Образовательный проект "История нашего города Воркуты"
проект (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «История нашего города Воркуты» |
Адресация проекта | Воспитатели дошкольных учреждений, дети старшего дошкольного возраста |
Руководитель проекта | Галимова Зульфира Габдулловна- воспитатель |
Участники проекта | воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников |
Возраст воспитанников | Дети подготовительной группы |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: -практико - ориентированный, информационный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Цель педагогов: Формировать представления у детей дошкольного возраста об истории родного города Воркуты, его достопримечательностей, событиях прошлого и настоящего. |
Задачи проекта | 1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе. 2. Обогащать представления детей о том, что Воркута - градообразующая отрасль, о значимости труда шахтеров для республики, страны. 3. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город 4.Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях. 5. Расширять представления детей о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. 6 .Воспитание гражданина и патриота своей страны у дошкольников, любви к родному городу, чувство гордости за достижения и культуру Воркуты. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: Оборудование: плакаты с изображением геральдики города Воркуты и республики Коми, фотоальбом города, аудиозаписи, иллюстрации картинок с изображением шахт, шахтеров, орудия труда шахтеров (экспонаты), достопримечательностей, дидактические игры «Составь флаг», «Герб города», «История родного города», «Города республики Коми», иллюстрации с изображением портретов знаменитых людей города, карта города, карта республики, экспонат- каменный уголь. Информационная обеспечение: Энциклопедии, журнал «Азбука маленького Воркутинца», интернет-ресурсы. Требования к уровню подготовленности воспитанников: Воспитанники должны знать: -Называть республику, город, поселок, в котором они живут. -Называть улицу, на которой живут. Воспитанники должны уметь: -Проявлять интерес к малой родине, использовать местоимение «мой» по отношению к городу; -Хорошо ориентироваться в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне; -Проявлять любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. -Отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжет и т. д. Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знание истории родного города, высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты непосредственно – образовательной деятельности - дидактические разработки, учебное пособие. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: Стенгазета «Истории нашего города Воркуты», альбом «Север – мой край родной», макет улицы, дидактическая игра «Составь флаг», «Герб города» |
Аннотация | У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, об этом и возникают самые добрые воспоминания. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного города. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников о истории родного города, его культуры и традициях . Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым, этот проект посвящается городу Воркуте, который является Родиной наших воспитанников. |
Этапы работы над проектом | I этап - Погружение в проект. 1) определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы; II этап - Организация деятельности. 1) создание перспективного плана 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение занятий в соответствии с перспективным планом. 2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком). 3) итог, анализ работы. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, альбом) 2) Стенгазета «Истории нашего города Воркуты», альбом «Пословицы о Родине», макет улицы, дидактическая игра «Cоставь флаг» V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация стенгазеты «Истории нашего города Воркуты» детьми 3) презентация проекта на уровне МБДОУ; |
Актуальность
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Более эффективным способом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и особенностями города Воркуты считаю проектный метод. Исходя из этого, разработала проект « История города Воркуты». Цель проекта: Формирование представления у детей дошкольного возраста об истории родного города Воркуты, его достопримечательностей, событиях прошлого и настоящего.
Исходя из цели наметила задачи:
1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
2. Обогащать представления детей о том, что Воркута - градообразующая отрасль, о значимости труда шахтеров для республики, страны.
3. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
4.Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях.
5. Расширять представления детей о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
6.Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности, любви к родному городу, чувство гордости за достижения и культуру Воркуты.
Чтобы заинтересовать детей на познавательном занятии по теме «Животный и растительный мир тундры» ввела сказочного персонажа Тундровичка, который познакомил детей с особенностями климата нашего края, и вместе с детьми выяснили , почему здесь растут только карликовые кустарники, выяснили особенности животного мира. Пояснив детям, что Тундровичок живет в тундре очень давно и знает каждый кустик и травинку, дети спросили его как же в тундре появился наш город, почему именно здесь построили город и дали ему такое название. Чтобы ответить на все эти вопросы, Тундровичок предложил самим найти ответы на эти вопросы, а он будет помогать, подсказывать на следующих занятиях послушает и расскажет о истории появления нашего города.
На втором этапе реализации проекта первым делом посетила городские библиотеки и библиотеку на поселке Северном и уточнила исторические факты появления города Воркуты в статьях местных газет «Заполярье», «Северный вестник» в энциклопедиях «Атлас республики Коми» .
Разработала перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка.
Разработала комплекс непосредственно образовательной деятельности «Геральдика Воркуты» «Гордость Воркуты» «Животный и растительный мир тундры», организовала экскурсию в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор., подобрала материал для бесед «Улицы города» «Площади города».
Изготовила необходимые учебные пособия «Карта города», «Карта поселка Северный», символика города Воркуты (герб, флаг) , подобрала дидактические игры по патриотическому воспитанию .
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Собрала анкетные данные родителей по теме «Патриотическое воспитание дошкольника в процессе приобщения к истории родного город», которые подтвердили актуальность выбранной темы. Все родители были заинтересованы в получении информации о родном городе, ее истории, знаменитых людях Воркуты.
Для реализации проекта было необходимо создать предметно - пространственную развивающую среду. В ходе проекта пополняла уголок новыми пособиями. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформила фотовыставку: «Люби и знай - родной свой край », организовала выставку рисунков «Мой город», создала полочку умных книг, где подобрала книги о нашем городе, тематические папки: «История города».
Совместно с детьми выработали план действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Что мы знаем | Что хотим узнать |
|
|
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
-спросить у родителей
-изучить энциклопедии
-посетить библиотеку, музей
-чтение худ. литературы
3.Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Воркуты: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально возник поселок Рудник, поселок Воркута, как из поселка превратился в город. Выяснили, почему некоторые улицы носят фамилии людей (Чернова, Яновского, Ленина) Интересным для ребят показалось создание макета микрорайона, в котором располагается детский сад.
Посетив отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор дети много узнали о символики родного города и ее значении.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе и поселке много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме;
2) для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок «Вы спрашивайте, мы ответим» «Что я сделал для родного города» провела консультацию «Народная мудрость в пословицах» «Как воспитать маленького патриота» совместно с родителями воспитанники подбирали новый и интересный материал по истории города для оформления стенгазеты.
3) совместно с детьми и родителями провели итоговое мероприятие - досуг «Игры народов Севера», оформили альбом «Север – мой край родной».
4) для педагогов подготовила и провела практикум «Знакомство с историей города через дидактическую игру»
На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:
-педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;
-дети: дидактические игры, альбом с фотографиями о Родине, стенгазета «Истории нашего города Воркуты».
Прошла презентация стенгазеты и альбома «Север – мой край родной». Дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим сверстникам и детям средней и старшей группы об истории родного города, его достопримечательностях , а так же своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность.
Я считаю, что дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Значит, мой проект действует, что он познавателен и полезен.
Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала, практическую поисковую деятельность процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.
На заключительном V этапе на консультации педагогом была проведена презентация проекта.
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Совместно с детьми выработали план действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3.Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
Для реализации проекта было необходимо создать предметно пространственную развивающую среду. Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка: «Люби и знай — родной свой край», организовала выставку рисунков «Растительный мир родного края», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки «История города», «Предприятия родного города»
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников о истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.
Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представления о том, чем славен их родной город, край. Задача педагога- рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект экскурсии «Мой Северный город - Воркута»
Вашему вниманию представляю конспект экскурсии по городу Воркуте Республики Коми. Экскурсия была посвящена юбилею города (70 летию). В конспекте представлены: беседа о городе и ее достопримечате...

Проект "Мой город Воркута"
· Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей....

Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.
Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...

Образовательный проект "Окно в историю города Воркуты"
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем гор...

Конспект НОД "Хорошо, что есть на свете славный город Воркута"
Конспект НОД "Хорошо, что есть на свете славный город Воркута"...

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста «Мой город - Воркута»
Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста«Мой город - Воркута» Цель: Закрепить знания детей о родном городе. Задачи:- Продолжать знакомить с традициями...