Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 комбинированного вида»
Принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующая МБДОУ
протокол № 15 «Детский сад №28»
от «03»сентября 2020г. _________ Г.В. Гончарова
приказ № 23
от «03» сентября2020г.
Дополнительного общеобразовательная
общеразвивающая программа
познавательно-речевой направленности
«АБВГДейка»
для детей 5-7лет
Составила учитель-логопед:
Е.А. Кургушова
г Троицк
2020г
Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы построения
1.4. Условия реализации
1.5.Планируемые результаты
2.Содержательный раздел
2.1.Перспективный тематический план занятий
3.Организационный раздел
3.1. Мониторинг
Список литературы
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка:
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст познавательных интересов.
1.2 Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи:
1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;
7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
1.3. Принципы построения.
Принципы построения программы:
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- принцип наглядности
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;
- осуществление связи с родителями.
1.4.Условия реализации:
Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий
- «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1991г.
- Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г
- Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.
- БУКВАРЬ Н.С. Жуковой
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю, 8 раз – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Срок реализации программы один год.
В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.
Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.
Для обозначения гласных звуков — красные квадраты; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие квадраты с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие квадраты без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые квадраты с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые квадраты без колокольчиков.
1.5. Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать карандаш;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
2.Содержательный раздел.
2.1.Перспективный тематический план занятий
№ Занятия | Тема | Задачи |
Октябрь
1 | Тема: «Знакомство с | 1.Познакомить детей с понятием «звук», «слово». | |
кружком | 2.Учить находить слова с заданным | ||
«АБВГДейка» с | звуком.3.Дать детям представление о слове | ||
Городом | (имеет значение, звучит, потому что слова | ||
«Буквоградом» | состоят из звуков, слова звучат по разному). | ||
«Звук и слово» | 4.Развивать умение вслушиваться в слова, | ||
слышать звуки в словах, учить интонационному | |||
выделению звука в начале, середине и в конце | |||
слова. | |||
2 | Тема: | 1.Познакомить с понятием «предложение». | |
«Предложение» | 2. | Учить определять порядок слов в | |
предложении. | |||
3.Учить детей выделять предложения из речевого | |||
потока (связного рассказа). | |||
4. | Познакомить с термином «предложение». | ||
5. | Дать детям представление о том, что в | ||
предложении может быть разное количество | |||
слов. | |||
6. | Учить складывать двух или трех словные | ||
предложения о предметах. | |||
3,4 | Тема: «Гласный звук | 1.Дать детям понятие о том, что звуки мы | |
[а], буквы А, а » | слышим, а буквы пишем. | ||
2.Познакомить с буквой А, закреплять понятие | |||
«буква». | |||
3.Учить заменять в схеме обозначение гласного | |||
(красный квадрат) буквой А. | |||
4. | Учить выделять заданный гласный звук из | ||
потока гласных звуков; в начале, середине и в | |||
конце слова, в словах из текста; | |||
5.Учить печатать буквы А, а. | |||
6. | Учить штриховать. | ||
7. | Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | |||
5,6 | Тема: «Гласный звук | 1.Продолжать знакомить детей с понятием | |
[у], буквы У, у » | «гласный звук». | ||
2. | Учить выделять заданный гласный звук из | ||
потока гласных звуков; в начале слова; в словах | |||
из текста. | |||
3. | Закреплять понятие «звук», «слово». | ||
4. | Продолжать знакомство с буквой У, закреплять | ||
понятие «буква». | |||
5.Учить печатать буквы У, у. 6. Учить штриховать. 7. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
7,8 | Тема: «Гласный звук | 1.Познакомить детей с новой буквой О. |
[о], буквы О, о » | 2.Продолжать учить звуковой анализ слов, | |
заменяя фишки в моделях слов выученными | ||
буквами, делить слова на слоги, самостоятельно | ||
преобразовывать слова из двух слогов в слова | ||
трехсложные. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов « АО», « ОА», | ||
« УО», «ОУ» и выученных гласных букв. | ||
4.Учить печатать буквы О, о. | ||
5. Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Ноябрь | ||
9,10 | Тема «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [м], |
звуки [м] - [м’], | мягким | |
буквы М, м» | согласным звук [м’], с буквами М, м. | |
2.Учить различать их на слух. | ||
3.Продолжать учить детей делать звуковой и | ||
слоговой анализ слов, закреплять умение | ||
выделять нужный звук в слове, определять его | ||
положение в слове. | ||
4. Учить детей читать, плавно произносить два | ||
звука последовательно, чтобы получился слог. | ||
5.Учить печатать букву м. | ||
6.Учить штриховать. | ||
7. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
11,12 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [с], |
звуки [с] - [с’], буквы | мягким согласным звук [с’], с буквами С, с. | |
С, с» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой С и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова из одного и двух слогов( | ||
СОМ, САМ, АУ, УА,СА-МА,МА-МА). | ||
4.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
5.Учить печатать букву с. | ||
6.Учить штриховать. | ||
7. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. |
13,14 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [х], |
звуки [х] - [х’], буквы | мягким согласным звук [х’], с буквами Х, х. | |
Х, х» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Х и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова из одного и двух слогов( | ||
МОХ, ХАМ, АХ, УХ, МАХ, МУ-ХА, СУ-ХО). | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву х. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
15,16 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [р], |
звуки [р] - [р’], буквы | мягким согласным звук [р’], с буквами Р, р. | |
Р, р» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Р и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова ( ХОР, РА-МА, РО-МА, | ||
МУ-ХО-МОР,МУ-СОР). | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву р. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Декабрь | ||
17,18 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [ш], с |
звук [ш] , буквы Ш, | буквами Ш, ш. | |
ш» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ш и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить слова из одного и двух слогов ( ШАР, | ||
ШРАМ, МАРШ, СА-ША, ШУ-РА) | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву ш. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. |
19,20 | Тема: «Гласный звук | 1.Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать |
[ы], буквы | понятие, что гласная буква Ы обозначает гласный | |
ы» | звук [ы], перед звуком [ы] все согласные звуки | |
произносятся твердо, что звук [ы] встречается | ||
только в середине и в конце слова. | ||
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов « Аы», « Оы», | ||
« Уы», «Мы», «Сы», «ыш», ит.д | ||
4.Учить печатать буквы ы. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
21,22 | Тема:«Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [л], |
звуки [л] - [л’], буквы | мягким согласным звук [л’], с буквами Л, л. | |
Л, л» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Л и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова и предложения ( ЛОМ, ЛУ- | ||
ША, МА-ЛА, МЫ-ЛА ), ( МА-МА МЫ-ЛА РА- | ||
МУ., ЛУ-ША МА-ЛА.) | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву л. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
23,24 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [н], |
звуки [н] - [н’], | мягким согласным звук [н’], с буквами Н, н. | |
буквы Н, н» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Н и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова и предложения. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву н. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Январь | ||
25,26 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [к], |
звуки [к] - [к’], | мягким согласным звук [к’], с буквами К, к. | |
буквы К, к» | 2. Учить различать их на слух. |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой К и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова и предложения. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву к. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
27,28 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [т], |
звуки [т] - [т’], буквы | мягким согласным звук [т’], с буквами Т, т. | |
Т, т» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Т и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова и предложения. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву т. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
29,30 | Тема: «Гласный | 1.Ознакомление с артикуляцией звука[и]. |
звук [и], буквы И, и | 2.Формирование умения узнавать звук[и]в ряду | |
» | гласных звуков, ударный начальный звук [и] из | |
слова. | ||
3.Знакомство с буквой и. | ||
4.Конструирование и печатание буквы и. | ||
5.Формирование умения узнавать букву и в | ||
словах. | ||
6.Составление и чтение слияний иа, аи, иу и т.д | ||
31,32 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [п], |
звуки [п] - [п’], | мягким согласным звук [п’], с буквами П, п. | |
буквы П, п» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой П и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву п. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую |
моторику. | ||
Февраль | ||
33,34 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [з], |
звуки [з] - [з’], буквы | мягким согласным звук [з’], с буквами З, з. | |
З, з» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой З и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву з. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
35,36 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с мягким согласным звук [й’], с |
звуки [й], буквы й » | буквой й. | |
2. Учить различать на слух. | ||
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Й и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву й. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
37,38 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [г], |
звуки [г] - [г’], буквы | мягким согласным звук [г’], с буквами Г, г. | |
Г, г» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Г и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву г. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
39,40 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [в], |
звуки [в] - [в’], буквы | мягким согласным звук [в’], с буквами В, в. | |
В, в». | 2. Учить различать их на слух. |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой В и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву в. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Март | ||
41,42 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [д], |
звуки [д] - [д’], буквы | мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д. | |
Д, д» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Д и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву д. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
43,44 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [б], |
звуки [б] - [б’], буквы | мягким согласным звук [б’], с буквами Б, б. | |
Б, б» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Б и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву б. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
44,45 | Тема:. «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [ж], с |
звук [ж], буквы Ж, | буквами Ж, ж. | |
ж» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ж и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. |
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву ж. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
46,47 | Тема: «Знакомство с | 1.Познакомить с буквой Е, ее написанием, дать |
буквой Ее и звуком | понятие, что гласная буква Е в начале слова и | |
[йэ]. Звуковой анализ | после гласных обозначает два звука [йэ] и т.д., а | |
слов. | после согласных звук [э] и т.д. и обозначают | |
мягкость согласного звука. | ||
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов. | ||
4.Учить печатать буквы Ее. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Апрель | ||
48,49 | Тема: «Знакомство с | 1.Познакомить с буквой Я, ее написанием, дать |
буквой Я и звуком | понятие, что гласная буква Я в начале слова и | |
[йа]. Звуковой анализ | после гласных обозначает два звука [йа] и т.д., а | |
слов. | после согласных звук [а] и т.д. и обозначают | |
мягкость согласного звука. | ||
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов. | ||
4.Учить печатать буквы Яя. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
50,51 | Тема: «Знакомство с | 1.Познакомить с буквой Ю, ее написанием, дать |
буквой Ю и звуком | понятие, что гласная буква Ю в начале слова и | |
[йу]. Звуковой анализ | после гласных обозначает два звука [йу] и т.д., а | |
слов. | после согласных звук [у] и т.д. и обозначают | |
мягкость согласного звука. | ||
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов. | ||
4.Учить печатать буквы Юю. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
52,53 | Тема: «Знакомство с | 1.Познакомить с буквой Ё, ее написанием, дать |
буквой Ё и звуком | понятие, что гласная буква Ё в начале слова и | |
после гласных обозначает два звука [йо] и т.д., а |
[йо]. Звуковой анализ | после согласных звук [о] и т.д. и обозначают | |
слов. | мягкость согласного звука. | |
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение слогов. | ||
4.Учить печатать буквы Ёё. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
54,55 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с мягким согласным звук [ч’], с |
звук [ч’], буквы Ч, | буквами Ч, ч. | |
ч» | 2. Учить различать их на слух. | |
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ч и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву ч. | ||
7.Учить штриховать. | ||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
Май | ||
56,57 | Тема: «Гласный звук | 1.Познакомить с буквой Э, ее написанием, дать |
[э], буквы Э,э » | понятие, что гласная буква Э обозначает гласный | |
звук [э], перед звуком [э] все согласные звуки | ||
произносятся твердо. | ||
2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ | ||
слова, делить слова на слоги. | ||
3.Закрепить навык чтение. | ||
4.Учить печатать букву э. | ||
5.Учить штриховать. | ||
6. Развивать фонематический слух, мелкую | ||
моторику. | ||
58,59 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [ц], с |
звук [ц], буквы Ц, ц» | буквами Ц, ц. | |
2. Учить различать их на слух. | ||
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ц и | ||
всеми изученными гласными. | ||
4.Учить читать слова. | ||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||
согласные, твердые, мягкие). | ||
6.Учить печатать букву ц. |
7.Учить штриховать. | ||||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||||
моторику. | ||||
60,61 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с твердым согласным звук [ф], | ||
звуки [ф] - [ф’], | мягким согласным звук [ф’], с буквами Ф, ф. | |||
буквы Ф, ф» | 2. Учить различать их на слух. | |||
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ф и | ||||
всеми изученными гласными. | ||||
4.Учить читать слова.. | ||||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||||
согласные, твердые, мягкие). | ||||
6.Учить печатать букву ф. | ||||
7.Учить штриховать. | ||||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||||
моторику. | ||||
62,63 | Тема: «Согласные | 1.Познакомить с мягким согласным звук [щ’], с | ||
звук [щ’], буквы Щ, | буквами Щ, щ. | |||
щ» | 2. Учить различать их на слух. | |||
3.Продолжать учить слитно произносить звуки | ||||
читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Щ и | ||||
всеми изученными гласными. | ||||
4.Учить читать слова. | ||||
5.Закреплять умение делать слоговой анализ | ||||
слова, выделять звуки в словах (гласные, | ||||
согласные, твердые, мягкие). | ||||
6.Учить печатать букву щ. | ||||
7.Учить штриховать. | ||||
8. Развивать фонематический слух, мелкую | ||||
моторику. | ||||
64 | Тема: Показатель | 1.Познакомить детей с буквой ь, с показателем | ||
мягкости согласного | мягкости согласных звуков. | |||
Ь знак | 2.Учить печатать букву ь. | |||
3.Учить штриховать. | ||||
4. Развивать фонематический слух, мелкую | ||||
моторику. | ||||
65 | Тема: Показатель | 1.Познакомить детей с буквой ъ,с показателем | ||
твердости согласного | твердости согласных звуков. | |||
Ъ знак | 2.Учить печатать букву ъ. | |||
3.Учить штриховать. | ||||
4. Развивать фонематический слух, мелкую | ||||
моторику. | ||||
3.Организационный раздел.
3.1 Мониторинг уровня освоения программы «АБВГДейка» с детьми старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ______________________
Учитель-логопед___________________________________________
Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||||||||||||
Умение понимать роль звука в слове. | Умение различать слово и предло- жение, выкла- дывать схему предло- жения | Умение делить слова на слоги. | Умение называть слова с заданным звуком. | Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. | Умение вычленять ударение, определять его место в слове. | Умение разли-чать согла-сные звуки: твёрдые и мягкие. | Умение разли-чать согла- сные звуки: глухие и звонкие. | Умение составлять слова из 2-х, 3- х слогов и отдельных букв. | Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного | ||||||||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 |
Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.
• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.
2. Задание: Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).
Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного
предложения.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый
хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-
либо. Составляет схему.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не
составляет вовсе.
3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные
картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их
самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
• Ребёнок правильно выполняет задание.
• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).
Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие
звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их
квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим). Найди место согласных звуков в слове и обозначь
синими квадратами.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем
воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так
говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было
правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в
слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает
ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого
цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.
• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав
звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось
ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал
ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.
• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.
• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.
3.2 Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.
Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет
их с небольшой помощью взрослого.
70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет
средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Список литературы:
- «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1991г.
- Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2019г
- Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2019г.
- БУКВАРЬ Н.С. Жуковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «АБВГДейка»
Программа дополнительного образования для старших дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Цель:подготовка дошкольников к обучению,ознакомление с буквами, как знаками записи известных им звуков, формирование умения читать.Задачи:Образовательные:обеспечение овладения минимальным уровнем знан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-298192-1535577086.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Ребятам о зверятах»
Анатация кружка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-298192-1535577086.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Программа кружка в средней группе «Ребятам о зверятах»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-298192-1535577086.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я познаю мир»
Программа кружка для детей старшего возраста "Я познаю мир"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчест...