Башкирский кружок
методическая разработка (старшая группа)
Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих понимание башкирского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
башкирский кружок 2016-2017 | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» города Янаул Республики Башкортостан
Согласовано: Утверждено: Совет педагогов №1 от 29.08.2016 Заведующий МАДОУ . _______ Н.В. Кунгурова . «____» ______ 2016г.
Рабочая программакружковой работы в детском саду по изучению башкирского языкапо ознакомлению детей с Башкортостаном, с родным краем
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Разработчик: Асылаева Г.Ш.
Высшая квалификационная категория
г. Янаул
Пояснительная записка
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Цель кружка - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, свой родной язык.
Задачи работы кружка
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Тематические занятия кружка проводились в следующей последовательности:
В начале мы с детьми говорили о нашем детском саде, была организована экскурсия по д/с, чтобы дети ближе узнали о детском саде и о труде взрослых работающих в д/с. Далее говорили о нашем городе, о её достопримечательностях, о её красоте, где работают родители детей. На день рождении нашей республики говорили о её богатстве, о народах населяющих республику, о столице республики. Детей знакомила известными поэтами и писателями: Мустай Карим,АйсылуЯгафарова, Г.Тукай, Ф.Тугызбаева.
Знакомство с башкирским народным жилищем: в давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. Стены юрты покрывались войлока, внутри устанавливалась печь. Войлочное покрытие украшалось красивым орнаментом.
Знакомство с внутренним убранством юрты: пол устилался войлоком, сиденьем служили стеганые одеяла, гостям предлагались специальные коврики с узором, полотенца с орнаментом.
Башкирская национальная одежда: одежда башкирской женщины очень самобытна и красива. Длинное платье украшено лентами. Поверх платья надевается суконный халат – елэн, или камзол. В древние времена более популярным был кафтан – кезекей, который носили и мужчины и дети. Он украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор –кашмау, покрытый кораллами и серебром. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники – сэлтэр, зашитые рядами монет и кораллов. Девочки вплетали в косу сэсмэу (сулпы).
Башкирское народное творчество: Башкирские дети, как и все дети мира не могут обойтись без сказок и веселых игр. При слушании сказок «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Птичья нога» и других дети имеют возможность узнавать особенности жизни башкирского народа, запоминают имена людей, названия предметов быта, знакомятся с культурным наследием. При знакомстве со сказками народов населяющих нашу республику использую сборник сказок «Гора самоцветов».
С большим удовольствием дети играют в башкирские народные игры: «Прячу платок», «У кого кольцо», «Назови имя», и игры других народов населяющих нашу республику.
Башкирская национальная кухня: дети узнают, что главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежей баранины, конины, раньше это блюдо ели с ладони, отсюда и название. Сладкое блюдо «чак-чак» дети готовили сами под моим руководством, также я угощала детей свежим кумысом (кобыльем молоком).
Башкирские национальные праздники: «Сабантуй» - праздник плуга, «Телек» - обряд вызывания или закликания дождя в засушливые годы, «Каргатуй».
Башкирское народное искусство: дети познакомились с башкирскими народными песнями, музыкальными инструментами, художниками.
На занятиях кружка я учу детей здороваться на башкирском языке. Дети очень любят украшать национальными узорами элементы быта (полотенце, коврик, фартук, женский головной убор – кашмау, нагрудник).
Также знакомила детей детскими журналами, которые выходят в нашей республике («Аллюки», «Акбузат»).
Мораль и нравственность: дети узнают, что башкирский народ уважительно относится к старшим по возрасту, почтительно называют пожилую женщину «апай», пожилого мужчину «агай». У башкирского народа воспитание «совершенного», «хорошего» человека включает в себя формирование таких качеств, как трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство, а также порицание таких качеств, как невыдержанность и замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе.
Говорили также, что наша Родина Россия, столица нашей Родины г. Москва, рассматривали куклу в русской национальной одежде, играли в русские народные игры, знакомились русской народной игрушкой матрешкой.
- Сформировано понимание чувство Родины;
- Дети проявляют ценностное отношение к родному городу, республике, имеют представление о дне Победы:
- Имеют представление о коллективе д/с, о семье, родственных отношениях, о профессиях родителей. Знают свой адрес, свою фамилию. Имя, отчество, фамилию, имя родителей, братьев, сестер.
- Интересуется природой родного края.
- Интересуется животным миром родного края. Ориентируется в окружающем мире растений (деревья, кустарники, травы).
- Интересуется народным творчеством: загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, игры.
- Знают и называют столицу республики, древнее жилище башкир, народные праздники, башкирские национальные блюда, башкирскую национальную одежду.
Перспективный план кружка «Мой край родной»
2016-2017 учебный год
Средний дошкольный возраст
Месяц | Темы |
Октябрь | Давайте познакомимся. Мой детский сад. День рождение республики. Янаул-мой родной город. |
Ноябрь | Прошлое башкир. Башкирская народная одежда. Россия родина моя. Русский народный костюм. |
Декабрь | Башкирское народное творчество. Башкирский народный орнамент. Русская народная игрушка. Русские народные игры. |
Январь | Животный мир Башкортостана. Башкирские музыкальные инструменты. |
Февраль | А.Ягафарова и ее творчество. Башкирские национальные блюда. Татарские народные игры. Башкирский мед. |
Март | Знакомство с творчеством татарского поэта Г.Тукая. Башкирская посуда. Растительный мир Башкортостана. Кумыс – башкирский национальный напиток. |
Апрель | Детский журнал «Акбузат». Башкирское народное творчество. Башкирские народные игры. Весенние башкирские праздники. |
Май | День Победы. Татарский национальный костюм. Итоговое занятие. |
Перспективный план кружка «Краеведение»
на 2016-2017 учебный год
Старший дошкольный возраст
Месяц | Темы |
Октябрь | Мой детский сад. Я живу в республике Башкортостан. (Символика) Известные люди города. МустайКарим-известный башкирский писатель. |
Ноябрь | Легенда о происхождения башкир. Башкирская народная одежда. (Женская) С.Юлаев – славный сын Башкортостана. Россия родина моя. |
Декабрь | Русский народный костюм. Башкирское народное творчество. Башкирский народный орнамент. Русская народная игрушка. |
Январь | Русские народные игры. Реки и озера Башкортостана. Башкирские музыкальные инструменты. |
Февраль | Славные дочери Башкортостана. Башкирские национальные блюда. Татарские народные игры. Татарский национальный костюм. |
Март | Марийский национальный костюм. Русские народные блюда. Композиторы РБ. Танцы башкир. |
Апрель | Художники Башкортостана. Башкирское народное творчество. Башкирские народные игры. Весенние башкирские праздники. |
Май | День Победы. Полезные ископаемые. Итоговое занятие. |
Используемая литература.
1. Р.Л.Агишева «Я - Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
2. В.Н.Матова «Краеведение в детском саду» «Детсво-Пресс» 2014г-176с.
3. «Народная литература и традиции».Занятия с детьми 3-7 л. Автор составитель В.Н.Косарева-Волгоград: Учитель, 2014г-166с.
4. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
5. Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
6. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".
Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...
Кружок по Башкирскому языку
Создание условий для всестороннего развития детей и обучения разговорному башкирскому языку....
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....
Рабочая программа кружка башкирского языка "Говорим по - башкирский"
Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика а...