ПРОЕКТ "НАША РОДИНА - МАТУШКА РОССИЯ""
проект (старшая, подготовительная группа)

Чикличеева Г.Ш.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием широт и просторов Родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект РОДИНА67.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Больше-Оёшинский Детский сад «Теремок»

Проект

по познавательному развитию в подготовительной группе «Непоседы»

«Наша родина – матушка Россия»

«Наша Малая  Родина -  Колывань»

Воспитатель  Чикличеева Г.Ш.

2016-2017 г.

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – среднесрочный.

Проблема

Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».

Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к своей Родине ,к месту проживания, недостаточно знаний о своём местонахождении в мире. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Наша Родина - Россия», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое о своей стране, о своей малой Родине.

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание,  социально- окружающей действительности,способствовать развитию познавательной активности, интереса к тому, где  родился и вырос, в какой стране,  можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о жизни России. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием широт и просторов Родной страны.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми посёлка, сформировать в них чувство патриотизма и гордости за свою Родину, город.посёлок.

2. Формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою малую Родину.

3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, ознакомление с историей малой Родины.

4. Воспитывать у детей любовь к родному селу, району, краю, людям, проживающим не только на территории края, к стране в целом.

5. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.

6. Воспитание дошкольников на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.

7. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

8. Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.

Результат: у детей качественно, ярко расширяются представления о своей родине – России, улучшается память, мышление; развиваются коммуникативные качества. 

Ссылка на гимн России: http://www.rusflag.ru/anth/dr2001.htm

Ссылка на песню «Я живу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm

Продукт проекта – 

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: ноябрь — апрель

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.

Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап — Реализационный (содержательная часть).

Цель.

  1. 1Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
  2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о своей Родине. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Удетей качественно, ярко расширяются представления о своей родине – России, улучшается память, мышление; развиваются коммуникативные качества. 

Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству со страной Россией.

У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о стране, о её регионе, условий жизни. Обогатятся представления детей о том, что Родина наша необъятна и  населяют люди разных национальностей, их жизнь в разных природных зонах отличается.

План работы по реализации проекта

 

 Список литературы:

  1. Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».
  2. Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.
  3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.
  4. Выготский Л.С.  Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.
  5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.
  6. Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.
  7. Интернет ресурсы
  8. Книги Автор:

(Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)

Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством  А.П. Чехова» (50%)

Проект «Хочу всё знать» (50%)

Социальная активность (50%)

Ссылка на гимн России: http://www.rusflag.ru/anth/dr2001.htmСсылка на песню «Яживу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm

Конспект  по познавательному развитию в подготовительной группе

«Наша родина – матушка Россия»

Воспитатель - Чикличеева Г.Ш.

Задачи:

· закрепить знания детей о государственных символах России;

· воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

· расширять представления о природе России;

· активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорка-ми;

· формировать патриотические чувства.;

· развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

· развивать познавательные интересы.

Оборудование:  Слайд презентация, мультимедиа ресурсы, глобус (Физическая карта мира)

Ход занятия:

- Ребята, у каждого человека на земле есть своё имя, фамилия, отчество. Каждый человек гордиться своим именем и фамилией, особенно если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордиться вся страна и весь мир.

- Есть ли имя у нашей Родины? Какое имя носит наша Родина? (Россия)

- Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. (Рассматривают страну на глобусе или экране мультимедиа)

- Как вы думаете, какая она по величине? (самая большая страна мира по территории — это Россия.)

- Нашу Россию на поезде можно пересечь за несколько дней. На самолёте за один день; когда на западе – утро, то на востоке – вечер. Вот какая большая страна! Есть в России горы, ее берега омывают разные моря. Столица нашей Родины - Москва.

- Дети, послушайте стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем». Постарайтесь ответить на вопрос « Что такое Родина?», что это слово значит для вас.

Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем,И березки и дороги, По которым мы идем.Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни в тёплый вечер за окном.Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережём и под небом синим синим флаг России над Кремлём.Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем.

- Вы прослушали стихотворение. О чем говорится в стихотворении? Что значит «Родина»?

- Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

- Давайте проверим наши знания о России.

Д/и «Закончи предложение»

  1. Наша страна называется… (Россия.)
  2. Граждане России называются… (россияне.)
  3. Столица России – город… (Москва.)
  4. Как называют жителей Москвы – ( Москвичи)
  5. Кто президент в России… (Путин.)

- Молодцы, все знаете!

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

- Нашу Родину - Россию можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу. Это отличительные знаки нашей страны.

- Мы с вами знаем, что наш флаг не похож на флаги других стран, у каждой страны цвет флага и рисунок имеет своё значение.

- Из каких цветов состоит полотнище нашего флага? (белый, синий, красный)

- Что напоминает вам белая полоса? (отв. детей)

- Она означает, что наше государство честно и дружелюбно относится ко всем странам.

- Что означает синяя полоса? (отв. детей)

- Она означает, что наша страна против войны. Она хочет дружить со всеми народами мира.

- Что означает красная полоса? (отв. детей)

- Она означает, что каждый гражданин готов защищать свою Родину от врагов.

- Где можно увидеть российский флаг? (флаг поднят на зданиях, флаг вывешивают в дни праздников, флаг развивается на мачтах Российских кораблях, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях, на спортивных соревнованиях, дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники и т.д.)

- 22 августа в России отмечается День Российского флага.

- А теперь давайте рассмотрим герб и попробуем его описать.

- Что нарисовано на гербе?

Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

- Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

- Как вы думаете, почему на гербе России изображен орел?

- Орел на гербе означает силу, это значит, что наша страна сильная, непобедимая.

- А почему у орла две головы?

- Россия - одна из самых больших стран в мире, головы орла смотрят в разные стороны, как бы показывая, что хоть страна и большая, но она единая.

- А что еще вы видите?

- Корона говорит нам, что Россия живет своими законами. Так было в древние времена, когда правили цари.

- А что еще вы заметили на гербе?

- На груди орла расположен герб Москвы. Представляет собой изображение всадника в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Он поражает золотым копьем черного змея (дракона).

- Что означает изображение всадника, побеждающего дракона? ( Победу добра над злом, справедливости над несправедливостью.)

- А вы знаете, герб может быть не только у страны, но и у города, у области, посёлка, и даже у человека.

- Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба? (на печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на государственных зданиях)

- Молодцы, очень много узнали о нашем гербе.

Игра «Узнай наш флаг».

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Физминутка

Я, ты, он, она

Вместе - целая страна

Вместе - дружная семья

В слове мы - сто тысяч я

Большеглазых, озорных

Черных, рыжих и льняных

Грустных и веселых

В городах и селах

- Дети, а знаете ли вы главную песню нашей Родины.

Ответы детей….

- Гимн – это главная песня нашей страны. Герб и флаг мы видим, а гимн – мы слышим. Его мелодия торжественная и величественная. Государственный гимн звучит в торжественных случаях: во время встреч руководителей государств; торжественных собраний, гимн исполняется во время спортивных соревнований. Слова написал Сергей Михалков, музыку - Александр Александров.

А вы знаете, что музыку гимна слушают стоя?

Ответы детей…

Звучит «Государственный гимн» муз. А. Александрова, слова С. Михалкова

Викторина «Главные праздники России»

- В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

1. Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).

2. Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).

3. А весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта).

4. Первого мая отметим всегда Радостный праздник… (Весны и труда).

5. Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут, Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы).

6. 12 июня мы отмечаем день... (Рождения России.)

Итоги занятия

- Ребята, сегодня вы много узнали нового о государственной символике Российского государства.

- Какие символы есть у нашей страны? Что вам понравилось? Вы любите свою Родину? Как она называется? Чтобы вы сделали, чтобы она была ещё лучше?

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Непоседы»
Тема: «Россия – Родина моя»

группа «Непоседы»

Воспитатель Чикличеева Г.Ш.

Программное содержание:

Формировать представления детей о том, что наша Родина – Россия; президент – В. В. Путин; столица России - Москва; продолжать знакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн); с разными народами, населяющими Россию. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, выделять определенный звук в слове; понимать смысл пословиц и поговорок по изучаемой теме, объяснять их значение. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, толерантное отношение к жителям Земли.

Материалы и оборудование:

Карта Российской Федерации, мультимедиа ресурсы, иллюстрации.

 

Ход:

Воспитатель: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Собрались все дети в кругя – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,и друг другу улыбнемся.

(Улыбнулись друг другу, теперь у нас хорошее настроение.)

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами побеседовать, поговорить. А вы хотите со мной пообщаться?

Воспитатель: Друзья, а Вам интересно, о чем мы с вами будем говорить? Чтобы узнать, нужно отгадать загадки.

Загадка 1.

Цветики - корзинкой,С желтой серединкой,Белая рубашка

Хороша – (ромашка)

Воспитатель: Какой первый звук в слове ромашка? (р)

Звуки мы произносим, а пишем буквы.

Кто сможет написать первую букву слова ромашка?

Ребенок на доске пишет – Р.

Загадка 2.

Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда и весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода (осина)

Какой первый звук в слове осина. (О) написать на доске.

Загадка 3.

В красной шапке птица ходит, и в коре жуков находит это давний мой приятель, а зовется птица – дятел.

Какой первый звук в слове дятел? (Д) - запись буквы на доске.

Загадка 4.

Кудри в речку опустила и о чем-то загрустилаа о чем она грустит никому не говорит. (Ива.)

Какой первый звук в слове ива? –запись буквы «И» на доске.

Загадка 5.

Кто там смотрит из межиПосреди колосьев ржи,Это цветики- малютки голубые - (незабудки).

Какой первый звук в слове незабудки? (Н.)

Звук «Н», а буква «ЭН» - запись на доске.

Загадка 6.

Красивые цветочкирасцвели в саду, запестрели красками а осень на носу. (Астры.)

Первый звук в слове астры – (А) - запись буквы «А» на доске.

Давайте прочитаем получившееся слово - Родина.

Скажите, сколько букв в слове Родина? (6) А слогов? Давайте вместе сосчитаем. (хлопки) (3).

А кто сможет выложить это слово из букв? (Роман В.)

Воспитатель: Молодцы! Вот о Родине мы с вами и поговорим. Что же такое Родина?

Что мы Родиной зовем?

Родина (стихи)

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес! (Дима.)

В нем умещается ровно полмира:Мама и папа, соседи, друзья.

Посёлок родимый, родная квартира,Бабушка, школа, котенок … и я.(Полина С.)

Зайчик солнечный в ладошке,Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –Это тоже Родина.  (Ксения М.)

Автор Т. Бокова.

Стихотворение В. Степанова « Что мы Родиной Зовем» (дети)

Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которых,Рядом с мамой мы идём.  (Владислав)

Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном. (Варвара)

Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём.  (Костя)

Воспитатель: У каждого из нас есть имя. У нашей Родины тоже есть имя. Наша Родина – это …(Россия).

Правильно. У нашей Родины удивительно красивое и звучное имя – Россия.

Воспитатель: Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть и малая Родина. Это, то место, где человек родился, вырос, где живет. Это наш дом. А какая у нас малая Родина?

( п. Колывань)

Малая родина –Островок земли.

Под окном смородина,Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя! ( Настя К.)

Воспитатель:

Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?

Одна у человека мать, одна у него и Родина. (Полина Ч.)

Человек без Родины - что соловей без песни.(Никита)

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.(Марина)

Жить – Родине служить (Рома И.)

Родина любимая, что мать родимая. (Алексей.)

Тот герой, кто за Родину горой. ( Егор)

Физкультминутка:

Я, ты, он, она – вместе целая страна, (ходьба на месте)

Вместе дружная семья! (руки вперед, вверх, в стороны)

В слове мы – сто тысяч – Я.

Большеглазых, озорных, (руки на поясе, повороты туловища влево, вправо)

Черных, рыжих и льняных,грустных и веселых

В городах и селах (круговые вращения руками).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту России. Россия – самая большая страна в мире. Если долго, долго смотреть на Россию, что можно увидеть?

Стихотворение

Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда  и леса, и города, океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы… и поймём тогда, какая,

Наша Родина большая.(Оля Т.)

Воспитатель:Да, наша страна великая, сильная и красивая.В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас.

 В ней много лесов, гор, полей, рек и озер. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами Кто? (россияне).

Но в России живут не только россияне русской национальности. В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, башкиры, удмурты и многие-многие другие). Все они живут в мире и дружбе; у каждого народа свои обычаи и традиции.

Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства.

Воспитатель: Скажите,пожалуйста, несколько красивых слов о России (какая она?).

Дети: Россия наша (большая, красивая, могучая, необъятная, трудолюбивая, непобедимая, сильная, богатая).

Воспитатель: А какой город является столицей России?

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто является президентом Российской Федерации?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель:

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы.

Есть они и у России. Знаете ли вы, что это за государственные символы?

Дети: герб, флаг, гимн.

Воспитатель:

Герб является символом единства народов живущих в России.

Что изображено на гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, который зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля,на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Стихотворение В. Степанова «Герб России» (Дарина)

У России величавой на груди орел двуглавый, чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог.Сильный, мудрый он и гордый, он - России дух свободный.

Воспитатель:

Какой флаг у России?

Трехцветный:

белый цвет - цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая;

синий – неба цвет. Это вера и честность. Народ любит свою родину, защищает ее, верен ей.

А что напоминает вам красный цвет? (Огонь, солнце.)Красный цвет – цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – березкаСиний – неба цвет

Красная полоска – розовый рассвет.(Мария)

Воспитатель: Какой третий символ России? (Гимн.)

Это главная песня нашей страны, которую слушают стоя. Гимн звучит в торжественных случаях.

(Звучит отрывок из гимна.)

Вопрос к детям: Что прославляется в гимне? (Наша Родина – Россия.)

Воспитатель: 

Велика и прекрасна наша страна, наша Родина. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас. Мы с вами живём в России, мы – Россияне. Россия это огромная страна, её населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. – Ребята, а на каком языке говорим мы с вами? На русском, и для нас с вами это родной язык.

Наша страна красивая, величавая, могучая. Давайте с вами немножко с вами помечтаем: что мы сможем сделать для нашей страны, когда вырастем, чтобы она стала еще краше, богаче, могущественней.

(Высказывания детей: Когда я вырасту…)

Я благодарю вас, ребята, за активную работу и думаю, что именно такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране – России.

Итог: Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали, что вы узнали для себя нового? Если вам понравилось, чем мы занимались, возьмите себе на память красивые цветущие ромашки, ну а если не очень, то бутоны ромашек.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия»

Программное содержание.

1. Формировать представление о своей Родине.

 2. Учить детей любить свою Родину, восхищаться её красотой.

3. Воспитывать желание и стремление сделать её краше, лучше.

4. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

5. Учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы.

 6. Закреплять знания детей пословиц о Родине, учить выразительно,  читать стихи, внимательно рассматривать иллюстрации

Оборудование. Карта, флаг, герб, стихи, пословицы, иллюстрации, грамзапись, вырезанные из бумаги Российские флажки, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Звучит песня «Я живу в России»: http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm

– Ребята, знакома ли вам эта песня? Слышали  вы её раньше? (Ответы детей). – А как вы думаете, что же такое Родина? Что это слово значит для вас? (Рассуждения детей). – Да, ребята, и правильно Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родные, друзья, это ваш город, дом, детский сад. Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место где человек родился, вырос, то есть какой-то город, посёлок. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, где, как и с чего начинается для него Родина. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина! Крепко любили свою Родину русские люди.

О ней сложили пословицы: (зачитать несколько, 2-3 заучить).

· Родина любимая – что мать родная.

· Нет в мире краше Родины нашей.

· Жить – Родине служить.

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём». (Читает ребёнок) Что мы Родиной зовём?    Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,  Поле с тонким колоском, И берёзки, вдоль которых.  Наши праздники и песни, Рядом с мамой мы идём.  Теплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.

 Велика и прекрасна наша страна, наша Родина. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сейчас. Мы с вами живём в России, мы – Россияне. Россия это огромная страна, её населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. – Ребята, а на каком языке говорим мы с вами? На русском, и для нас с вами это родной язык. В России много больших и маленьких городов, много рек, озер, морей, много лесов, полей, лугов. Как велика моя земля,  Когда глухая ночь у нас. Как широки просторы!  Чернеет за оконцем, Озера, реки и поля  Дальневосточный край в тот час Леса, и степь, и горы.  Уже разбужен солнцем. Раскинулась моя страна  И поезд по стране моей От север до юга:  К границе от границы Когда в одном краю весна,  Не меньше чем за десять дней – В одном снега и вьюга.  И то едва домчится….

Территория нашей страны действительно очень большая. (Показать на карте). На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолёте за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Если у нас осень, и на улице уже холодно, то на севере нашей страны уже очень сильные морозы, много снега, а на юге совсем ещё тепло, может люди даже купаются в море и загорают. (Показ иллюстраций). Вот какая большая наша с вами страна, наша Родина. Наша Родина очень богатая страна. У нас есть и нефть, и газ, и уголь, на севере люди добывают золото. Богата наша страна и славными людьми. Люди разных профессий  живут и работают в России. – А какие профессии знаете вы?  Кем работают ваши родители? (Ответы детей, показ иллюстраций). – Ребята, а кто знает, как называется самый главный город в нашей стране? Что вы можете рассказать о Москве? (Ответы детей).

В Москве, в Кремле работает правительство во главе с президентом. Правительство состоит из различных министерств. Все законы у нас принимает Государственная Дума, её депутатов, а также президента избирает народ, жители России, которым исполнилось 18 лет. – А кто знает, как зовут президента России? (Показ портрета). У каждой страны есть свои символы: флаг, герб, гимн. Такие символы есть и у России.  Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. (Можно послушать отрывок гимна). Герб – это знак. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины — рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем – это было основным оружием в те времена. (Показать изображение рыцаря). Так как одежда у рыцарей была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом. Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны. Сейчас все города и страны имеют свой герб. Это герб России Герб России. У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный. – Ребята, а где можно увидеть флаг нашей Родины? А какого он цвета? (Ответы детей). Флаг России. Белый цвет – берёзка. Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет. (Стихи читают дети). – Что же такое герб? – Кто первым придумал герб? – Покажите герб России? Предложить детям раскрасить вырезанные из бумаги Российские флажки.

Итог занятия.

Конспект занятия в подготовительной̆ группе

«Наша Малая  Родина - Колывань»

Воспитатель Чикличеева Г.Ш.

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы.

Раздел: Ребёнок входит в мир социальных отношений.

Тема:Наша родина –  посёлок Колывань, Новосибирской области

Цель: Систематизация знаний по теме.

Задачи:

Закрепить знания детей о государственных символах Колывани;

Воспитывать чувство любви к своей Малой Родине – Колывани;

Расширять представления о природе Колывани;

Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

Развивать познавательные интересы;

Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

Создать радостное и веселое настроение у детей.

Предварительная работа.

Чтение рассказов о Колывани; рассматривание карт; рассматривание иллюстраций по теме.

Словарная работа.

Новосибирская область, посёлок Колывань, деревня Большой Оёш,  герб, флаг.

Материал.

Карты, гербы, флаги, мозаика.

Методические приемы.

Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация - Презентация (рассматривание); игровой – д/и, практический – выполнение заданий.

Прогнозируемые результаты:

Знать: название региона,посёлка; атрибутику города, посёлка.

Уметь: находить флаг и герб  среди других.

Иметь: представление о природе, местонахождении, регионе, реках своего посёлка.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

Поселок Колывань – «сердце» одноименного района, находится у реки Чаус, являющейся частью  реки Обь. От Новосибирска удален на 50 км к северу.

Колыван – имя древнего славянского солнечного божества

Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному.

Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань».

Другие люди считают, что название происходит от тюрского или чудского языков.

Некоторые Авторы книг доказывают, что слово Колывань – сугубо русское.

– Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение!!!

 Колывань входит состав исторических селений страны. Поселок считается одним из ключевых мест культуры Новосибирской области, привлекающий паломников. 

Среди примечательных зданий  Колывани выделяются 
купеческие дома и старинные здания:

дом Губина, являющийся сегодня школой музыки;

дом Пастухова;

почтово-телеграфное учреждение (оно, кстати, функционирует до сих пор)

краеведческий музей,

собор Александра Невского. 

История поселка  начинается с  Чаусского острога, призванного оберегать границы Российского государства в пределах  Сибири от киргизских народов.

В 19 веке формировалась  Сибирская  губерния, и  из вышеупомянутого острога «вырос» город Колывань.

В конце столетия развитие города достигло лучшего – появились мастерские и заводы.

Ребята, мы знаем, что сейчас  21 век!!!

 Было празднование 300-летия Чаусского острога   31 августа 2013 года.

Скоро состоится празднование посёлка Колывань – 220 летие.


- Церковь во имя Святого  Князя Александра Невского трудно не заметить

Представляет собой восьмигранник у основания и колокольню 27 метров в высоту, объекты связаны трапезной, протянувшейся с востока на запад. 


 - Покровский Александро-Невский Колыванский женский монастырь Здания монастыря находятся правее  храма.

Известные уроженцы и жители

 - Ширшов, Анатолий Илларионович — советский учёный, математик.

 - Агузарова, Жанна Хасановна - певица

(Ответы детей)

Организационно поисковый

 Ребята!! Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

- Столица Сибири город … Новосибирск.

 -Граждане столицы Сибири  называются… новосибирцы.

 -Кто является главой  города Новосибирска …  Владимир Городецкий.

 -Название нашей Малой Родины – посёлок Колывань

 -Граждане посёлка Колывань - Колыванцы

- Граждане деревни Большой Оёш – Больше-Оёшинцы

- Граждане деревни Скала – скалинцы

- Граждане деревни Пихтовка - пихтовчане

- Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

 - В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

- Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

Ответы детей

«Государственные символы».

Какие государственные символы посёлка Колывань вы знаете? (Герб, флаг)

Игра «Узнай наш флаг». 

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг Колывани среди флагов других стран.

 - Где можно увидеть  флаг? (На государственных зданиях,  жилых домах в дни государственных праздников.)

Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность,

Игра «Узнай наш герб». 

Цель: закрепить знания детей о государственном гербе Колывани, научить узнавать герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (

Ответы детей.

Находят флаг и герб  п.Колывань.

«Города Сибири».

Сибирь – самый большой регион в России! В Сибири  много городов, очень много сел и деревень.

Назовите города, которые вы знаете. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Томск, Омск, Белово, Кемерово, Барнаул

А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадатькакая достопримечательность   там изображена.

  • Краеведческий музей
  • Храм Александра Невского
  • Памятник Ленину
  • ДК «Юность»
  • Парк Пичугина
  • Центральная библиотека — памятник А. С. Пушкина

Собирают картинки.

«Реки Новосибирска и  посёлка Колывань».

1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Обь.)

2. Название этой реки одинаково с названием деревни. ( Чаус – река.)

Ответы детей.

Как вы думаете, сколько народов проживает в Колывани? (Дети называют национальности–русские, татары, казахи, чуваши, мордвины, немцы, хакасы, ). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов посёлка Колывань - разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная.  Самый многочисленный народ в Колывани – русский, люди общаются между собой на русском языке.

Дети называют народы

«Главные праздники Колывани».

В нашем посёлке есть главные праздники, которые отмечают все граждане.

День основания посёлка – скоро 220 летие!!

Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

 - Дед Мороз принес подарки,Их под елочку кладет.Наступил веселый, яркий,Лучший праздник… (Новый год).

 - Чтоб на всей большой ЗемлеМир настал для человечества,Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

 - Если нам куда-то надо,Путь найти поможет карта.Если нам нужны награды,Быстрый бег начнем со старта…А весной мы встретить радыЖенский день… (Восьмое марта).

 - Музыка, флаги, шары и цветы,Столько весенней вокруг красоты! Первого мая отметим всегдаРадостный праздник… (Весны и труда).

 - Идет парад, гремит салют,Звучит оркестр там и тут,Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

 - 12 июня мы отмечаем день Рождения России.

Ответы детей.

«Береги малую Родину»Экологическое воспитание.

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. 

Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность.Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус.  Особенно леса, оказывают оздоровительный эффект. У нас рядом Кудряшовский бор, много лесов далее за Колыванью. 
 Поэтому ребята нам надо беречь нашу малую Родину. Не загрязнять бытовыми отходами. Нельзя бросать  пластиковые бутылки. Разбрасывать мусор. Для этого есть специальные мусорные баки. Не разжигать костры, находясь в лесах. Не загрязнять реки мусором.

Необходимо  беречь нашу красоту, побольшезеленых насаждений высаживать. Деревья и кустарники благоприятно влияют на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жительства. 

Наша Колывань должна быть
-  благоприятной для жизни и здоровья средой обитания; чистый воздух и леса, чистые реки будут залогом нашего здоровья.
Не случайно, экологи считают, что в современном мире  человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений должна занимать больше половины его территории. Ребята этот год 2017 признан  годом ЭКОЛОГИИ.  Так давайте же будем любить свой край Родной и беречь всегда!!!

 

Ответы детей.

Рефлексивно корригирующий

НОД закончить пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих водной стране, городе или посёлке!!!

Дети высказывают свое мнение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект «Наша Родина - Россия»

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развлечение к дню языков Казахстана в средней группе Тема : « Наша Родина – матушка Россия!

Развлечение с использованием песен, танцев,обычаев русского народа ко Дню языков в Республике Казахстан...

"НАША РОДИНА – МАТУШКА РОССИЯ"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....