Творческий проект «Узоры России»
проект по рисованию
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
48._tvorcheskiy_proekt_uzory_rossii.docx | 139.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ГОРОД ПОКАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление работы Прикладное искусство Творческий проект «Узоры России» Автор: Подготовительная к школе группа Научный руководитель: Мальцева Марианна Сергеевна, педагог-организатор, МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» 2019 г. |
Творческий проект «Узоры России»
(для детей подготовительной к школе группы)
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: длительный
Возраст детей: 6-7лет.
Участники проекта: художественный руководитель, дети, воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре.
Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта
Познакомиться с возникновением народного промысла
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными промыслами.
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
- Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновской росписи.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Воспитывать любознательность.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская роспись, гжель, ярмарка, коробейник, жостово, городецкая роспись,
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций;
2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры России»;
3. Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка»
4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Узоры России»;
5. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок, чтение стихов;
6. Подбор подвижных народных игр, хороводов, дидактических игр;
7. Проведение развлечений, фольклорных праздников, посиделок;
8. Подбор материалов для родителей.
9. Сбор и оформление наглядного материала.
Ожидаемый результат:
• Знание детьми декоративно-прикладного искусства.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный. Формулирую проблему, цель проекта. Ставлю задачи перед детьми в игровой форме.
2 этап: практический. Провожу запланированные мероприятия для реализации проекта.
3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - Организация мини-выставки изделия русского декоративно-прикладного искусства «Ярмарка узоров России», тематической папки на тему: «Узоры России».
План проекта «Узоры России»
Области интеграции | Формы работы с детьми | Тема, содержание |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовое поручение | Изготовление совместно с детьми альбомов, буклетов, тематических папок на темы: «Гжель», «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка» |
Художественно - эстетическое развитие | Слушание | Муз.,Чичикова, сл. П. Синявского «Незабудковая Гжель», М. Пархоменко «Хохлома»; А. Герман «Вдоль по улице метелица метёт» |
Физическое развитие | Знакомство с подвижными играми. | «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки» и т. д. |
Познавательное развитие | беседа | «В гости к гжельским мастерам», «Каргопольская игрушка», «Золотая Хохлома» |
Художественно - эстетическое развитие | НОД (рисование, лепка, аппликация) | «Жостовский поднос», «Чайная пара», «Сахарница», «Городецкий конь», «Барыня», «Свистулька»
|
Социально -коммуникативное развитие | презентация | «Узоры России», «Народные промыслы»
|
Социально -коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра | «Служба у царя гороха» |
Познавательное развитие | Экскурсия в библиотеку, в выставочный зал | «У истоков мастерства», «Самобытность земли русской» |
Художественно - эстетическое развитие | Чтение былин, сказок, художественной литературы | Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей» |
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Жостовский поднос», «Золотая Хохлома», «Каргопольская игрушка», «Дымка», «Городецкая роспись», «Филимоновская роспись»
2. Чтение художественной литературы: Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Малахитовая шкатулка».
3. Художественно-творческая деятельность:
НОД (лепка и роспись) «Филимоновская игрушка»
НОД (рисование) «Жостовский поднос»
НОД (роспись) «Городецкий конь»
НОД (рисование) «Золотая Хохлома»
НОД (лепка и роспись) «Барыня»
Выставка рисунков и подделок на тему: «Ярмарка Узоров России»
Изготовление тематических папок, буклетов, альбомов по следующим темам: «Гжель», «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка»
Рассматривание альбома: «Орнаменты на одежде и обуви русского народа».
Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным.
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Где мы были вам не скажем, а что сделали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки»
Сюжетно-ролевая игра «Служба у царя гороха».
Дидактические игры: «Подбери головной убор», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Обведи элемент»
5. Экскурсии: Экскурсия в городскую библиотеку и выставочный зал тема: «У истоков мастерства»,«Самобытность земли русской»
6. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы
7. Изготовление тематических папок буклетов, альбомов по следующим темам:
«Гжель»,
«Дымка»,
«Филимоновская роспись»,
«Городецкая роспись»,
«Жостовство»,
«Каргопольская игрушка»
Формы работы с родителями:
Консультации:
«Художественно – эстетическое воспитание ребенка в семье»
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Изготовление:
«Жостовский поднос»,
«Чайная пара»,
«Сахарница»,
«Городецкий конь»,
«Барыня»,
«Свистулька»
Вывод:
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. В ходе реализации проекта посредством общения детей с народным искусством происходило обогащение души ребенка, прививалась любовь к своему краю, дети научились оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, использовать растительные элементы, ориентироваться в различных видах росписи.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогло раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.
Познавая и создавая красоту, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждалась и развивалась созидательная активность, формировались эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. Мы старались формировать разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Список литературы:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Узоры России"
В проекте "Узоры России" рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения к культурному наследию народов нашей страны, в частности к декоративным промыслам...
Презентация к краткосрочному творческому проекту "Символы России"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание старших дошкольников посредством приобщения их к истории символики России...
Познавательно-творческий проект "День России" для детей дошкольного возраста
Познавательно-творческий проект "День России" для детей дошкольного возраста...
Краткосрочный творческий проект «День России» старшая группа.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...
информационно-творческий проект "Промыслы России. Народная игрушка"
Целью данного проекта является формирование у детей интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельно...
Познавательно – творческий проект «День России».
Познавательно – творческий проект «День России».Мы не мыслим себя без России.Мы живём с ней судьбою одной.И вдыхаем и веру, и силу,От земли, нам навеки родной.От земли, неподвластной...
Долгосрочный познавательно - творческий проект "Многоликая Россия".
Долгосрочный познавательно- творческий проект "Многоликая Россия"....