Программно-методический комплекс «В мире музыки»
учебно-методический материал
Развитие музыкального восприятия на основе синтеза искусств и этнокультуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_muzyki_-_kopiya.docx | 23.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №15 с. Кабанск»
Программно - методический
комплекс
«В мире музыки»
Развитие музыкального восприятия на основе синтеза искусств и этнокультуры.
Разработала музыкальный руководитель
Перетолчина Н.А.
2016 г.
«Без музыки трудно представит себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»
Д.Д.Шостакович
Актуальность.
Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусства, художественной литературой, живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствования музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением. Исследования известного композитора, педагога, музыковеда- исследователя Д. Б. Кабалевского доказывают возможность и необходимость начинать в детском возрасте показать ребенку не только внесюжетные,но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его «видеть музыку», «слышать живопись».
Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
Практика работы показывает, что синтез трех видов искусств –музыки, изобразительного искусства и художественной литературы помогают детям глубже понять и осмыслить художественные произведения.
Поэтому к программе «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (разработанная в соответствии с действующими требованиями ФГОС 2014г.) была разработана парциальная программа «Синтез»- программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (К. В. Тарасова, М.Л.Петрова, Т. Г. Рубан, О.Л. Кабачек, Т.М. Шумова).Содержание включает в себя высокохудожественные, доступные детям яркоэмоциональные произведения классического, современного искусства и фольклора.
Апробация программы выявила ее высокую эффективность как в отношении музыкального, так и художественного, и общего развития детей, это позволяет считать работу по ней первым этапом формирования художественной и общей культуры ребенка.
Однако ее содержание не учитывает ознакомление детей с региональными особенностями в произведениях музыкального, изобразительного и литературного творчества. В связи с этим в программное содержание включен материал национально-регионального компонента.
В основу критериев отбора музыкальных, изобразительных, художественных произведений были положены принципы:
-доступность восприятия;
-высокохудожественность;
-воспитывающий характер произведении;
-разнообразие средств художественной выразительности(использование разножанровых произведений).
Подобраны музыкальные произведения разных эпох и стилей, а также произведения композиторов Бурятии
-А.Андреев «Песня о родной земле», «Танец кукол»;
-Д. Аюшеев «Утро на Байкале»; Ж.Батуев «Колхозная сюита» Утро в колхозе 2ч. «Танец пастухов»; 4ч. «Урожайная пляска»,
Фрагменты из балета «Цветы жизни» Танец «Времена года»;
-С. Ряузов «Танец наездников»;
- В. Усович «Детский альбом» Кукольный театр, Ласковый теленок,Жигуленок.
Учитывая значимость синтеза искусств в формировании художественной культуры ребенка была расширена тематика произведений изобразительного искусства, художественной литературы. Так, в содержание программы введены произведения художников Бурятии:
Картины художников Бурятии: «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова, «Байкал» Н.В.Олейникова,и др.)
Стихи поэтов Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева. А. Жамболон, Ц. Жимбиева, С. Дунаева, и др.).
Это обусловлено тем, что искусство родного края привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки.
Цель: Введение ребенка-дошкольника в мир музыки, формирование его художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному.
Задачи:
1.Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость у детей.
2.Обогащать музыкальные впечатления детей. Знакомя их с произведениями родного края.
3.Воспитывать художественную и общеэстетическую культуру ребенка.
4.Стимулировать творческие проявления ребенка в музыкальной деятельности средствами синтеза искусств.
1 блок «Природа в музыке»
Цель: Знакомство детей с музыкальными произведениями, посвященными картинам русской природы и природы родного края по временам года, с небольшими пьесами о птицах, животных и растительном мире.
(В.Кикта «Дятел», Г.Галынин «Зайчик»,А. Тач «Облака плывут»,Р.Леденев «Лес шумит»,Р.Леденев «Домик на опушке»,Р.Леденев «Вечерняя прохлада» и др.).
2 блок «Мой день»
Цель: Знакомство детей с пьесами, посвященными событиям из жизни ребенка в детском саду (из чего состоит их день: утренняя песенка, прогулка, считалка и т.д.)
( Р.Леденев «Утренняя песенка», С.Слонимский «Я гуляю без папы и мамы»,
Т.Островская «Вышивание», С.Прокофьев «Сказки старой бабушки», Г.Свиридов «Музыкальный ящик», А.Нагаев «Танец матрешек»и др.).
3 блок «Русские народные образы»
Цель: Знакомство детей с пьесами, посвященными русской народной культуре.
(В. Кикта «Гусли звончатые», Г.Свиридов «Звонили звоны», В. Агафонников «Сани с колокольчиками»,Г.Свиридов «Парень с гармошкой»и др.).
4 блок «Сказка в музыке»
Цель: Знакомство детей с музыкальными произведениями, положенными на сюжеты сказок- это музыкальные пьесы, сказка-опера, сказка-балет и симфоническая сказка.
-Н. А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» - фрагменты;
-П.И.Чайковский «Щелкунчик» - фрагменты;
-С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк».
5 блок «Музыка бывает разной»
Цель: Знакомство детей с произведениями программы разных эпох, стилей, жанров.
Музыкальные произведения программы обьединены в тематические блоки и даны в порядке возрастающей сложности. В них включены произведения мастеров искусств Бурятии.
-А.Андреев «Песня о родной земле», «Танец кукол»;
-Д. Аюшеев «Утро на Байкале»; Ж.Батуев «Колхозная сюита» Утро в колхозе 2ч. «Танец пастухов»; 4ч. «Урожайная пляска»,
Фрагменты из балета «Цветы жизни» Танец «Времена года»;
-С. Ряузов «Танец наездников»;
- В. Усович «Детский альбом» Кукольный театр, Ласковый теленок,Жигуленок.
2-практический:
В нашей практике слушание проводится на музыкальных занятиях, и как самостоятельное во второй половине дня, и на развлечениях, в свободной деятельности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, содержание раздела слушание находится в «Рабочей программе»,в тесной взаимосвязи с музыкальными видами деятельности- пение и музыкально-ритмические движения, а также находит отражение в изобразительной деятельности детей.
Развитие творческого потенциала ребенка, его художественно-эстетических качеств осуществляется на наш взгляд наиболее эффективным в совместной работе музыкального руководителя изостудии: установлении межпредметных связей, проведение интегрированных занятий и т.д.
Список используемой литературы.
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.А Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (разработанная в соответствии с действующими требованиями ФГОС 2014 г.)
2.Программа «Синтез» К.В.Тарасова (Доктор психологических наук, научный руководитель), М.Л.Петрова (музыковед, педагог),Т. Г. Рубан (музыковед,педагог),Т.М.Шумова(искусствовед),О.Л.Кабачек(литературовед,психолог).М.1994г.;
3.К.В.Тарасова (доктор психологических наук, зав. лабораторией эстетического развития детей)» Профессия –музыкальный руководитель» ж-л Музыкальный руководитель №11 2015г.,с.10.
4. Хрестоматия музыкального репертуара к программе «Синтез». К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г. Рубан, Т.М. Шумова, Т. Г. Рубан.
5.Видео,аудиокассеты к программе «Синтез».
6.Т.Рогаткина «Нас вдохновляет музыка» ж-л «Музыкальный руководитель» 2017г. с.15;
Художественная литература поэтов и писателей Бурятии.
1.С.Дунаев «Березка. У-У Бурятское книжное издательство,1966г.
2.А.Жамбалон «Маленький чабан» М..изд-во «Детская литература»,1966г. Пер.с бур. Н.Глазков.
3.Ц.Жимбиев «Сурхарбан» У-У Бурятское книжное изд-во,1971г.
Пер.с бур. Н.Савостина.
4.Л.Корнакова «Играют дети» У-У. Бурятское книжное изд-во,1986г.
5. Ч. Намжилов «Удивительный наездник» М., изд-во «детская литература»,1967г. Пер.с бур.Н.Симаков.
Музыкальные произведения Композиторов Бурятии.
1.Аудиозаписи с музыкальными произведениями композиторов Бурятии:
-А.Андреев «Песня о родной земле», «Танец кукол»;
-Д. Аюшеев «Утро на Байкале»; -Ж.Батуев «Колхозная сюита» Утро в колхозе 2ч. «Танец пастухов»; 4ч. «Урожайная пляска»,
Фрагменты из балета «Цветы жизни»Танец «Времена года»;
-С. Ряузов «Танец наездников»;
- В. Усович «Детский альбом» Кукольный театр, Ласковый теленок,Жигуленок.
2.Видеозаписи:
-слайд-шоу «На память о Байкале» М.В.Степанцов Иркутск 2012г.
3. Картины художников Бурятии: «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова, «Байкал» Н.В.Олейникова.
4.Стихи поэтов Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева.
5. Слайды с изображением озера Байкала, рыбы Байкала, пейзажи просторов Бурятии, фотографии г.Улан-удэ.
6.Портреты композиторов Бурятии,
7.Бурятские музыкальные инструменты (Хур, ятага, чанза и др.).
Картины художников Бурятии: «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова, «Байкал» Н.В.Олейникова;
Стихи поэтов Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический комплекс "Буквария. Обучение чтению"
Программа поможет дошкольникам научиться узнавать, различать и в итоге выучить все буквы и звуки русского языка. Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, анимационные сюжеты, вариативные иг...
Программно-методический комплекс "Развитие речи"
Программа содержит наглядные познавательные материалы и игровые задания, направленные на формирование у детей фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие связной, грамматически правильной ...
Программно-методический комплекс "Фантазеры. Моя страна"
В каждой программе серии «Фантазёры»:интерактивные творческие мастерские с тематическим набором объектов и элементов для конструирования, моделирования, создания аппликаций, художественно-декоративной...
Золотая рыбка (программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество)
познакомить детей с аквариумом и его обитателями, уточнить возможности мастерской «Сказки природы» (программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество»)....
"Программно-методический комплекс «Логомер» в работе учителя-логопеда"
"Программно-методический комплекс «Логомер» в работе учителя-логопеда" (опыт работы учителя-логопеда)...
«Круглый стол» для педагогов: «Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) «Мозаичный ПАРК».
Конспект круглого стола для педагогов "Программно-методический комплекс дошкольного образования (ПМК ДО) "Мозаичный ПАРК"....
Методическая разработка "Планирование образовательной деятельности с использованием игрового оборудования программно-методического комплекса"Мозаичный ПАРК"
Период: 4 неделя маяТема месяца: Весна идет – навстречу лету!Тема недели: Город, в котором я живуВозрастная группа: подготовительная к школе группа...