Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" (старшая группа)
проект (старшая группа)

Таранченко Виктория Николаевна

Проект по патриотичеескому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию «Я Мурманчанин!»

(подготовительная группа)

Авторы: Таранченко В.Н., Лакомкина Н. И., воспитатели МАДОУ № 151 г. Мурманск

                                                                                                                                                                         

                                                                                                     “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

                                                                                                      Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

                                                                                                                                                                                    К. Симонов                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен      воспитателям и родителям.

Актуальность проекта

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народам севера.

Задачи проекта

● Дать знания детям о родном городе: символика, достопримечательности.

● Расширить представление детей об основных профессиях нашего города; общественной значимости труда взрослых.

● Расширить знания детей о флоре и фауне Кольского полуострова.

● Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

● Познакомить с культурой и традициями коренных народов севера - саамов.

● Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

● Закрепить знания о государственной символике РФ и города Мурманска.

● Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.

● Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

● Воспитывать активную жизненную позицию.

● Расширять словарный запас.

Участники проекта

- дети старшей группы

- воспитатель

- родители

Вид проекта

- групповой

- информационный - практико - ориентированный

- долгосрочный

Срок реализации

- 7 месяцев

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»

Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)

Описание продукта

Создание картотеки: «Растения Кольского полуострова», «Животные севера», «Стихи о севере», «Игры народов севера», «Пословицы и поговорки»; «Стихи и загадки о ягодах и грибах»; «Загадки о животных Севера»

 Фотоальбомы: «Лапландский заповедник», «Растения тундры», «Берегите птиц».

Выставки детских работ: «Осенний Мурманск», «Улицы родного города», «Саамские узоры», «Праздник Солнца».

Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой город», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «В гостях у сказки».

Ожидаемый результат

Для детей:

Дети испытывают гордость за свой город, интересуются историей крайнего Севера.

Знают традиции родного народа, символику Мурманска, историю и географические особенности Кольского Севера.

У детей более глубокие знания о России, Севере.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства

Формы работы

Работа с детьми

•Непосредственно образовательная деятельность

•Экскурсии

•Викторины

•Праздники

•Чтение художественной литературы

•Беседы

•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

•Художественное творчество

•Наблюдение, прогулки

•Мультимедийные презентации

Работа с родителями

•Консультации

•Совместная работа с детьми

•Участие в конкурсах

•Помощь в подготовке праздников и развлечений

II этап проекта (основной)

                                                        Перспективный план работы по реализации проекта

месяц

Тема        

НОД

Беседы

Художественное

творчество

Ознакомление с

Художественной

литературой

Игровая деятельность

Взаимодействие с родителям

Октябрь

Мурманск – северный город

Формирование целостной

картины мира

«На краю земли»

Цель: воспитывать чувство     патриотизма у дошкольников; расширять представление о географическом положении родного города, дать представления об уникальности родного города; познакомить с основными профессиями людей, живущих в городе; обогатить словарный запас детей.

«Баренцево море»

«Мурманск-город порт»

«Улицы города»

«Что я знаю о Мурманске»

«Любимые места отдыха»

Аппликация

«С днем рожденья» –создание поздравительной открытки

Рисование

«Холодное море-теплое течение»

Лепка

«Рыбка»

Конструирование

«Пять углов»

Киселев А. А.

«Город мой широкоплечий…»

Н. Колычев

«Мурманские ступеньки»

«Азбука юных мурманчан»

Чтение отрывков

из книги

И. Ядринцевой

«Мурманск – Арктики столица»

А. Яруллина «Город-Герой Мурманск»

 

Игры с предметами: 

«Для чего нужен предмет».

«Найди на карте полуостров»

«Кому, что нужно»

Словесные игры: Рыбы:

« Узнай по описанию»

Подвижные игры: “Невод”

С/ролевая игра:

«Экскурсия по городу»

Создание рукописной книги

«Мой папа- рыбак»

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Ноябрь

Город наш морской и славный

Формирование целостной

картины мира

«Мурманск –город моряков»

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями нашего города; дать знания об основных профессиях нашего города; прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

 «Ледокольный флот»

«Рыбный порт»

«Морской транспорт»

«Какие профессии нужны нашему городу»

Рисование 

«Ледокол «Ленин»

Лепка 

 Барельефная лепка

«Рыбный порт»

Аппликация

(коллективная)

«Богатый улов»

Чтение отрывков

из книги

И. Ядринцевой

«Мурманск – Арктики столица»

В. Маяковский

«Кем быть?»

Л. Вьюнник «Мурман»

Настольно – печатные игры: «Что общего?», «Собери картинку», «Путешествие по карте Мурманска», «Найди отличия»

Словесные игры: «Назови по- другому»

 «Назови что, видишь»

«Кому, что нужно»

Сюжетно-ролевые игры: 

«Моряки»

 «Рыбаки»

Подвижные игры:

«Рыбаки и рыбки»

«невод»

 

Консультации:

«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»

Создание совместно с родителями карты-схемы

«Что я расскажу и покажу в своём городе»

Создание семейного фотоальбома

«Морские профессии»

Декабрь

Кольский полуостров

Формирование целостной

картины мира

«Богатство Кольского края».

Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире Кольского полуострова, об уникальных природных явлениях.

Познакомить с Красной Книгой Мурманской области.

«Северная ягодка»

«Грибное царство»

«Заповедники

Лапландский-северные олени,

Кандалакшский – птичьи базары,

«Пасквик  “ -     птичий рай»

«Животные Кольского полуострова»

«Полярная ночь»

«Северное сияние»

   

Рисование

“Сполохи “

Аппликация

«Северное варенье»

Конструирование

«Кайры и гагарки, тупики и чайки»

Ручной труд

«Мой заповедник»

Просмотр видеофильма «Кандалакшский заповедник».

Чтение художественной литературы о севере.

Е. Двинин

 «Край, в котором мы живем».

Избранное «Мурманск – край России».

Сборник

О. Вороновой

«Снежница»

Настольно – печатные игры: «Найди и убери лишнее», «Запомни и найди».

 

Словесные игры: «На земле, в небесах и на море», «Для чего нужен предмет», «Узнай по вкусу», «Подбери слово», «Отгадай-ка!».

Подвижные игры: «Куропатки и глухари»,

 «Море волнуется…».

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Праздник варенья

Чаепитие с веселыми конкурсами.

Январь

«Символика Мурманска»

Формирование целостной

картины мира

«Герб и флаг Мурманска».

Цель: закрепить знания, полученные в работе с картой; научить составлять описательный рассказ по опорным таблицам; познакомить с гербом и флагом Мурманска; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Работа с картой России: «Путешествие по карте».

Беседа

«Славные места Мурманска»

«Где вы видели символы Мурманска»

«Зачем городу нужен свой флаг и герб»



Рисование: «Город, который мне нравится».

Конструирование «Мы строим города».

Рисование «Мурманский Маяк»

Аппликация

«Полярная ночь»

Чтение и разучивание стихотворений о Мурманске и о Севере.

А.В. Патрикеева «Мурманская область».

В. Суслов «В краю поющих сугробов». В.

Семенов

«Люблю я Заполярный край».

 

В. Сорокожердьев «Белое море».

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Настольно – печатные игры:

«Что есть только в Мурманске»

«Найди ошибку»

«Собери герб»

Словесные игры: «Кто больше назовет действий», «Назови правильно», «Назови цвета по-другому»,

 «Составь рассказ по таблице», ''Узнай, герб, флаг по описанию»

 Подвижные игры: «Города», «Морские забавы», «Городки».

   Консультация

«Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»

Создание альбома рисунков

«Достопримечательнос-ти Мурманска»

Февраль

Оленеводы

Формирование целостной

картины мира

«В гости к оленеводам».

Цель: расширять и систематизировать знания детей о главном животном тундры – олене. Продолжать знакомить детей с бытом, трудом оленеводов, жизнью их семей в тундре. Дать сведения о труде помощницы оленевода в тундре, которая заботится о них: готовит пищу, стирает, шьёт меховую обувь, рукавицы, одежду. Воспитывать интерес к истории, национальным традициям коренных народов.

«Хозяин тундры»

«Олений народ»

«Хлеб саамов»

«Жизнь зверей в лессу в конце зимы»

«Птицы тундры»

Аппликация

«Малица»

Рисование

«Человеку верно служит быстрый северный олень»

Лепка

«Мы поедем, мы помчимся… »

(оленья упряжка)

Ручной труд

«Бусинка к бусинке ровненько ляжет»

(украшение бисером перевязи)

Чтение

А. Членов

«Так олешек нашёлся»

В. Богораза

«Олени»

А. Бажанов

«Пастух»

«Окся - труженица»

Чтение саамских сказок

 

Подвижные игры:

«Олени и оленевод»

«Меткий стрелок»

«Охотники и куропатки»

«Закрути рожки»

 

Дидактические игры:

«Собери саамский узор»

«Ветвистые рога»

«Оживи картину стихотворением»

Совместно с родителями посещение

Краеведческого музея.

Создание альбома рисунков

«Что мы знаем о тундре»

Март

«Праздник Севера – праздник спорта»

Формирование целостной

картины мира

«Долина Уюта»

Цель: дать детям представление о

достопримечательности родного микрорайона;

закрепить знания о зимних видах спорта, о спортсменах – чемпионах, наших земляках; воспитывать гордость за наших земляков, желание и стремление подражать им.

«Праздник солнца»

«Какие праздники вы знаете»

«Спорт- жизнь»

«Знаменитые спортсмены»

«Что мы знаем о спорте»

«Зимние виды спорта»

Рисование

«На Празднике Севера»

Аппликация

«Лыжные гонки»

Лепка сюжетная

«Зимние забавы»

Презентация

«Знаменитые спортсмены»

Дидактические игры:

«Кому, что нужно»

«Чей, чья, чьё»

«Что я видел на празднике»,

 «Путешествие по микрорайону»

Подвижные игры:

«Эстафеты»

«Быстрей на лыжах»

«Биатлон с мячами»

Создание фотоальбома

«Чемпионы рядом с нами»

Апрель

«Защитники Заполярья»

Формирование целостной

картины мира

«Как край родной обороняли, как Заполярье отстояли»

Цель: обобщить и уточнить представления детей о жизни города во время ВОВ (Мурманск –

«рекордсмен» по количеству сброшенных на него бомб); рассказать о трудной жизни людей в тылу и на фронте; воспитывать уважение к защитникам отечества.

«Они сражались за Родину»

«Памятники Великой Отечественной войны»

«Поклонимся великим тем годам»

Рисование

«Битва на море»

Аппликация 

«Медаль за оборону Заполярья»

Чтение отрывков из книги

И. Ядринцевой

«Мурманск – Арктики столица»

С.М. Георгиевская

«Галина мама»

В. Драгунский

«Арбузный переулок»

В. Осеева

«Андрейка»

Ю. Яковлев

«Как Андрейка на войну ходил»

Словесные игры: 

«Кому, что нужно»

«Рода войск»

Настольно -  печатные игры: «Мы путешествуем по карте России», «Сделай сам».

Подвижные игры 

«Меткий стрелок»

«Снайпер»

«Найди и промолчи»

Консультации:

«Что можно рассказать ребёнку о войне»

«Книги о Великой Отечественной войне для детей»

Итоги проекта:

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своего города, гордятся Россией. Расширили представления о работе рыбаков, моряков; с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц. Закрепили знания детей о символике России, познакомились с гербом и флагом Мурманска. У детей расширились знания о родном микрорайоне, его достопримечательностях.  Дети с удовольствием изучали животных, проживающих на территории Кольского полуострова, познакомились с заповедниками Кольского Севера.  Познакомились со знаменитыми спортсменами Мурманской области. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, саамскими сказками.  Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду.

Приложение 1

Конспект занятия с детьми старшей группы «Мурманск — спортивный».

Цель:

1. Расширять представления детей о родном городе, об микрорайоне, в котором они живут, интересном и знаменитом Празднике Севера.

2. Подвести к выводу: любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, болеть за выступления наших спортсменов.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, желание больше узнать о жизни людей на севере.

Словарная работа.

Обогащение словаря: лапта, городки, горнолыжники, слалом.

Активизация словаря: Заполярье, мурманчане, олимпиада.

Материал.

Иллюстрации зимних видов спорта, праздника Севера.

Содержание.

- Мы с вами живём в удивительном, неповторимом заполярном городе Мурманске.

4 октября наш город отмечал  День Рождения. Дети читают стихи о городе.

- Ребята, вспомним, что мы знаем о нашем городе.

Воспитатель выставляет мнемотаблицу.

Вопросы к детям:

- Как называется наш край?

- Как называют жителей Мурманска? Жителей Севера?

- Куда можно сходить в выходной день? Что посмотреть? Где отдохнуть?

Высказывания детей.

- А ещё Мурманск – край большого спорта. Природа создала здесь идеальные возможности для развития зимних его видов. Лыжи и коньки – любовь северян. Среди них много известных горнолыжников, слаломистов, конькобежцев.

У мурманчан есть любимый Праздник Севера. Он самый давний, родился в далёком 1934 году. И до войны мурманчане любили спорт. Особенно – городки, футбол, лапту, лыжи, коньки, поднятие тяжестей, гимнастику. Уже в двадцатые годы в Мурманске проводили оленьи бега – соревнования саамов. Но лыжи были самыми доступным и любимым видом спорта. Мурманчане шутят: «У нас девять месяцев зима – остальное лето».

На первый Праздник Севера прибыло всего 86 лыжников – из Ленинграда, Петрозаводска, Вологды, Горького. Даже война не смогла помешать проведению традиционного праздника. Спортсмены прибывали на старт прямо с фронта. Выступив на соревнованиях, возвращались на войну.

Война доказала: спорт закаляет волю, характер людей. Не случайно лыжные батальоны наводили страх на гитлеровцев.

В наши дни Праздник Севера называют ещё Полярной Олимпиадой. Он стал международным праздником. В соревнованиях участвуют спортсмены из разных стран.

Стартовая площадка Праздника Севера обосновалась в одном из красивейших мест города – в Долине Уют. Чего только не увидишь здесь в Полярную Олимпиаду! Лыжные гонки, биатлон, соревнования на спортивной технике – буранах.

К Полярной Олимпиаде готовится и культурная программа: массовые народные гулянья, вечера дружбы, концерты, встречи с ветеранами Праздника севера и выдающимися спортсменами.

Школьники и дети из детских садов тоже успешно выступают на празднике Севера.

- Ребята, в каких праздниках города участвовали вы или члены вашей семьи?

- Какой из праздников ваш любимый? Почему?

А сейчас, чтобы поддержать наших спортсменов мы выпустим плакат «За нами победа! »

Обсуждение тематики, последовательности работы.

Коллективная работа детей, рассматривание плаката.

- Мы пока что маленькие, но уже многое можем сделать для нашей Родины. Прежде всего, бережно относиться ко всему, что вас окружает, гордиться ею.

На прогулке инструктор по физкультуре совместно с воспитателем проводят подвижные игры и игры-эстафеты с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин"

Познавательно – исследовательский проект«Я Мурманчанин!»по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы» для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет.

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы»для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет....

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»

Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Проект по патриотическому воспитанию «Мой любимый город» в старшей группе

Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию  обучающихся в духе патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, к  местным достопримечательностям; воспита...

Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» средней группы

Разработка проекта по патриотическому воспитанию  «С чего начинается Родина» для детей средней группы....

Проект по патриотическому воспитанию "День Победы" подготовительная к школе группа

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Сроки реализаци: с 22 апреля  по 8 мая...