Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»
проект (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Октябрьский район
Г. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88
Познавательно-исследовательский проект
«Новосибирск- творческая столица Сибири»
Авторы проекта:
Пронина Э.Ф., заместитель директора
по дошкольному воспитанию
МБОУ СОШ №16;
Риммер В.В., воспитатель;
Терещенко А. А., воспитатель
Новосибирск, 2018
Содержание
Краткая аннотация проекта…………………………………………………… .. 3
Информационная справка об учреждении…..………………………………….4
Постановка проблемы…………………………………………………………….5
Цель проекта………………………………………………………………………5
Задачи проекта…………………………………………………………………….6
Этапы, содержание и методы реализации проекта……………………………..6
Рабочий план реализации проекта….……………………………….…………...9
Ожидаемые результаты………………………………………………………….12
Оценка качества реализации проекта…………………………………………..13
Ресурсы (бюджет проекта)……………………………………………………....14
Практическая значимость результатов…………………………………………15
Список используемых источников…..…………………………………………16
Приложения…………………………………………………………………..18-39
Краткая аннотация проекта
Тема проекта: Новосибирск-творческая столица Сибири.
Авторы проекта: Пронина Э. Ф., зам. директора по дошкольному воспитанию; Риммер В.В., воспитатель, соответствие занимаемой должности; Терещенко А. А., воспитатель, соответствие занимаемой должности.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
По продолжительности: долгосрочный
Продолжительность: 1 год (сентябрь 2017г.- май 2018г.)
Участники проекта: педагоги, дети и родители группы.
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого в процессе сотрудничества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою Родину. Но маленьким детям часто непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого, с любви к своему городу. Показать ребенку красоту родного города, его богатство, неповторимость.
Информационная справка об учреждении
Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №16»
Октябрьский район г. Новосибирск, 630008, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262-54-88. Учредитель: Мэрия города Новосибирска.
Дошкольный блок МБОУ СОШ№16 существует с 1992 года, на данный момент организованы 3 группы, в которой воспитываются 85 детей из которых – 46 мальчиков и 39 девочек. Здание детского сада не типовое, техническое состояние удовлетворительное, площадь - 423 кв. м. Из них помещений, используемых непосредственно для образовательной деятельности – 303 кв. м. Учреждение рассчитано на 3 группы. В настоящее время функционирует 3 разновозрастные группы, в которых воспитывается 85 детей. Дошкольные группы используют дополнительно школьные помещения: музыкальный зал, бассейн, изостудия, кабинет психолога, медицинский кабинеты, спортивный зал.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов.
Постановка проблемы
В преддверии юбилея родного города Новосибирска мы с ребятами знакомились с достопримечательностями. По желанию детей первым посетили музей Октябрьского района «Закаменка», где познакомились с экспонатами прошлого века. Побывали в краеведческом музее и посмотрели экспозицию музея природы, где дети получили багаж огромных знаний о многообразии животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области. Посетили музей пожарной спасательной службы Новосибирской области, где дети узнали, что за многими экспонатами кроются занимательные истории, загадки, интересные события. Экспозиция музея насчитывает 35 действующих макетов. Наибольший интерес у детей вызвал макет – точная копия Оперного театра Новосибирска. Многие ребята заинтересовались данным макетом. Дети начали рассказывать, кто был на балете, перебивали друг друга, завязался спор. Алиса сразу предложила: «Давайте подробнее узнаем о нашем театре». Всё это послужило к написанию данного проекта.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.
Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
Данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, как о творческой и культурной столице Сибири, путём приобщения к культурным ценностям родного города.
Задачи проекта:
- Дать представление детям о достопримечательностях родного города и его истории, развивать бережное отношение к нему, культурным ценностям.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, вводить в речь новые слова (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера), учить свободно мыслить, фантазировать.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
- Прививать культуру общения при организации совместной деятельности взрослых и детей.
- Дополнить предметно-пространственную среду группы материалами по теме данного проекта.
Этапы, содержание и методы реализации проекта.
Несмотря на то, что проект педагогический, в первую очередь отталкивались от потребностей и интересов детей, поэтому в начале нашего проекта использовали метод трёх вопросов. Это позволило выявить наиболее интересные для детей позиции и определить направления деятельности.
Что мы знаем о родном городе?
- Мы живём в городе Новосибирске
- Новосибирск – наша малая Родина
- В Новосибирске много театров, музеев
- У нашего города юбилей
Что мы хотим узнать о Новосибирске?
- Сколько театров и музеев в Новосибирске?
- Что находится в музеях?
- А правду говорят, что оперный театр самый большой? А сколько ему лет?
- Кто такие балерины? Балетмейстер?
Как найти ответ?
- Спросить родителей.
- Почитать книги, журналы и энциклопедии.
- Посмотреть видео и телевизор.
- Спросить у педагога.
- Сходить на экскурсию.
- Наблюдение.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Интернет ресурсы.
1.Подготовительный этап |
|
2. Основной этап |
2.Мероприятия по работе с педагогами:
3.Мероприятия по работе с родителями:
|
3. Заключительный |
|
Рабочий план реализации проекта
Образовательная область | Мероприятия | Сроки |
Познавательное развитие |
| Октябрь- декабрь 2017
Декабрь 2017
Февраль 2018
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Январь-февраль 2018
Январь 2018 |
Речевое развитие |
| Февраль 2018
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Март-апрель 2018
Декабрь 2017 |
Художественно-эстетическое развитие
|
| Февраль 2018
Март 2018
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Февраль 2018
Февраль-март 2018
Апрель 2018
Март 2018 |
Социально-коммуникативное развитие |
| Сентябрь-ноябрь 2017
Декабрь 2017
Февраль 2018
Январь 2018
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017 |
Физическое развитие
|
| Октябрь 2017- март 2018
Февраль 2018
Ноябрь 2017- апрель 2018
|
Ожидаемые результаты:
- формирование элементарных представлений воспитанников о своём городе;
- активизация словарного запаса;
- накопление эмоционально-позитивного опыта;
- осуществление образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- совершенствование предметно-пространственной среды в группе;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Оценка качества реализации проекта:
На промежуточном этапе реализации проекта, при детальном обследовании уровня сформированности знаний по формированию у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, были выявлены следующие результаты:
- У детей сформированы элементарные представления о родном городе (дети знают достопримечательности Новосибирска, сколько музеев и театров в городе, познакомились с Оперным театром, который является крупнейшим в России).
- Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.
- Дети познакомились с новыми словами (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера и др.) научились свободно мыслить, фантазировать.
- У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации задачи проекта имели творческие задания, которые дети выполняли совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему по проекту, изучали её и результатом этой работы становились презентации, проекты, дидактические игры, которые дети представляли в группе.
- Создана предметно-пространственная среда для формирования у детей интереса к познанию родного города.
- Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Ресурсы (бюджет проекта)
Наименование | Имеющиеся средства | Требуемые средства | Всего |
Оборудование | |||
Компьютер | 20000 | 3000 | 23000 |
Фотоаппарат | 10000 | - | 10000 |
Многофункциональное устройство для копирования | 14000 | - | 14000 |
Всего | 44000 | 3000 | 47000 |
Редакционно-организационные материалы | |||
Краска для МФУ | 1500 | 1000 | 2500 |
Бумага для принтера | 1000 | 400 | 1400 |
Канцелярия | 500 | 500 | 1000 |
Грамоты, благодарственные письма | - | 400 | 400 |
Всего | 3000 | 2300 | 5300 |
Информационно-организационные материалы | |||
Методическая литература | 4600 | 4100 | 8700 |
Экскурсии: Автобус Билеты |
- - |
10800 1100 |
10800 1100 |
Всего | 4600 | 16000 | 20600 |
Методические материалы | |||
Книги, альбомы, фотографии с репродукциями | 3500 | - | 3500 |
Карандаши, краски, фломастеры, альбомы и др. | 1500 | 600 | 2100 |
Материалы для художественного труда | 1500 | 500 | 2000 |
Всего | 6500 | 1100 | 7600 |
Всего расходов |
|
| 77300 |
Практическая значимость результатов:
- Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
- Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольной организации, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса данного проекта.
- Участие в совместной работе над содержанием проекта позитивно влияет на детско-родительские взаимоотношения. Происходит сближение взрослых и детей. Несомненно, это укрепляет семейные взаимоотношения и помогает вовлекать родителей в педагогический процесс.
- Разработанная методическая копилка позволяет использовать данные в аналогичных проектах в других дошкольных организациях.
Список используемых источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
- Квашин А.В., «Новосибирск для детей». – М.: Эксмо, 2017. – 128 с.: ил. – (детские путеводители).
- Ковалева Г.А., «Воспитывая маленького гражданина». – М.: АРКТИ, 2005.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990 г.
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»: подготовительная к школе группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И.А. Лыкова. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2008. – 208 с.: 16 л. – (Лепка, аппликация, рисование).
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа И.А. Лыкова. Москва 2009 г.
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова Е. Д. Гордеева М. П., Постникова Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 203 с.
- Комратова Н. Г., Грибова, Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 224 с.
- Г.Н. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007.
22. Интернет-ресурсы:
- MAAM.RU http://www.maam.ru/
- ПСИХОЛОГОС http://www.psychologos.ru/
- MATVEJKA http://matveyrybka.ucoz.ru/
- Портал Солнышко http://www.solnet.ee/contests/index.php
- Для педагогов http://www.o-detstve.ru/forteachers.html
- Твой ребенок http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml
- ДЕТсад http://detsad-kitty.ru/
- Doshvozrast.ru http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
- Воспитатель http://vospitatel.com.ua/
- ДОШКОЛЬНИК http://doshkolnik.ru/
- Социальная сеть работников http://nsportal.ru/detskiy-sad/
образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novosibirsk-tvorcheskaya_stolitsa_sibiri.docx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."
Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...