь | Вокзал-ворота нашего города. Как вести себя на вокзале. | Аппликация из природного материала «Подарок родному городу» | Беседа о городе и улице. Побывать в красивых местах родного города. | Б. Житков «Вокзал». Д. Биссет «Вокзал, который не стоял на месте» |
Ноябрь | Экскурсия на железнодорожный вокзал. | Конструирование из бумаги «Железнодорожные билеты» | Участие в создании коллекции « Вокзалы» | С .Маршак « Багаж». |
Декабрь | Беседа о видах транспорта. Просмотр иллюстраций на диске. Игра «Парные картинки». | Коллективная работа « На чем люди ездят» | Наблюдение за транспортом на улицах города. | Б.Житков « Наш паровоз». О.Емельянова « Большое путешествие» |
Январь | « Везде и всюду правила». Беседа о правилах дорожного движения. Просмотр аудио обращения полицейского. Игра « Поезд». | « На улицах города». Лепка разных транспортных средств из слоеного теста. | Беседы о значении дорожных знаков. | Б.Житков «Как автомобиль хотел обогнать наш город». Б.Житков « Что значит желтый флаг». И.Гурина «Непослушный пешеход». |
Февраль | Все профессии нужны, все профессии важны» Игра «Закончи предложение» | Рисование « Кому что нужно для работы» | Создание альбома «Профессии родителей нашей группы» | И.Сударева « Паровозик» О Емельянова « Паровозик « Профессии». |
Март | Рассказ паровозика о своем домике «Депо».Рассказы детей о своей семье. Игра «Кто в семье какой» | Конструирование из коробок « Дом, в котором мы живем» | Изготовление коллажа «Кто в нашем домике живет». (Кто чем любит заниматься в семье). | С. Беляева «Веселый паровозик». |
Апрель | Экскурсия в депо. Просмотр фильма. | Конструирование из бросового материала « Паровозы на отдыхе». | Игры в конструктор –лего. | О. Емельянова Поезд « Кто где живет». |
Май | Путешествие по железной дороге « Кто хочет стать машинистом». | Рисование по замыслу « Путешествие по железной дороге». | Семейное развлечение « Веселое путешествие». | О. Высотская « Веселый паровоз». |
Старший возраст
Задачи: Расширять представления о жизни и достопримечательностях своего города. Знакомить с другими городами Алтайского края, закрепить умение узнавать и объяснять символику нашего края. Показать отличие электрички от поезда, особенности высокоскоростного поезда. Раскрыть значение железной дороги во время В.О.в, подвиги железнодорожников в военное время. Воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в этой войне.
Месяц | Содержание образовательной деятельности | Пусть творят малыши | С мамой и папой | Вместе с книгой |
Сентябрь | « Город, в котором мы живем». Оформление выставки фотографий нашего города. (Старшая гр.) Официальные символы города. (Подгот. Гр.) | Аппликация « Мой город». | Посещение различных мероприятий дня города и беседы о его достопримечательностях. | Е.Г. Иванова « Сказка про государство». М.Юдалевич « Родному городу». М. Улыбышева « Павловский вокзал». « Станции и вокзалы». |
Октябрь | « Наш край Алтайский». Беседа о городах нашего края, видах транспорта. Игра «Найди место на карте». (стар. гр.) Просмотр мультфильма о природных богатствах Алтая. Игра «Что гостям покажем». (подг.гр.) | Аппликация из семян цветов и крупы « Герб Алтая» | Посещение краеведческого музея и составление коллажа « Богатства Алтая» | А.С. Денисов « Наш край», « Легенда об Оби». |
Ноябрь | Экскурсия в музей. Игра « Что раньше, что теперь». ( стар.гр.) Видеоэкскурсия « Музеи нашего города» ( подг.гр.) | Рисование впечатлений от экскурсий в музей разными материалами. | Рассказ родителей об истории нескольких поколений в семье, их жизни, работе, увлечениях. Презентация семейных коллекций «Моя Родословная» | В. Приходько « История маленького паровозика». « Музеи Барнаула». |
Декабрь | Путешествие в прошлое локомотивов. Просмотр видео на диске « вагоны первых поездов». Игра «Хорошо-плохо». (стар.гр.) Рассматривание иллюстраций на диске «Железная дорога на картинах художников» Игра « Строим железную дорогу».( подг. гр.) | Конструирование из бросового материала « Старый паровоз» Изготовление объемного паровоза из коробок, пробок. | Совместные поделки для выставки « Железная дорога глазами нашей семьи». | Е. Пермяк « Как самовар запрягли». М Улыбышева « Железная дорога: за и против. ( От паровоза до Сапсана) Вс. Рождественский « Первая железная дорога» |
Январь | « Сапсан – поезд будущего». Рассказ о высокоскоростном поезде. Просмотр видеофильма. (стар.гр.) Просмотр видеосюжета из передачи Галилео «Сравнение Сапсана и паровоза» Игра «Регулировщик» (подг.гр.) | Рисование пластилином «Поезд будущего» (горошками и жгутиками) | Конструирование макетов, Рисунки. | М Улыбышева « От паровоза до «Сапсана» Т Михайлова «Непослушный вагон». |
Февраль | « Кто работает на железной дороге» Просмотр видеофильма о фирменном поезде. Рассказ о труде железнодорожников. Речевая разминка. (стар.гр.) Просмотр видеофильма «Поездка на локомотиве». Игра « Что нужно проводнику» Рассказ о труде обходчика, путейца, диспетчера. (подг.гр.) | Рисование Карандашами, мелками « Если я буду работать на железной дороге». | Создание презентации на тему «Профессии нашей семьи». | Г Максимова « Что такое скорый поезд». |
Март | « Живая газета» Паровозик привозит в группу разные газеты, знакомит с их названием, содержанием. Игра « Где мы были, мы не скажем» .(стар.гр.) Чтение интересных вырезок из газет о труде железнодорожников. ( подг.гр.) | Рисунки для книжки-малышки «Все работы хороши, а Мамина лучше» | Подобрать пословицы, поговорки о труде и работе. | Э Стефанович « Ведущая» |
Апрель | Просмотр слайд-сюжета « Поездка на электричке» | Коллективная работа- Изготовление макета «Путешествие на поезде по Алтаю» | Подбор пословиц и поговорок о защитниках Родины. | М Мокшин « Бывшему воину» В.А.Регер « Великая отечественная война в воспоминаниях железнодорожников» |
Май | «Победители» Экскурсия на мемориал славы. Рассказ паровозика о вечном огне. Игра « Наши защитники», « Все для фронта» (стар.гр.) Железнодорожный КВН. (подг.гр.) | Изготовление открыток « С Днем Победы» | Оформление семейных буклетов « Наши прадеды-герои войны» | А.В.Власов « Я-солдат» |
3.Методическое сопровождение-Великая Отечественная война в воспоминаниях железнодорожников( под редакцией Рейнгардта В.Г.)-Лапидус Б. «Когда я вырасту, я стану железнодорожником»
-Стефанович Э. « Моя железная дорога».
-Улыбышева М. « От паровоза до Сапсана».
-Крейнис З Л. « Очерки истории железных дорог».
-Путешествие по железной дороге. Большой словарь для детей.
- Методическое пособие « Наш друг Паровозик приглашает…» Е В Затеева, Г.Г.Ермакова, Н.А.Лобас, Е.Г.Иванова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...