Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)

 Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народа

Задачи:

- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.

- составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу воспитателя

- воспитывать интерес к экскурсии и желание узнавать новое о родном крае.

Активизация словаря: музей, экскурсовод, юрта, чаши, блюдо, сундук, палас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в башкирский музей ДОУ17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №30 «Улыбка»

городского округа города Октябрьский

Республики Башкортостан

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ

На тему:

«Культура и быт башкирского народа»

Подготовила воспитатель I кв.категории :

А.П. Ключникова

Экскурсия в башкирский национальный музей ДОУ

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народа

Задачи:

- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.

- составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу воспитателя

- воспитывать интерес к экскурсии и желание узнавать новое о родном крае.

Активизация словаря: музей, экскурсовод, юрта, чаши, блюдо, сундук, палас.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку .Догадайтесь, что это:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены.
Любознательный народ
Посмотреть на них идет.
(Музей).
Сегодня мы с вами ребята посетим наш музей детского сада. Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются для показа памятники старины или искусства.
Ребята, в музее существуют особые правила поведения: нужно внимательно слушать экскурсовода – человека, который проводит экскурсию, не перебивать и если, что-то непонятно в конце рассказа можно задавать вопросы, но не всем вместе, а по одному. И экскурсовод ответит на все интересующие вас вопросы. Договорились? Ну, тогда в путь, навстречу нашему прошлому!

Ребята вспомните как называется наша республика? (Башкортостан). Наша республика многонациональная, в ней живут люди разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут здесь очень-очень давно. Башкиры жили в степях и ездили они на лошадях с одного места на другое. Может быть, кто-то из вас знает, как называли дома башкир? (правильно юрта) Вот как они выглядели (воспитатель показывает макет).

В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были предметы? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную кухонную утварь, посуду.

Раньше посуда была простая – деревянная. Вот такая (показ посуды). Это чаша. Она деревянная, украшена узорами. Из нее пили молоко, кумыс. Это ложка. Она тоже деревянная. Ею кушали суп, кашу. А это ваза. Она тоже сделана из дерева. В ней подавали к чаю мед, разные сладости. Вот какой посудой пользовались раньше. Дети рассматривают посуду.

Воспитатель: Что это? (Чаша.) Какая чаша? (Деревянная.) Назовите еще деревянную посуду. (Ложка, ваза.) Для чего нужна? 

Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар (рассматривание самовара, котла).

Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду.

Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ известен своим гостеприимством.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их разгадать, а отгадку вы увидите:

 1. В небе дыра,

в земле дыра,

А в середине

огонь да вода (САМОВАР)

3. Круглое, да не луна,

Подавали в нем гуся (БЛЮДО).

4. В ней хранили мед и масло

потому что это …. (ВАЗА).

Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы.

Сейчас я опешу один из них, но не назову его. А вы попробуйте догадаться, о каком предмете я буду говорить и назовите его после моего рассказа.

Он блестящий, серебристого цвета, округлой формы. Большой по размеру, из железа. У него есть крышка, труба, две ручки, подставка для заварника, носик и краник (подставка-ножки). В нем кипятят воду для чая (самовар).

Кто хочет попробовать составить рассказ про любой предмет?

Вспомним, с чего начала я рассказ? (воспитатель показывает схему). Назовите цвет, форму, величину, из чего он сделан, какие есть детали, и для чего он нужен. (4-5 детей описывают предметы: если есть ошибки, воспитатель исправляет в анализе после каждого рассказа, поощряет).

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта»(тирмэ)

(Звучит веселая башкирская музыка)

Дети встают в круг, в середине большой платок.

На слова:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем (идут по кругу)

И помчимся на лужок (с окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой).

Вот и закончилась наша экскурсия в музей. Понравилась вам экскурсия? Что понравилось и запомнилось больше всего? До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: " Культура и традиции русского народа".

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа 1195 ДО СП №3 Фуфаева Юлия Юрьевна. На тему:«Культура и традиции русского народа».Итоговая досуговая образовательная деятельность совместная с ...

Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".

Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях....

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...