ПРОЕКТ "НАША РОДИНА - МАТУШКА РОССИЯ""
проект (старшая, подготовительная группа)
Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием широт и просторов Родной страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект РОДИНА | 67.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Больше-Оёшинский Детский сад «Теремок»
Проект
по познавательному развитию в подготовительной группе «Непоседы»
«Наша родина – матушка Россия»
«Наша Малая Родина - Колывань»
Воспитатель Чикличеева Г.Ш.
2016-2017 г.
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – среднесрочный.
Проблема
Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к своей Родине ,к месту проживания, недостаточно знаний о своём местонахождении в мире. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Наша Родина - Россия», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое о своей стране, о своей малой Родине.
Актуальность
Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание, социально- окружающей действительности,способствовать развитию познавательной активности, интереса к тому, где родился и вырос, в какой стране, можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о жизни России. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием широт и просторов Родной страны.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми посёлка, сформировать в них чувство патриотизма и гордости за свою Родину, город.посёлок.
2. Формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою малую Родину.
3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, ознакомление с историей малой Родины.
4. Воспитывать у детей любовь к родному селу, району, краю, людям, проживающим не только на территории края, к стране в целом.
5. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
6. Воспитание дошкольников на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.
7. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
8. Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
Результат: у детей качественно, ярко расширяются представления о своей родине – России, улучшается память, мышление; развиваются коммуникативные качества.
Ссылка на гимн России: http://www.rusflag.ru/anth/dr2001.htm
Ссылка на песню «Я живу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm
Продукт проекта –
Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Сроки реализации проекта: ноябрь — апрель
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.
Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап — Реализационный (содержательная часть).
Цель.
- 1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
- Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап. Итоговый
Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о своей Родине. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
Удетей качественно, ярко расширяются представления о своей родине – России, улучшается память, мышление; развиваются коммуникативные качества.
Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству со страной Россией.
У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о стране, о её регионе, условий жизни. Обогатятся представления детей о том, что Родина наша необъятна и населяют люди разных национальностей, их жизнь в разных природных зонах отличается.
План работы по реализации проекта
Список литературы:
- Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».
- Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.
- Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.
- Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.
- Интернет ресурсы
- Книги Автор:
(Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
Проект «Хочу всё знать» (50%)
Социальная активность (50%)
Ссылка на гимн России: http://www.rusflag.ru/anth/dr2001.htmСсылка на песню «Яживу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе
«Наша родина – матушка Россия»
Воспитатель - Чикличеева Г.Ш.
Задачи:
· закрепить знания детей о государственных символах России;
· воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
· расширять представления о природе России;
· активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорка-ми;
· формировать патриотические чувства.;
· развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
· развивать познавательные интересы.
Оборудование: Слайд презентация, мультимедиа ресурсы, глобус (Физическая карта мира)
Ход занятия:
- Ребята, у каждого человека на земле есть своё имя, фамилия, отчество. Каждый человек гордиться своим именем и фамилией, особенно если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордиться вся страна и весь мир.
- Есть ли имя у нашей Родины? Какое имя носит наша Родина? (Россия)
- Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. (Рассматривают страну на глобусе или экране мультимедиа)
- Как вы думаете, какая она по величине? (самая большая страна мира по территории — это Россия.)
- Нашу Россию на поезде можно пересечь за несколько дней. На самолёте за один день; когда на западе – утро, то на востоке – вечер. Вот какая большая страна! Есть в России горы, ее берега омывают разные моря. Столица нашей Родины - Москва.
- Дети, послушайте стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем». Постарайтесь ответить на вопрос « Что такое Родина?», что это слово значит для вас.
Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем,И березки и дороги, По которым мы идем.Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни в тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережём и под небом синим синим флаг России над Кремлём.Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем.
- Вы прослушали стихотворение. О чем говорится в стихотворении? Что значит «Родина»?
- Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
- Давайте проверим наши знания о России.
Д/и «Закончи предложение»
- Наша страна называется… (Россия.)
- Граждане России называются… (россияне.)
- Столица России – город… (Москва.)
- Как называют жителей Москвы – ( Москвичи)
- Кто президент в России… (Путин.)
- Молодцы, все знаете!
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
- Нашу Родину - Россию можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу. Это отличительные знаки нашей страны.
- Мы с вами знаем, что наш флаг не похож на флаги других стран, у каждой страны цвет флага и рисунок имеет своё значение.
- Из каких цветов состоит полотнище нашего флага? (белый, синий, красный)
- Что напоминает вам белая полоса? (отв. детей)
- Она означает, что наше государство честно и дружелюбно относится ко всем странам.
- Что означает синяя полоса? (отв. детей)
- Она означает, что наша страна против войны. Она хочет дружить со всеми народами мира.
- Что означает красная полоса? (отв. детей)
- Она означает, что каждый гражданин готов защищать свою Родину от врагов.
- Где можно увидеть российский флаг? (флаг поднят на зданиях, флаг вывешивают в дни праздников, флаг развивается на мачтах Российских кораблях, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях, на спортивных соревнованиях, дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники и т.д.)
- 22 августа в России отмечается День Российского флага.
- А теперь давайте рассмотрим герб и попробуем его описать.
- Что нарисовано на гербе?
Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
- Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Как вы думаете, почему на гербе России изображен орел?
- Орел на гербе означает силу, это значит, что наша страна сильная, непобедимая.
- А почему у орла две головы?
- Россия - одна из самых больших стран в мире, головы орла смотрят в разные стороны, как бы показывая, что хоть страна и большая, но она единая.
- А что еще вы видите?
- Корона говорит нам, что Россия живет своими законами. Так было в древние времена, когда правили цари.
- А что еще вы заметили на гербе?
- На груди орла расположен герб Москвы. Представляет собой изображение всадника в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Он поражает золотым копьем черного змея (дракона).
- Что означает изображение всадника, побеждающего дракона? ( Победу добра над злом, справедливости над несправедливостью.)
- А вы знаете, герб может быть не только у страны, но и у города, у области, посёлка, и даже у человека.
- Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба? (на печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на государственных зданиях)
- Молодцы, очень много узнали о нашем гербе.
Игра «Узнай наш флаг».
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Физминутка
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове мы - сто тысяч я
Большеглазых, озорных
Черных, рыжих и льняных
Грустных и веселых
В городах и селах
- Дети, а знаете ли вы главную песню нашей Родины.
Ответы детей….
- Гимн – это главная песня нашей страны. Герб и флаг мы видим, а гимн – мы слышим. Его мелодия торжественная и величественная. Государственный гимн звучит в торжественных случаях: во время встреч руководителей государств; торжественных собраний, гимн исполняется во время спортивных соревнований. Слова написал Сергей Михалков, музыку - Александр Александров.
А вы знаете, что музыку гимна слушают стоя?
Ответы детей…
Звучит «Государственный гимн» муз. А. Александрова, слова С. Михалкова
Викторина «Главные праздники России»
- В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.
1. Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).
2. Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).
3. А весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта).
4. Первого мая отметим всегда Радостный праздник… (Весны и труда).
5. Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут, Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы).
6. 12 июня мы отмечаем день... (Рождения России.)
Итоги занятия
- Ребята, сегодня вы много узнали нового о государственной символике Российского государства.
- Какие символы есть у нашей страны? Что вам понравилось? Вы любите свою Родину? Как она называется? Чтобы вы сделали, чтобы она была ещё лучше?
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Непоседы»
Тема: «Россия – Родина моя»
группа «Непоседы»
Воспитатель Чикличеева Г.Ш.
Программное содержание:
Формировать представления детей о том, что наша Родина – Россия; президент – В. В. Путин; столица России - Москва; продолжать знакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн); с разными народами, населяющими Россию. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, выделять определенный звук в слове; понимать смысл пословиц и поговорок по изучаемой теме, объяснять их значение. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, толерантное отношение к жителям Земли.
Материалы и оборудование:
Карта Российской Федерации, мультимедиа ресурсы, иллюстрации.
Ход:
Воспитатель: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Собрались все дети в кругя – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,и друг другу улыбнемся.
(Улыбнулись друг другу, теперь у нас хорошее настроение.)
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами побеседовать, поговорить. А вы хотите со мной пообщаться?
Воспитатель: Друзья, а Вам интересно, о чем мы с вами будем говорить? Чтобы узнать, нужно отгадать загадки.
Загадка 1.
Цветики - корзинкой,С желтой серединкой,Белая рубашка
Хороша – (ромашка)
Воспитатель: Какой первый звук в слове ромашка? (р)
Звуки мы произносим, а пишем буквы.
Кто сможет написать первую букву слова ромашка?
Ребенок на доске пишет – Р.
Загадка 2.
Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда и весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода (осина)
Какой первый звук в слове осина. (О) написать на доске.
Загадка 3.
В красной шапке птица ходит, и в коре жуков находит это давний мой приятель, а зовется птица – дятел.
Какой первый звук в слове дятел? (Д) - запись буквы на доске.
Загадка 4.
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустилаа о чем она грустит никому не говорит. (Ива.)
Какой первый звук в слове ива? –запись буквы «И» на доске.
Загадка 5.
Кто там смотрит из межиПосреди колосьев ржи,Это цветики- малютки голубые - (незабудки).
Какой первый звук в слове незабудки? (Н.)
Звук «Н», а буква «ЭН» - запись на доске.
Загадка 6.
Красивые цветочкирасцвели в саду, запестрели красками а осень на носу. (Астры.)
Первый звук в слове астры – (А) - запись буквы «А» на доске.
Давайте прочитаем получившееся слово - Родина.
Скажите, сколько букв в слове Родина? (6) А слогов? Давайте вместе сосчитаем. (хлопки) (3).
А кто сможет выложить это слово из букв? (Роман В.)
Воспитатель: Молодцы! Вот о Родине мы с вами и поговорим. Что же такое Родина?
Что мы Родиной зовем?
Родина (стихи)
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! (Дима.)
В нем умещается ровно полмира:Мама и папа, соседи, друзья.
Посёлок родимый, родная квартира,Бабушка, школа, котенок … и я.(Полина С.)
Зайчик солнечный в ладошке,Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –Это тоже Родина. (Ксения М.)
Автор Т. Бокова.
Стихотворение В. Степанова « Что мы Родиной Зовем» (дети)
Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которых,Рядом с мамой мы идём. (Владислав)
Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном. (Варвара)
Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём. (Костя)
Воспитатель: У каждого из нас есть имя. У нашей Родины тоже есть имя. Наша Родина – это …(Россия).
Правильно. У нашей Родины удивительно красивое и звучное имя – Россия.
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть и малая Родина. Это, то место, где человек родился, вырос, где живет. Это наш дом. А какая у нас малая Родина?
( п. Колывань)
Малая родина –Островок земли.
Под окном смородина,Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя! ( Настя К.)
Воспитатель:
Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?
Одна у человека мать, одна у него и Родина. (Полина Ч.)
Человек без Родины - что соловей без песни.(Никита)
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.(Марина)
Жить – Родине служить (Рома И.)
Родина любимая, что мать родимая. (Алексей.)
Тот герой, кто за Родину горой. ( Егор)
Физкультминутка:
Я, ты, он, она – вместе целая страна, (ходьба на месте)
Вместе дружная семья! (руки вперед, вверх, в стороны)
В слове мы – сто тысяч – Я.
Большеглазых, озорных, (руки на поясе, повороты туловища влево, вправо)
Черных, рыжих и льняных,грустных и веселых
В городах и селах (круговые вращения руками).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту России. Россия – самая большая страна в мире. Если долго, долго смотреть на Россию, что можно увидеть?
Стихотворение
Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города, океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы… и поймём тогда, какая,
Наша Родина большая.(Оля Т.)
Воспитатель:Да, наша страна великая, сильная и красивая.В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас.
В ней много лесов, гор, полей, рек и озер. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами Кто? (россияне).
Но в России живут не только россияне русской национальности. В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, башкиры, удмурты и многие-многие другие). Все они живут в мире и дружбе; у каждого народа свои обычаи и традиции.
Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства.
Воспитатель: Скажите,пожалуйста, несколько красивых слов о России (какая она?).
Дети: Россия наша (большая, красивая, могучая, необъятная, трудолюбивая, непобедимая, сильная, богатая).
Воспитатель: А какой город является столицей России?
Дети: Москва.
Воспитатель: Кто является президентом Российской Федерации?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель:
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы.
Есть они и у России. Знаете ли вы, что это за государственные символы?
Дети: герб, флаг, гимн.
Воспитатель:
Герб является символом единства народов живущих в России.
Что изображено на гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, который зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля,на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Стихотворение В. Степанова «Герб России» (Дарина)
У России величавой на груди орел двуглавый, чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.Сильный, мудрый он и гордый, он - России дух свободный.
Воспитатель:
Какой флаг у России?
Трехцветный:
белый цвет - цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая;
синий – неба цвет. Это вера и честность. Народ любит свою родину, защищает ее, верен ей.
А что напоминает вам красный цвет? (Огонь, солнце.)Красный цвет – цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину.
Стихотворение о флаге:
Белый цвет – березкаСиний – неба цвет
Красная полоска – розовый рассвет.(Мария)
Воспитатель: Какой третий символ России? (Гимн.)
Это главная песня нашей страны, которую слушают стоя. Гимн звучит в торжественных случаях.
(Звучит отрывок из гимна.)
Вопрос к детям: Что прославляется в гимне? (Наша Родина – Россия.)
Воспитатель:
Велика и прекрасна наша страна, наша Родина. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас. Мы с вами живём в России, мы – Россияне. Россия это огромная страна, её населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. – Ребята, а на каком языке говорим мы с вами? На русском, и для нас с вами это родной язык.
Наша страна красивая, величавая, могучая. Давайте с вами немножко с вами помечтаем: что мы сможем сделать для нашей страны, когда вырастем, чтобы она стала еще краше, богаче, могущественней.
(Высказывания детей: Когда я вырасту…)
Я благодарю вас, ребята, за активную работу и думаю, что именно такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране – России.
Итог: Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали, что вы узнали для себя нового? Если вам понравилось, чем мы занимались, возьмите себе на память красивые цветущие ромашки, ну а если не очень, то бутоны ромашек.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия»
Программное содержание.
1. Формировать представление о своей Родине.
2. Учить детей любить свою Родину, восхищаться её красотой.
3. Воспитывать желание и стремление сделать её краше, лучше.
4. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
5. Учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы.
6. Закреплять знания детей пословиц о Родине, учить выразительно, читать стихи, внимательно рассматривать иллюстрации
Оборудование. Карта, флаг, герб, стихи, пословицы, иллюстрации, грамзапись, вырезанные из бумаги Российские флажки, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит песня «Я живу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm
– Ребята, знакома ли вам эта песня? Слышали вы её раньше? (Ответы детей). – А как вы думаете, что же такое Родина? Что это слово значит для вас? (Рассуждения детей). – Да, ребята, и правильно Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родные, друзья, это ваш город, дом, детский сад. Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место где человек родился, вырос, то есть какой-то город, посёлок. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, где, как и с чего начинается для него Родина. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина! Крепко любили свою Родину русские люди.
О ней сложили пословицы: (зачитать несколько, 2-3 заучить).
· Родина любимая – что мать родная.
· Нет в мире краше Родины нашей.
· Жить – Родине служить.
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём». (Читает ребёнок) Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, Поле с тонким колоском, И берёзки, вдоль которых. Наши праздники и песни, Рядом с мамой мы идём. Теплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
Велика и прекрасна наша страна, наша Родина. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас. Мы с вами живём в России, мы – Россияне. Россия это огромная страна, её населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. – Ребята, а на каком языке говорим мы с вами? На русском, и для нас с вами это родной язык. В России много больших и маленьких городов, много рек, озер, морей, много лесов, полей, лугов. Как велика моя земля, Когда глухая ночь у нас. Как широки просторы! Чернеет за оконцем, Озера, реки и поля Дальневосточный край в тот час Леса, и степь, и горы. Уже разбужен солнцем. Раскинулась моя страна И поезд по стране моей От север до юга: К границе от границы Когда в одном краю весна, Не меньше чем за десять дней – В одном снега и вьюга. И то едва домчится….
Территория нашей страны действительно очень большая. (Показать на карте). На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолёте за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Если у нас осень, и на улице уже холодно, то на севере нашей страны уже очень сильные морозы, много снега, а на юге совсем ещё тепло, может люди даже купаются в море и загорают. (Показ иллюстраций). Вот какая большая наша с вами страна, наша Родина. Наша Родина очень богатая страна. У нас есть и нефть, и газ, и уголь, на севере люди добывают золото. Богата наша страна и славными людьми. Люди разных профессий живут и работают в России. – А какие профессии знаете вы? Кем работают ваши родители? (Ответы детей, показ иллюстраций). – Ребята, а кто знает, как называется самый главный город в нашей стране? Что вы можете рассказать о Москве? (Ответы детей).
В Москве, в Кремле работает правительство во главе с президентом. Правительство состоит из различных министерств. Все законы у нас принимает Государственная Дума, её депутатов, а также президента избирает народ, жители России, которым исполнилось 18 лет. – А кто знает, как зовут президента России? (Показ портрета). У каждой страны есть свои символы: флаг, герб, гимн. Такие символы есть и у России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. (Можно послушать отрывок гимна). Герб – это знак. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины — рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем – это было основным оружием в те времена. (Показать изображение рыцаря). Так как одежда у рыцарей была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом. Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны. Сейчас все города и страны имеют свой герб. Это герб России Герб России. У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный. – Ребята, а где можно увидеть флаг нашей Родины? А какого он цвета? (Ответы детей). Флаг России. Белый цвет – берёзка. Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет. (Стихи читают дети). – Что же такое герб? – Кто первым придумал герб? – Покажите герб России? Предложить детям раскрасить вырезанные из бумаги Российские флажки.
Итог занятия.
Конспект занятия в подготовительной̆ группе
«Наша Малая Родина - Колывань»
Воспитатель Чикличеева Г.Ш.
Технологическая карта
Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы.
Раздел: Ребёнок входит в мир социальных отношений.
Тема:Наша родина – посёлок Колывань, Новосибирской области
Цель: Систематизация знаний по теме.
Задачи:
Закрепить знания детей о государственных символах Колывани;
Воспитывать чувство любви к своей Малой Родине – Колывани;
Расширять представления о природе Колывани;
Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
Развивать познавательные интересы;
Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
Создать радостное и веселое настроение у детей.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о Колывани; рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме.
Словарная работа.
Новосибирская область, посёлок Колывань, деревня Большой Оёш, герб, флаг.
Материал.
Карты, гербы, флаги, мозаика.
Методические приемы.
Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация - Презентация (рассматривание); игровой – д/и, практический – выполнение заданий.
Прогнозируемые результаты:
Знать: название региона,посёлка; атрибутику города, посёлка.
Уметь: находить флаг и герб среди других.
Иметь: представление о природе, местонахождении, регионе, реках своего посёлка.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно побудительный | Поселок Колывань – «сердце» одноименного района, находится у реки Чаус, являющейся частью реки Обь. От Новосибирска удален на 50 км к северу.Колыван – имя древнего славянского солнечного божества Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному. Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань». Другие люди считают, что название происходит от тюрского или чудского языков. Некоторые Авторы книг доказывают, что слово Колывань – сугубо русское. – Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение!!! Колывань входит состав исторических селений страны. Поселок считается одним из ключевых мест культуры Новосибирской области, привлекающий паломников. дом Губина, являющийся сегодня школой музыки; дом Пастухова; почтово-телеграфное учреждение (оно, кстати, функционирует до сих пор) краеведческий музей, собор Александра Невского. В конце столетия развитие города достигло лучшего – появились мастерские и заводы. Ребята, мы знаем, что сейчас 21 век!!! Было празднование 300-летия Чаусского острога 31 августа 2013 года. Скоро состоится празднование посёлка Колывань – 220 летие.
Представляет собой восьмигранник у основания и колокольню 27 метров в высоту, объекты связаны трапезной, протянувшейся с востока на запад. Известные уроженцы и жители- Ширшов, Анатолий Илларионович — советский учёный, математик. - Агузарова, Жанна Хасановна - певица | (Ответы детей) |
Организационно поисковый | Ребята!! Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. - Столица Сибири город … Новосибирск. -Граждане столицы Сибири называются… новосибирцы. -Кто является главой города Новосибирска … Владимир Городецкий. -Название нашей Малой Родины – посёлок Колывань -Граждане посёлка Колывань - Колыванцы - Граждане деревни Большой Оёш – Больше-Оёшинцы - Граждане деревни Скала – скалинцы - Граждане деревни Пихтовка - пихтовчане - Какой документ имеет гражданин России… паспорт. - В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ. - Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности. | Ответы детей |
«Государственные символы». Какие государственные символы посёлка Колывань вы знаете? (Герб, флаг) Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг Колывани среди флагов других стран. - Где можно увидеть флаг? (На государственных зданиях, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе Колывани, научить узнавать герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? ( | Ответы детей. Находят флаг и герб п.Колывань. | |
«Города Сибири». Сибирь – самый большой регион в России! В Сибири много городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Томск, Омск, Белово, Кемерово, Барнаул А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадатькакая достопримечательность там изображена.
| Собирают картинки. | |
«Реки Новосибирска и посёлка Колывань». 1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Обь.) 2. Название этой реки одинаково с названием деревни. ( Чаус – река.) | Ответы детей. | |
Как вы думаете, сколько народов проживает в Колывани? (Дети называют национальности–русские, татары, казахи, чуваши, мордвины, немцы, хакасы, ). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов посёлка Колывань - разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Самый многочисленный народ в Колывани – русский, люди общаются между собой на русском языке. | Дети называют народы | |
«Главные праздники Колывани». В нашем посёлке есть главные праздники, которые отмечают все граждане. День основания посёлка – скоро 220 летие!! Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники. - Дед Мороз принес подарки,Их под елочку кладет.Наступил веселый, яркий,Лучший праздник… (Новый год). - Чтоб на всей большой ЗемлеМир настал для человечества,Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества). - Если нам куда-то надо,Путь найти поможет карта.Если нам нужны награды,Быстрый бег начнем со старта…А весной мы встретить радыЖенский день… (Восьмое марта). - Музыка, флаги, шары и цветы,Столько весенней вокруг красоты! Первого мая отметим всегдаРадостный праздник… (Весны и труда). - Идет парад, гремит салют,Звучит оркестр там и тут,Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы). - 12 июня мы отмечаем день Рождения России. | Ответы детей. | |
«Береги малую Родину»Экологическое воспитание. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.
| Ответы детей. | |
Рефлексивно корригирующий | НОД закончить пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих водной стране, городе или посёлке!!! | Дети высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наша Родина Россия"
Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...
Проект «Наша Родина - Россия»
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Развлечение к дню языков Казахстана в средней группе Тема : « Наша Родина – матушка Россия!
Развлечение с использованием песен, танцев,обычаев русского народа ко Дню языков в Республике Казахстан...
"НАША РОДИНА – МАТУШКА РОССИЯ"
Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых. Мы должны напо...
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....
Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....