Музейная педагогика
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа "Создание кабинета краеведения в ДОУ" | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Проектная работа
Создание Краеведческого музея в ДОУ,
как средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста и ознакомления
с родным краем и городом.
Ермакова Марина Михеевна
Педагог-психолог
МАДОУ детский сад № 6
г. Нефтекамск , 2018 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…....3
- Содержание проекта…………………………………………………..………....7
- Ожидаемые результаты……………………………………………….…….….10
- Материально – техническое оснащение, информационное обеспечение…..11
- Заключение…………………………………………………………….………..12
Введение
Воспитать в ребенке привязанность и любовь к малой Родине задача каждого педагога. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Недостаточность знаний старших дошкольников о родном городе и крае является одной из проблем патриотического воспитания подрастающего поколения. На этом фоне трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода воспитанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Для включения детей в проект была предложена мотивация – создание краеведческого музея в ДОУ «Мой родной город - Нефтекамск » .
Цель проекта:
Воспитать будущего гражданина, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).
Задачи проекта :
1. Расширить и обогатить знания детей старшего дошкольного возраста
о родном городе, крае.
2. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности, сопричастности за все, что происходит в родном городе.
4.Реализовать направление «Музейная педагогика» с инновационным содержанием ФГОС ДО.
5.Вовлечь воспитанников и родителей в совместную деятельность по созданию новой предметно-развивающей среды.
6.Осуществлять сотрудничество и конструктивное взаимодействие педагогов и родителей в процессе создания музея краеведения .
7.Сформировать у детей элементарные представления о создании музейной коллекции, развивать познавательный интерес к экспонатам краеведческого музея.
8.Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям нашего народа, продолжать знакомить с достопримечательностями региона ,в котором живут дети.
9.Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам, любовь к родному городу, краю, Родине.
Обоснование необходимости проекта:
Дети мало знают о родном крае. Формируя интерес к истокам родного края, мы закладываем основы воспитания патриотизма. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно, а сделать это в процессе совместного интересного дела вместе с родителями – продуктивно, интересно и действенно. Первым шагом к воспитанию юного патриота может стать именно работа по краеведению. А увлекательной и наглядной формой ознакомления дошкольников с родным краем – организация в детских садах музеев краеведения .
Идея проекта:
В 2018 году город Нефтекамск отпраздновал своё 55-летие. Поэтому предварительно была организована работа по созданию в детском саду краеведческого музея.
Новизна :
Заключается в индивидуализации среды, отражающей направления работы и включающий региональный аспект.
Тип проекта:
Информационный, познавательно-исследовательский, творческий.
Статус проекта :
Завершенный, цели и задачи реализованы.
Методы и способы проекта:
Анкетирование, беседы, наблюдение, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, изучение исторических фактов, рассматривание иллюстраций , просмотр видеофильмов «Родной Башкортостан», «Салават-сын народа»,продуктивная деятельность ,выставка работ, совместная деятельность родителей и детей, проведение акций по сбору экспонатов для создания краеведческого музея.
Продукт проекта :
- Создание краеведческого музея в ДОУ «Мой славный город -Нефтекамск» ;
- Пополнение библиотеки ДОУ;
- Выставки рисунков«Далекая,седая старина»,»Промыслы Башкортостана»,»Космос».
- Выставка совместных поделок «Быт башкирского народа» ;
- Методическое пособие для воспитателей и родителей « поделки из природного материала»;
- Коллективная работа детей ко дню 9 Мая - плакат « Есть такая профессия-Родину защищать»» ;
- Коллективная акция «Сохрани природу родного края» (сбор макулатуры);
- Квест-викторины «Из прошлого в настоящее», «Кем славен мой город»;
- Проведение конкурса «Моя семья моя крепость», составление «Шежере» с детьми подготовительных групп.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы и их родители, педагоги детского сада, воспитанники старшей и средней группы.
Срок реализации проекта: 1 год (2017-2018 учебный год)
I . Содержание проекта
1.Предпроектная подготовка
- Разработка стратегии реализации проекта;
- Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города;
- Создание условий для самостоятельной деятельности;
- Фотоинформация «Достопримечательности моего города»;
- Альбомы «Я здесь живу», «Дорога от дома до детского сада».
2. Организация деятельности
- Виртуальная экскурсия для родителей «Это было недавно, это было давно»;
- Семейно-групповые мини-походы на природу;
- Создание гербария «Природа родного края»;
- Экскурсия в городскую детскую библиотеку;
- Экскурсии в историко-краеведческий музей города Нефтекамск;
- Экскурсия в картинную галерею «Мирас» города Нефтекамск;
- Экскурсия на медовую пасеку;
- Оформление выставок: «Далёкая, седая старина», «Промыслы Башкортостана», «Космос», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
- Проведение недели « Моя семья»;
- Игры-занятия для детей: «Из прошлого в настоящее», «Путешествие по городу», «Кем славен город мой?» ;
3. Этап реализации проекта
Анализируя и дискутируя, педагоги составили план и модель реализации проекта. Составляя алгоритм действий, они распределили обязанности и поручения. Детьми по совместному поиску и сбору информации по теме проекта.
Следующим шагом воспитатели привлекают детей к достижению намеченного плана. Реализуют основные совместные действия :экскурсии, наблюдения, чтение литературы, экспериментирование, рассматривание, сравнение, беседы , обсуждения .
Подключая родителей к реализации проекта, проводится анкетирование , консультации, совместные акции и мероприятия .Подготовка итогового мероприятия.
4.Рефлексивный этап
- Подведение итогов по созданию краеведческого музея;
- Выявление результатов деятельности педагогов;
- Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу;
- Экскурсионно-массовая работа;
- Итоговое диагностирование детей;
- Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Нефтекамск;
Итоговым мероприятие по проекту для детей стала викторина-конкурс знатоков родного города «Мой родной город – Нефтекамск» и открытие музея «Краеведческий музей»;
Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу года.
II. Ожидаемые результаты
Работа с детьми :
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города и края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ);
Работа с воспитателями:
- Разработка конспектов занятий;
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;
- Разработка конспектов занятий досугов ;
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Работа с родителями:
- Повышение интереса к работе ДОУ;
- Активное участие в конкурсах, выставках;
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
III. Материально – техническое оснащение , информационное обеспечение :
- педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели, родители;
- Библиотека детской и познавательной литературы;
- Объемные экспонаты: макет микрорайона, макеты исторических и памятных мест города;
- Экспонаты для музея предоставленные родителями воспитанников и сотрудниками детского сада. Демонстрационный и игровой материалы были изготовлены силами родителей и сотрудников;
- Герб города, флаг города, стенд «Нефтекамск в фотографиях», карта города;
- Альбомы «Природа края», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы! », наборы открыток с видами города и достопримечательностями;
- Интернет ресурсы.
- ИКТ .
VI. Заключение
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов ,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.
Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Литература
1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
3.Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
4.Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...