КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Раздел: занятие по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы и связной речи
Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Сформировать знания детей о русской народной культуре.
- Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: рубаха, сарафан, кафтан, душегрея, косоворотка, кокошник.
- Закреплять образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- Содействовать возникновению познавательного интереса к традиционному русскому костюму.
- Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.
Словарная работа:
Названия одежды русского народного костюма: рубаха, косоворотка, понёва, фартук, кокошник, повязка, порты, пояс, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.
Оборудование: карта Иркутской области, презентация «История русских костюмов», иллюстраций русских костюмов, карточки: «Украсть рубаху и сарафан», средства ИКТ:(компьютер, экран, проектор, телевизор), картинки с изображением русских костюмов, колонка с музыкальным сопровождением, атрибуты головных уборов и одежды.
Предварительная работа: беседы о происхождении одежды изо льна, шерсти; рассматривание иллюстраций русских костюмов, изучение материала детьми из интернета.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.
Мотивация: заинтересовать детей узнавать традиции народов Прибайкалья.
Предполагаемый результат: интерес к быту, народному костюму, играм и танцам разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».
Ход занятия
I Водная часть:(5 минут)
Организационный момент
Л: Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал эвенк на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомыми друзьями разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у народов не было родни!
Д: (ответы детей)
Л: Правильно, это стихотворение о нашем крае. А как называется наш край? (Д: ответы детей) Правильно, Прибайкалье! Почему он так называется? (Д: рядом озеро Байкал)
Л: В стихотворении говориться о народах, которые живут на территории Прибайкалья, назовите их, пожалуйста? (Д: ответы детей) Прибайкалье давно населяют русские и буряты, тафалары. Это коренные народы Прибайкалья. У каждого народа есть свои традиции, одежда, быт. Сегодня мы будем говорить о русском коренном народе, которое населяет Прибайкалье. Больше всего русских живет к истоку Байкала, по реке Ангаре. (на карту помещают фигурку человека)
II. Основная часть:(18 минут)
Л: У каждого народа есть свой национальный костюм. (показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете? (Д: ответы детей)
Л: Для того, чтобы узнать о том, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в «Музей русской одежды», но у нас проблема, экспонаты есть, а экскурсовода нет. Как же нам быть? (Д: ответы детей) Точно, нам будут помогать ребята из нашей группы.
Слайд № 3, 4
Л: Ребята, мы пришли в мужской зал одежды. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета (Выходят четыре мальчика одеты в русский народный костюм под русскую национальную музыку).
Слайд № 5
1. Мальчик: порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь.
Слайд № 6
2. Мальчик: Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Лапти - обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.
Слайд № 7
3. Мальчик: поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Слайд № 8
4. Мальчик: поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду, расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек.
Л: - Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков.
Л: Молодцы! Наша экскурсия продолжается, и мы с вами переходим в женский зал.
Экскурсия в женский зал. Рассказы девочек о женской одежде.
Выходят пять девочек, одеты в национальный русский костюм под русскую народную музыку.
Слайд № 9
1 девочка: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Слайд № 10
2 девочка: поверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Слайд № 11
3 девочка: сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Слайд № 12
4 девочка: понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.
Л: - завершал национальный русский костюм женщин - головной убор.
Слайд № 13
5 ребенок: платки всегда славились своими яркими и красочными оттенками. Их носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода. Кокошник - высокий, расшитый золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.
Л: продолжаем нашу экскурсию по музею и следующий зал творчества.
Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?»
Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный…
Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный…
Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая…
Динамическая пауза «Ручеек»
Л: В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем в игру «Ручеёк»
Продуктивная деятельность «Украсть рубаху и сарафан»
Л: мы будем украшать костюмы: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, подол, пояс, разрез). (дети выполняют задание. Звучит спокойная музыка)
III. Рефлексия
Л: О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии? (Д: ответы детей)
Л: А где сейчас используют эти костюмы? (Д: ответы детей)
Л: Правильно, в танцах, инсценировках русских народных сказках и т. д. Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.
Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»
Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;- рассказать о звуках речи; продолжать знакомит...
Конспект открытого занятия. Тема:"Знакомство детей со строительными профессиями".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16031993","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"771"}}]]...
Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна
Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи: Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с буквой А
Данный конспект посвящен знакомству детей с буквой А. Занятие направлено на решение следующих задач: 1. Познакомить детей с буквой А, учить узнавать ее в словах. 2. Развивать фонематический слух, умен...
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с буквами и звуками
Аннотация к конспекту логопедического занятия "Знакомство с буквами и звуками" Данный конспект посвящен знакомству детей с понятиями "буква" и "звук", их различению и соо...
Конспект логопедического занятия Тема: Знакомство с гласными звуками
Данный конспект посвящен знакомству детей с понятием "гласные звуки", их особенностями и способами выделения в словах. Занятие направлено на решение следующих задач: 1. Познакомить детей с п...