Образовательный проект "Окно в историю города Воркуты"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Более эффективным способом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и особенностями города Воркуты считаю проектный метод. Исходя из этого, разработала проект «Окно в историю города Воркуты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okno_v_istoriyu_goroda_vorkuty_pasport_pedagogicheskogo_proekta_po_mo.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Окно в историю города Воркуты» |
Адресация проекта | Воспитатели дошкольных учреждений, дети подготовительной группы |
Руководитель проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна - воспитатель |
Участники проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна - воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: -практико - ориентированный, информационный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Цель педагогов: Формировать представления у детей дошкольного возраста об истории родного города Воркуты, его достопримечательностей, событиях прошлого и настоящего. |
Задачи проекта | 1. Познакомить детей с геральдикой города Воркуты (герб, флаг), гимном. 2. Обогащать представления детей о том, что Воркута - градообразующая отрасль, о значимости труда шахтеров для республики, страны. 3. Дать представления о жизни и творчестве некоторых знаменитых горожан. 4.Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях. 5. Расширять представления детей о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. 6.Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности, любви к родному городу, чувство гордости за достижения и культуру Воркуты. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: Оборудование: плакаты с изображением геральдики города Воркуты и республики Коми, фотоальбом города, аудиозаписи, иллюстрации картинок с изображением шахт, шахтеров, орудия труда шахтеров (экспонаты), достопримечательностей, дидактические игры «Составь флаг», «Герб города», «История родного города», «Города республики Коми», иллюстрации с изображением портретов знаменитых людей города, карта города, карта республики, экспонат- каменный уголь. Информационная обеспечение: Научно - популярная литература, энциклопедии, журнал «Азбука маленького Воркутинца», интернет-ресурсы. Требования к уровню подготовленности воспитанников: Воспитанники должны знать: -Называть республику, город, поселок, в котором они живут. -Называть улицу, на которой живут. -Знать, и стремится выполнять правила поведения в городе. Воспитанники должны уметь: -Проявлять интерес к малой родине, использовать местоимение «мой» по отношению к городу; -Хорошо ориентироваться в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне; -Проявлять любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. -Отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжет и т. д. Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знание истории родного города, высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты развивающих занятий; - дидактические разработки, учебное пособие. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: Стенгазета «Из истории Воркуты», альбом «Пословицы о Родине», макет улицы, дидактическая игра «Составь флаг», «Герб города» |
Аннотация | У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, об этом и возникают самые добрые воспоминания. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного города. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников о истории родного города, его культуры и традициях . Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым, этот проект посвящается городу Воркуте, который является Родиной наших воспитанников. |
Этапы работы над проектом | I этап - Погружение в проект. 1) определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы; II этап - Организация деятельности. 1) создание перспективного плана 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение занятий в соответствии с перспективным планом. 2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком). 3) итог, анализ работы. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, альбом) 2) Стенгазета «Из истории Воркуты», альбом «Пословицы о Родине», макет улицы, дидактическая игра «Cоставь флаг» V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация стенгазеты «Из истории Воркуты» детьми 3) презентация проекта на уровне МДОУ; |
Актуальность
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Более эффективным способом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и особенностями города Воркуты считаю проектный метод. Исходя из этого, разработала проект «Окно в историю города Воркуты». Цель проекта: Формирование представления у детей дошкольного возраста об истории родного города Воркуты, его достопримечательностей, событиях прошлого и настоящего.
Исходя из цели наметила задачи:
1. Познакомить детей с геральдикой города Воркуты (герб, флаг), гимном.
2. Обогащать представления детей о том, что Воркута - градообразующая отрасль, о значимости труда шахтеров для республики, страны.
3. Дать представления о жизни и творчестве некоторых знаменитых горожан.
4.Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях.
5. Расширять представления детей о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
6.Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности, любви к родному городу, чувство гордости за достижения и культуру Воркуты.
Чтобы заинтересовать детей на познавательном занятии по теме «Животный и растительный мир тундры» ввела сказочного персонажа Тундровичка, который познакомил детей с особенностями климата нашего края, и вместе с детьми выяснили , почему здесь растут только карликовые кустарники, выяснили особенности животного мира. Пояснив детям, что Тундровичок живет в тундре очень давно и знает каждый кустик и травинку, дети спросили его как же в тундре появился наш город, почему именно здесь построили город и дали ему такое название. Чтобы ответить на все эти вопросы, Тундровичок предложил самим найти ответы на эти вопросы, а он будет помогать, подсказывать на следующих занятиях послушает и расскажет о истории появления нашего города.
На втором этапе реализации проекта первым делом посетила городские библиотеки и библиотеку на поселке Северном и уточнила исторические факты появления города Воркуты в статьях местных газет «Заполярье», «Северный вестник» в энциклопедиях «Атлас республики Коми» , изучила научно - популярную литературу.
Разработала перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» и программы «Парма» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.(см приложение №1)
Разработала комплекс определенных занятий «Геральдика Воркуты» (см. приложение №3) «Гордость Воркуты» (см. приложение №4), «Животный и растительный мир тундры» (см. приложение №2) , организовала экскурсию в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор., подобрала материал для бесед «Улицы города» (см. приложение № 5), «Площади города».
Изготовила необходимые учебные пособия «Карта города», «Карта поселка Северный», символика города Воркуты (герб, флаг) , подобрала дидактические игры по патриотическому воспитанию (приложение №6).
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Собрала анкетные данные родителей по теме «Патриотическое воспитание дошкольника в процессе приобщения к истории родного город» (см приложение № 8) , которые подтвердили актуальность выбранной темы. Все родители были заинтересованы в получении информации о родном городе, ее истории, знаменитых людях Воркуты.
Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. В ходе проекта пополняла уголок новыми пособиями. (см фоторепортаж) Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформила фотовыставку: «Люби и знай — родной свой край», организовала выставку рисунков «Мой город», (фоторепортаж) создала полочку умных книг, где подобрала книги о нашем городе, тематические папки: «Площади», «История города».
Совместно с детьми выработали план действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Что мы знаем | Что хотим узнать |
|
|
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
-спросить у родителей
-изучить энциклопедии
-посетить библиотеку
-посетить музей
-чтение худ. литературы
3.Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Воркуты: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально возник поселок Рудник, поселок Воркута, как из поселка превратился в город. Выяснили, почему некоторые улицы носят фамилии людей (Чернова, Яновского, Ленина) Интересным для ребят показалось создание макета микрорайона, в котором располагается детский сад.
Посетив отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор дети много узнали о символики родного города и ее значении.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе и поселке много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме;
2) для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок «Это полезно знать» (см. приложение №11), «Помнить прошлое ради будущего» (см приложение №10), провела консультацию «Народная мудрость в пословицах» (см приложение №9), «Как воспитать маленького патриота» (см. приложение №12), совместно с родителями воспитанники подбирали новый и интересный материал по истории города для оформления стенгазеты. (см фоторепортаж)
3) совместно с детьми и родителями провели итоговое мероприятие - досуг «Знатоки родного города» (см. приложение №6), оформили альбом «Пословицы о Родине». (приложение № 14)
4) для педагогов подготовила и провела практикум «Знакомство с историей города через дидактическую игру» (см. приложение №13)
На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:
-педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;
-дети: дидактические игры, альбом пословиц о Родине, стенгазета «Из истории Воркуты».
Прошла презентация стенгазеты и альбома «Пословицы о Родине». Дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим сверстникам и детям средней и старшей группы об истории родного города, его достопримечательностях , а так же своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность.
Я считаю, что дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Значит, мой проект действует, что он познавателен и полезен.
Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала, практическую поисковую деятельность процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.
На заключительном V этапе на консультации педагогом была проведена презентация проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".
Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...
Конспект экскурсии «Мой Северный город - Воркута»
Вашему вниманию представляю конспект экскурсии по городу Воркуте Республики Коми. Экскурсия была посвящена юбилею города (70 летию). В конспекте представлены: беседа о городе и ее достопримечате...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)
Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...
Проект "Мой город Воркута"
· Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей....
Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.
Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...
Образовательный проект "История нашего города Воркуты"
Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....