КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евгения Рупец

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Раздел: занятие по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы и связной речи

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- Сформировать знания детей о русской народной культуре.

- Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: рубаха, сарафан, кафтан, душегрея, косоворотка, кокошник.

- Закреплять образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

- Содействовать возникновению познавательного интереса к традиционному русскому костюму.

- Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Словарная работа:

Названия одежды русского народного костюма: рубаха, косоворотка, понёва, фартук, кокошник, повязка, порты, пояс, лапти. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.

Оборудование: карта Иркутской области, презентация «История русских костюмов», иллюстраций русских костюмов, карточки: «Украсть рубаху и сарафан», средства ИКТ:(компьютер, экран, проектор, телевизор), картинки с изображением русских костюмов, колонка с музыкальным сопровождением, атрибуты головных уборов и одежды.

Предварительная работа: беседы о происхождении одежды изо льна, шерсти; рассматривание иллюстраций русских костюмов, изучение материала детьми из интернета.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Мотивация: заинтересовать детей узнавать традиции народов Прибайкалья.

Предполагаемый результат: интерес к быту, народному костюму, играм и танцам разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».

Ход занятия

I Водная часть:(5 минут)

Организационный момент

Л: Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.

Как гласит преданье, триста лет назад

Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.

Русский земледелец возле Ангары

Ковырял лопатой кочки да бугры.

Пас бурят отару где-то в стороне,

И к нему подъехал эвенк на коне.

«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –

Это означало: «Здравствуй, брат!»

Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»

С незнакомыми друзьями разделил обед.

С той поры частенько виделись они, –

Ближе у народов не было родни!

Д: (ответы детей)

Л: Правильно, это стихотворение о нашем крае. А как называется наш край? (Д: ответы детей) Правильно, Прибайкалье! Почему он так называется? (Д: рядом озеро Байкал)

Л: В стихотворении говориться о народах, которые  живут на территории Прибайкалья, назовите их, пожалуйста? (Д: ответы детей) Прибайкалье давно населяют русские и буряты, тафалары. Это коренные народы Прибайкалья. У каждого народа есть свои традиции, одежда, быт. Сегодня мы будем говорить о русском коренном народе, которое населяет Прибайкалье. Больше всего русских живет к истоку Байкала, по реке Ангаре. (на карту помещают фигурку человека)

II. Основная часть:(18 минут)

Л: У каждого народа есть свой национальный костюм. (показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете? (Д: ответы детей)

Л: Для того, чтобы узнать о том, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в «Музей русской одежды», но у нас проблема, экспонаты есть, а экскурсовода нет. Как же нам быть? (Д: ответы детей) Точно, нам будут помогать ребята из нашей группы.

Слайд № 3, 4

Л: Ребята, мы пришли в мужской зал одежды. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета (Выходят четыре мальчика одеты в русский народный костюм под русскую национальную музыку).

Слайд № 5

1. Мальчик: порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь.

Слайд № 6

2. Мальчик: Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Лапти - обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.

Слайд № 7

3. Мальчик: поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Слайд № 8

4. Мальчик: поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду, расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек.

Л: - Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков.

Л: Молодцы! Наша экскурсия продолжается, и мы с вами переходим в женский зал.

Экскурсия в женский зал. Рассказы девочек о женской одежде.

Выходят пять девочек, одеты в национальный русский костюм под русскую народную музыку.

Слайд № 9

1 девочка: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

Слайд № 10

2 девочка: поверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

Слайд № 11

3 девочка: сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Слайд № 12

4 девочка: понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.

Л: - завершал национальный русский костюм женщин - головной убор.

Слайд № 13

5 ребенок: платки всегда славились своими яркими и красочными оттенками. Их носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода. Кокошник - высокий, расшитый золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.

Л: продолжаем нашу экскурсию по музею и следующий зал творчества.

Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?» 

Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный…

Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный…

Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая…

Динамическая пауза «Ручеек»

Л: В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем в игру «Ручеёк»

Продуктивная деятельность «Украсть рубаху и сарафан»

Л: мы будем украшать костюмы: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, подол, пояс, разрез). (дети выполняют задание. Звучит спокойная музыка)

III. Рефлексия

Л: О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии? (Д: ответы детей)

Л: А где сейчас используют эти костюмы? (Д: ответы детей)

Л: Правильно, в танцах, инсценировках русских народных сказках и т. д. Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»

Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;- рассказать о звуках речи; продолжать знакомит...

Конспект открытого занятия. Тема:"Знакомство детей со строительными профессиями".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16031993","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"771"}}]]...

Конспект логопедического занятия Тема: Формирование начального лексикона у детей с ОНР 1 уровня по лексической теме «Дикие животные». «Путешествие в зимний лес».

Конспект логопедического занятия для детей 3 лет. Уточнение и закрепление  представлений о диких животных....

Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».

Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...