Комплексно-тематическое планирование по Краеведению в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Лоцманкова Ольга Сергеевна

Пояснительная записка:     

       Программа составлена в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.омаровой,М.А.Васильевой.

 

Цели программы:  

Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от плясок, сказок и музыки до театра. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества. 

Задачи программы:    

-Формировать познавательную активность у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.

-Развивать чувства гордости за свой родной край, его достижения и культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_0_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 г.Медвежьегорска»

«Краеведение»

( раздел )

Старшая общеразвивающая группа

( группа )

Пояснительная записка:    

       Программа составлена в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.омаровой,М.А.Васильевой.

Цели программы:  

Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от плясок, сказок и музыки до театра. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества. 

Задачи программы:    

-Формировать познавательную активность у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.

-Развивать чувства гордости за свой родной край, его достижения и культуру.

Краткая характеристика программы:    

Основные направления программы

  1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка,  воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными..
  2. Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
  3. Животный и растительный мир Карелии
  4. Труд людей в Карелии
  5. Использование народных праздников и традиций.
  6. Знакомство с    элементами карельского орнамента.
  7.  Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
  8.  Столица республики, ее достопримечательности, богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный мир, реки и озера), достопримечательности;
  9. Народы, живущие в Карелии;
  10.  Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).

Программно-методическое обеспечение:

  1. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
  2. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
  3. Сказки Заонежья», состН.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
  4. Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
  5. Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
  6. А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
  7. Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
  8. А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
  9. Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005

 

 Учебный план:    

 

Содержание занятий

Количество часов  

Примечание

1.

  «Краеведение»

18

 

2.

Региональный компонент как часть занятия

 На занятиях

Дидактический материал:  

  • элементы карельского быта.
  • Картины «Национальные костюмы»
  • Куклы в национальных костюмах 

 

Формы организации обучения:    

  Обучение  проводится на занятиях в групповых помещениях, в индивидуальной работе, повседневной жизни.  

 Диагностика компетентности детей:  

- по результатам оценки  развития и подготовленности детей ( сентябрь, май)

  • по итоговым занятиям, викторинам.

Тематический план занятий

Сентябрь

Я хочу быть похожим на..

Формировать и развивать представлений о трудовой деятельности людей. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям

Сентябрь

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Формировать осознания своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе. Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.

Октябрь

Юные защитники природы

Формировать позиции юного защитника природы. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Воспитывать желание заботиться и охранять объекты природы

Октябрь

Мой город

Формировать знания о городе и родном крае. Уточнить и систематизировать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях, улицах города.

Ноябрь

Мой детский сад

Формировать представления о своей улице, об улице, где находится детский сад. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать

Ноябрь

Экскурсия в городской парк

Формировать представления о месте отдыха горожан. Закрепить знания о цветах и животных.

Декабрь

В горнице моей.

Приобщать детей к национальной культуре. Формировать интерес к истории  и культуре русского народа

Декабрь

Сундучок деда мороза

Познакомить детей с Карельским Дедом Морозом - Пакайне.

Январь

Я житель Медвежьегорска

Дать знания детям о родном городе Медвежьегорске: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, профессии жителей города

Январь

Здравствуй, зимушка-зима.

Познакомить  детей с русскими и карельскими играми зимой.

Февраль

Защитники земли русской

Формировать  у детей представлений о защитниках Родины

Февраль

Веселые ложки

Познакомит детей с деревянными ложками. Активизировать словарь ( «ложкарь», «ложечник», «черепок», «коковка», «баклуша», «едалка» );

Март

Масленица

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Март

При солнышке тепло – при матушке добро

Формировать доброжелательные чувства к маме.

Апрель

Весна, весна, поди сюда.

Формировать знания об обычаях встречи весны. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа

Апрель

Шутку шутить- людей насмешить.

Знакомить детей с русскими народными традициями. Познакомить детей с потешным фольклором

Май

Викторина «Знатоки родного края»

Закрепить знание детей об истории родного края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее

Май

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Познакомить детей с самоваром; дать представление о традициях русского чаепития; знакомить с правилами гостеприимства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....

Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы

Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Комплексно-тематический  план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....