Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ОО «Познавательное развитие» (Приобщение к социокультурным ценностям) в старшей группе № 21 Передача «Моя семья»
Цель:
Формировать у детей правильное представление о семье и ее роли.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Закреплять в речи понятия: семья, члены семьи.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Развивать любознательность, поддерживать проявление
самостоятельности в познании окружающего мира.
Расширять любознательность, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира.
Развивать речь детей, умение слышать и слушать вопросы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
- Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
- Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в саду, в природе.
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
- Закрепление знаний пословиц о семье.
- Изготовление вместе с родителями семейных рисунков.
- Чтение стихов и рассказов о семье.
Материалы и оборудования:
Рисунки на тему «Моя семья», корзина, силуэты солнышка и тучки на каждого ребенка, магнитные доски, муляж автобуса, руль, педаль, костюм водителя автобуса, телевизор.
Словарная работа: Закрепить слова: родственники, родня.
Методы и приемы:
Наглядные: показ детских работ.
Словесные: Рассказ педагога, беседа, вопросы к детям, педагогическая оценка.
Игровые: дидактические игры, загадывание и отгадывание загадок.
Ход занятия:
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим вот таким пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Вике и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
(дети здороваются)
На телефон воспитателя приходит смс приглашением.
Ребята нас с вами пригласили в телестудию на детскую передачу, «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей)
Телестудия предоставила большой красивый автобус, который нас уже ожидает: предлагаю занять свободные места (дети занимают места) А водитель у нас сегодня Женя ( ребенок одевает костюм водителя автобуса) Ребята, а пока мы едем, давайте вспомним правила поведения в телестудии. (ответы детей)
Вот мы и приехали на телестудию нашего города. Я предлагаю вам занять свои места (дети садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (ответы детей). А я тогда на этой передачи буду ведущей. Ну, тогда внимание, мотор, поехали.
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Регина Эдуардовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Березка», группы «21». Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
Сегодня я вести программу буду не одна, а мне будет помогать наш гость.(Появляется Незнайка).
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатели: Вы узнали нашего гостя? (ответы детей) Незнайка присаживайся со мной рядом на стул.
Незнайка: Ребята, в вашей группе живет мой друг клоун «Степа» и он мне много рассказывал про ваши дружные семьи. А вот у меня нет семьи и я бы хотел что б вы мне рассказали о своей семье.
Воспитатель: Конечно же Незнайка, мы расскажем тебе о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но с начала я предлагаю участникам вместе с Незнайкой подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться гостям?
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….(Представляются 2-3 чел.)
Воспитатель: Благодарю участников.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Незнайка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, знают. Ребята, подскажите Незнайке, как называют людей живущих в одном доме или в одной квартире?
Дети: Семья.
Незнайка: Как интересно семья, семейка.
Воспитатель: Раз тебе интересно Незнайка, мы с ребятами постараемся рассказать всё о семье.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья, с кем вы живете?
Дети: с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами.
Воспитатель: Семья объединяет родных. Это наши родственники, родня.
Воспитатель: Ребята вместе с Незнайкой внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким, а прочтет его Катя и Степа.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите родных в этом стихотворении.
Дети: Главный герой, мама, папа, братик, сестренка.
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Незнайка: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Что с тобой Незнайка?
Незнайка: Какие вы молодцы, я слушал вас и вспомнил загадки, они мне очень нравятся и они тоже о семье, вы сможете отгадать их?
Воспитатель: Ну, конечно же, сможем Незнайка.
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
- Кто любить не устает,
пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка
- Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-всех милее наша… мама
- Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно…папа
- Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (Ответы детей).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
Воспитатель спрашивает у детей почему их этот поступок огорчил или порадовал.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали одежду;
- Разбили вазу;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
Незнайка: Какие вы молодцы…..
Воспитатель: Сегодня у нас на телепередаче открыта выставка рисунков, многие из вас нарисовали вместе с родителями свои семьи, у вас получились замечательные рисунки. Нашим телезрителям и Незнайке интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
Рассказывают 2 – 3 ребенка.
(Дети рассказывают: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои рисунки, рассказываете о своих семьях. Какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, хорошее настроение, любовь…….
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.
Незнайка: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо живут, и что же дети помогают даже взрослым?
Дети: Конечно, Незнайка.
Воспитатель: Вот у меня здесь есть корзина, хочешь, мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома.
Игра «Добрые дела».
(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
Незнайка: Вот это да… Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться.
Незнайка: А можно задать ещё один вопрос?
Воспитатель: Можно, конечно, спрашивай, Незнайка.
Незнайка: Ребята, а смогли бы вы прожить одни без своих родных?
Дети: Нет.
Незнайка: Почему вы так считаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
Ответы детей:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
Незнайка: Какие ребята вы молодцы, так много знаете пословиц и поговорок.
Итог занятия:
Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Незнайка: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Воспитатель: И к завершению нашей программы ребята подготовили стихотворения о семье, давайте их послушаем.
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Незнайка: Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась. Ну, все Незнайка нам пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад. До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья».
Воспитатель: ребята проходим к автобусу и занимаем свободные места.
Рефлексия:
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что больше всего понравилось? Что было сложно?
Я очень рада, что вы теперь знаете много о семье. Самая важная обязанность и самая приятная любить свою семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....