Исследовательский, творческий проект "Мордовские узоры".
проект (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский,  творческий проект

 «Мордовские узоры».

Идея проекта: формирование  осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Тип проекта:  творческо - исследовательский.        

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: среднесрочный  (3 месяца).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.

Актуальность и перспективность.                                                                          

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях.  Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.                                                                                            

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности  у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества.  Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому  не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной  деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По диагностическим данным  дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем  20 %, а взрослые  лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой  личностью. Эти цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в  творчестве нет правильного пути, а  есть только свой собственный путь.                                                                                                    

Помимо этого, в процессе творчества, развиваются и такие важные качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и активность, что является целевыми ориентирами для дошкольного образования в соответствии с ФГОС.                                                                                          

Принцип ненасилия в развивающей педагогике существенно изменил отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Поэтому  современное дошкольное образование ориентировано не только на подготовку ребёнка к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.  А сочетание различных видов совместной и самостоятельной творческой деятельности  должно быть направлено на формирование социально успешной личности ребёнка.                                                                                                                                

На мой взгляд, проект « Мордовские узоры» как нельзя лучше соответствует всем этим требованиям и принципам.

                                                                                                                               

Новизна проекта.

Сегодня развитие нашей страны зависит от того, насколько подготовленные к решению сложных задач люди придут нам на смену. А поскольку такая подготовленность  предполагает, в первую очередь, наличие высокоразвитого и творческого мышления, то я решила сделать акцент на творческо - исследовательской  деятельности детей  путём углубленного изучения  мордовского  национального узора  и овладения азами  составления на его основе индивидуального орнамента.  Я считаю, что это наиболее увлекательный и соответствующий адекватности дошкольного возраста  способ развития детского мышления. Мордовский  орнамент универсален своим построением, а, следовательно, даёт широкие возможности для творческого экспериментирования.                                                                                                      

Обычно, принятый на веру материал легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. Поэтому,  в ходе проекта я не предлагаю детям готовые элементы для составления мордовского орнамента, а подвожу их к желанию самостоятельно выделить их из общего рисунка вышивки или другого образца.

Теоретическая база.                                                                                                                                                    

В своей работе  я опираюсь на труды основоположника отечественной психологии Л.С. Выготского,  физиологов И.П. Павлова, И.М Сеченова, педагогов М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Е.А. Флериной, И. Дистервега, современных педагогов Н.Е. и А.Н. Вераксы  и др. Во-первых, по мнению этих педагогов, народное искусство, как проявление творчества народа,  наиболее близко по своей природе творчеству ребенка, т.к  обладает простотой, завершенностью формы и обобщенностью образа.   Именно поэтому оно родственно восприятию ребенка, понятно ему, и, следовательно, вызывает искреннюю заинтересованность. Во-вторых, одним из основных методов  развития детского мышления, в том числе творческого, является активное  воздействие на  мелкую моторику рук, чему способствует занятие изобразительной деятельностью.  Ещё  В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, предметом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Исходя из этого, можно сделать вывод об исключительной важности  для  развития ребёнка  различных видов изобразительной деятельности  (в том числе и аппликации, как вида декоративно-прикладного искусства), которые непосредственно  участвуют в  тренировке движений пальцев  и, тем самым,  являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Доказано, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.  Так, к примеру, Л.С. Выготский называл изобразительную деятельность «графической речью». Это в равной степени касается и развития творческих способностей детей,  поскольку творчество  - это непосредственный продукт мышления.  «Творчество – разновидность поисковой активности»,  –  как  утверждал психофизиолог  В.С. Ротенберг.

   Цель: развивать творческое  мышление и творческие способности  детей  через изучение, и составление  орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.

Задачи: 

1.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;

2.Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа  и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение  ритмического рисунка,  способов соединения элементов,                                                         цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.

3. Формировать композиционные умения; учить создавать  индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.  

4.Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб), и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).

5. Способствовать развитию психических процессов  (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.

6.Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.

7.Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению  через создание  индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.

8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.

9.Обогатить  знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.

10. Воспитывать толерантное отношение  к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.

Ожидаемые результаты:

 1. Освоение детьми социального опыта совместной деятельности, расширение и обогащение знаний детей об истории и культуре своей малой Родины .                                                                                                                              

2. Повышение уровня художественно-творческого развития дошкольников и активное вовлечение в этот процесс  окружающих ребенка взрослых.                                

3. Развитие креативного мышления и практических умений детей.                                    

4. Создание декоративного панно «Мордовская матрёшка» в качестве детского дизайна.                          

                                             

  1-й этап подготовительный.

1. Подбор литературы и интернет - источников; предварительное чтение и углубленное изучение тематики проекта.    

 2. Подбор наглядных и дидактических материалов: цветные иллюстрации с изображением мордвы в национальных костюмах;  с изображением мордовской национальной одежды, головных уборов  и украшений; с изображением предметов обихода с использованием мордовской вышивки; подготовка экспонатов мордовского мини-музея; подбор мордовских народных игр и пальчиковых  гимнастик.

3. Изготовление шаблонов для дидактической игры «Найди нужный элемент» и сюжетно-ролевой игры «Мастерская»; роспись  матрёшек в стиле мордовской национальной  одежды;   роспись разделочной доски  с элементами мордовского узора.                                                                                                                                                  

На этом этапе очень важно  привлечь детей к наблюдению  за процессом творчества воспитателя. Это вызывает возникновение непроизвольного интереса к предстоящей деятельности, и помогает детям естественным образом «вжиться» в проблему, т.е. у детей появляется желание самим  «нарядить» матрёшку в красивый мордовский костюм.

4. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате на мордовскую тему  (оборудование интернационального уголка « Две сестры», отражающего единство русского и мордовского народов); организация  мастерской детского творчества.

5.Подготовка материалов для организации исследовательской и экспериментальной деятельности детей: фрагменты мордовского узора, наборы шаблонов основных элементов орнамента («круг», «ромб»; «розетка»,  «крест»; «квадрат»; «зигзаг»;  «треугольник», «спираль», «ступенька», «галочка»), полоски ткани белого, красного, чёрного, зелёного  и  жёлтого цветов.  

                                   

2 –й этап основной.

Структура проекта.

Образовательная

область

Содержание   работы

Социально -                          коммуникативное                                                                        развитие

Беседа по теме: «Мордовия – наша  малая Родина»; рассказ на тему « Мордовский национальный костюм»; режиссёрская  игра «Мордовские  вышивальщицы».

Познавательное развитие

Посещение мини-музея «Мордовский быт»; посещение выставки «Мордовское декоративно-прикладное искусство»;                                                   просмотр и анализ наглядного  материала по теме мордовского декоративно-прикладного искусства;  просмотр и анализ образцов мордовского национального орнамента; игровые  упражнения  «На что это похоже?», « Нарисуй  фигурами картинку»; дидактическая   игра «Найди нужный  элемент»; эксперименты «Мордовские узоры».

Речевое                                       развитие

Дидактическая игра «Что это?»; беседа  по теме  «Мордовские узоры»; рассказ о традициях мордвы; отгадывание загадок на тему «Мордовский национальный костюм».

Художественно-                                                                                 эстетическое                              развитие

Аппликация на тему: «Украшение варежки» и «Украшение рубашки» (с использованием элементов мордовского узора); сюжетно – ролевая игра « Мастерская»; выставка  детских работ; коллективное   изготовление  панно «Мордовская матрёшка».

Физическое                            развитие

Мордовские народные игры и забавы:  «В петушка», «В платочки»; пальчиковые гимнастики: «Дружные пальчики»,       «Напёрсток», «Наша группа».

                 

Эксперименты: 

I. Детям раздаются полоски тканей основных цветов мордовского орнамента, и  предлагается  составить и сравнить  следующие варианты сочетания цветов:

 1).красно – белый, красно-чёрный,  красно-чёрно-белый; красно-зелёный;                                                                                                                                                      

2).чёрно-белый; чёрно-жёлтый, чёрно-зелёный, чёрно-жёлто-зелёный;                                  

3).зелёно- жёлтый, зелёно-белый  и др.                                                                                    

После чего предлагается высказать своё мнение и предложения об этих сочетаниях.                                              

После  эксперимента дети подводятся к выводу:  в мордовском орнаменте в качестве основных используется классическое сочетание цветов – красного, белого и чёрного. На первой ступеньке стоят белый и красный цвета, на второй – чёрный цвет. Белый цвет символизирует чистоту мыслей, красный  - праздничное настроение. Чёрный цвет подчёркивает красоту первых двух. Жёлтый и зелёный цвета дополняют основные и расцвечивают узор.

II. Детям раздаются образцы мордовского орнамента. В ходе анализа  орнамента  называются знакомые детям геометрические фигуры: «круг», «квадрат» и «треугольник»; происходит знакомство с новой фигурой «ромб»; детей подводят к определению  названия их производных: «розетка», «крест», «галочка», «ступеньки», «зигзаг», «квадрат с продлённой стороной», «спираль».

После выделения и определения называния очередного элемента, на стол выкладывается его шаблон. Таким образом, получается набор основных элементов мордовского узора.

 III. Исследование способов расположения  элементов мордовского узора. Детям предлагается рассмотреть образцы мордовского орнамента и выяснить, как они могут располагаться (слитно, раздельно, повторяться, чередоваться и т.д.) и составить индивидуальный узор.

3-й этап презентативный.

Представление панно «Мордовская матрёшка» на конкурс районного методического объединения « Реализация программы «Мы в Мордовии живём».      

                           

4-й этап итоговый.

1.Совместное обсуждение результатов проекта, эффективности собственных шагов в реализации проекта.                                                            

2.Презентация  результата  реализации  проекта  родителям.

3.Постановка новой проблемы: сделаем для мордовской  матрёшки  подругу – русскую матрёшку.

Список  литературы:                                                                                                                  

1.Л.С. Выготский «Проблема культурного развития ребёнка» (1928 г); «Мышление  и речь» (1934 г.)                                                                                                                                                  

2. В.А. Сухомлинский «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» (М., 1999 г.)

3.В.И. Белицер «Народная одежда мордвы» (Наука, 1973 г.)                                                                    

4.  А.С. Лузгин « Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учебное пособие»  (Мордовское книжное из-во, 2005 г.)                                                                                                                                       5. Н.А. Косинец, Н.И. Шибаков «Изобразительное искусство Мордовии» (Мордовское книжное из-во, 1984 г.)                                                                                                                            

6. Л.Б. Федосеенко, Н.И. Шибаков «Простые лики красоты» - альбом (Мордовское книжное из-во, 1985 г.)                                                                                                                            

7. Ю.Ф. Юшкин «Мордовия. Народное искусство» (Мордовское книжное из-во, 1985 г.)                                                                                                                                                                  

8. З.А. Богатеев «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» (Просвещение, 1999 г.)

9. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольного учреждения (М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.)                                                                                                          

10. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» (М.: 1989 г.)                                                                                                                                  

11.З.А. Богатеев « Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» (М.: Просвещение, 1999 г.)                            

                                             

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Проект информационно-творческий "Городецкие узоры и пластилинография"

В проекте представлены работы детей по  пластилинографии, рисованию...

Творческий проект «Узоры России»

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту о...

Творческо-исследовательский проект «Зимние узоры» В  старшей группе 

                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101Творческо-исследовательский проект«Зимние ...

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Исследовательский проект " Ледяной узор"

В работе представлены исследования н тему "Как нарисовать ледяной узор?"...