Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" (старшая группа)
проект (старшая группа)
Проект по патриотичеескому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию «Я Мурманчанин!»
(подготовительная группа)
Авторы: Таранченко В.Н., Лакомкина Н. И., воспитатели МАДОУ № 151 г. Мурманск
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народам севера.
Задачи проекта
● Дать знания детям о родном городе: символика, достопримечательности.
● Расширить представление детей об основных профессиях нашего города; общественной значимости труда взрослых.
● Расширить знания детей о флоре и фауне Кольского полуострова.
● Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
● Познакомить с культурой и традициями коренных народов севера - саамов.
● Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
● Закрепить знания о государственной символике РФ и города Мурманска.
● Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
● Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
● Воспитывать активную жизненную позицию.
● Расширять словарный запас.
Участники проекта
- дети старшей группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 7 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Растения Кольского полуострова», «Животные севера», «Стихи о севере», «Игры народов севера», «Пословицы и поговорки»; «Стихи и загадки о ягодах и грибах»; «Загадки о животных Севера»
Фотоальбомы: «Лапландский заповедник», «Растения тундры», «Берегите птиц».
Выставки детских работ: «Осенний Мурманск», «Улицы родного города», «Саамские узоры», «Праздник Солнца».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой город», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «В гостях у сказки».
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свой город, интересуются историей крайнего Севера.
Знают традиции родного народа, символику Мурманска, историю и географические особенности Кольского Севера.
У детей более глубокие знания о России, Севере.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной)
Перспективный план работы по реализации проекта
месяц | Тема | НОД | Беседы | Художественное творчество | Ознакомление с Художественной литературой | Игровая деятельность | Взаимодействие с родителям |
Октябрь | Мурманск – северный город | Формирование целостной картины мира «На краю земли» Цель: воспитывать чувство патриотизма у дошкольников; расширять представление о географическом положении родного города, дать представления об уникальности родного города; познакомить с основными профессиями людей, живущих в городе; обогатить словарный запас детей. | «Баренцево море» «Мурманск-город порт» «Улицы города» «Что я знаю о Мурманске» «Любимые места отдыха» | Аппликация «С днем рожденья» –создание поздравительной открытки Рисование «Холодное море-теплое течение» Лепка «Рыбка» Конструирование «Пять углов» | Киселев А. А. «Город мой широкоплечий…» Н. Колычев «Мурманские ступеньки» «Азбука юных мурманчан» Чтение отрывков из книги И. Ядринцевой «Мурманск – Арктики столица» А. Яруллина «Город-Герой Мурманск»
| Игры с предметами: «Для чего нужен предмет». «Найди на карте полуостров» «Кому, что нужно» Словесные игры: Рыбы: « Узнай по описанию» Подвижные игры: “Невод” С/ролевая игра: «Экскурсия по городу» | Создание рукописной книги «Мой папа- рыбак» Консультации: «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников» |
Ноябрь | Город наш морской и славный | Формирование целостной картины мира «Мурманск –город моряков» Цель: продолжать знакомить детей с особенностями нашего города; дать знания об основных профессиях нашего города; прививать детям чувство благодарности к людям за их труд. | «Ледокольный флот» «Рыбный порт» «Морской транспорт» «Какие профессии нужны нашему городу» | Рисование «Ледокол «Ленин» Лепка Барельефная лепка «Рыбный порт» Аппликация (коллективная) «Богатый улов» | Чтение отрывков из книги И. Ядринцевой «Мурманск – Арктики столица» В. Маяковский «Кем быть?» Л. Вьюнник «Мурман» | Настольно – печатные игры: «Что общего?», «Собери картинку», «Путешествие по карте Мурманска», «Найди отличия» Словесные игры: «Назови по- другому» «Назови что, видишь» «Кому, что нужно» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» «Рыбаки» Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки» «невод»
| Консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников» Создание совместно с родителями карты-схемы «Что я расскажу и покажу в своём городе» Создание семейного фотоальбома «Морские профессии» |
Декабрь | Кольский полуостров | Формирование целостной картины мира «Богатство Кольского края». Цель: закрепить знания детей о растительном и животном мире Кольского полуострова, об уникальных природных явлениях. Познакомить с Красной Книгой Мурманской области. | «Северная ягодка» «Грибное царство» «Заповедники Лапландский-северные олени, Кандалакшский – птичьи базары, «Пасквик “ - птичий рай» «Животные Кольского полуострова» «Полярная ночь» «Северное сияние»
| Рисование “Сполохи “ Аппликация «Северное варенье» Конструирование «Кайры и гагарки, тупики и чайки» Ручной труд «Мой заповедник» | Просмотр видеофильма «Кандалакшский заповедник». Чтение художественной литературы о севере. Е. Двинин «Край, в котором мы живем». Избранное «Мурманск – край России». Сборник О. Вороновой «Снежница» | Настольно – печатные игры: «Найди и убери лишнее», «Запомни и найди».
Словесные игры: «На земле, в небесах и на море», «Для чего нужен предмет», «Узнай по вкусу», «Подбери слово», «Отгадай-ка!». Подвижные игры: «Куропатки и глухари», «Море волнуется…». | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Праздник варенья Чаепитие с веселыми конкурсами. |
Январь | «Символика Мурманска» | Формирование целостной картины мира «Герб и флаг Мурманска». Цель: закрепить знания, полученные в работе с картой; научить составлять описательный рассказ по опорным таблицам; познакомить с гербом и флагом Мурманска; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю. | Работа с картой России: «Путешествие по карте». Беседа «Славные места Мурманска» «Где вы видели символы Мурманска» «Зачем городу нужен свой флаг и герб»
| Рисование: «Город, который мне нравится». Конструирование «Мы строим города». Рисование «Мурманский Маяк» Аппликация «Полярная ночь» | Чтение и разучивание стихотворений о Мурманске и о Севере. А.В. Патрикеева «Мурманская область». В. Суслов «В краю поющих сугробов». В. Семенов «Люблю я Заполярный край».
В. Сорокожердьев «Белое море». | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Настольно – печатные игры: «Что есть только в Мурманске» «Найди ошибку» «Собери герб» Словесные игры: «Кто больше назовет действий», «Назови правильно», «Назови цвета по-другому», «Составь рассказ по таблице», ''Узнай, герб, флаг по описанию» Подвижные игры: «Города», «Морские забавы», «Городки». | Консультация «Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка» Создание альбома рисунков «Достопримечательнос-ти Мурманска» |
Февраль | Оленеводы | Формирование целостной картины мира «В гости к оленеводам». Цель: расширять и систематизировать знания детей о главном животном тундры – олене. Продолжать знакомить детей с бытом, трудом оленеводов, жизнью их семей в тундре. Дать сведения о труде помощницы оленевода в тундре, которая заботится о них: готовит пищу, стирает, шьёт меховую обувь, рукавицы, одежду. Воспитывать интерес к истории, национальным традициям коренных народов. | «Хозяин тундры» «Олений народ» «Хлеб саамов» «Жизнь зверей в лессу в конце зимы» «Птицы тундры» | Аппликация «Малица» Рисование «Человеку верно служит быстрый северный олень» Лепка «Мы поедем, мы помчимся… » (оленья упряжка) Ручной труд «Бусинка к бусинке ровненько ляжет» (украшение бисером перевязи) | Чтение А. Членов «Так олешек нашёлся» В. Богораза «Олени» А. Бажанов «Пастух» «Окся - труженица» Чтение саамских сказок
| Подвижные игры: «Олени и оленевод» «Меткий стрелок» «Охотники и куропатки» «Закрути рожки»
Дидактические игры: «Собери саамский узор» «Ветвистые рога» «Оживи картину стихотворением» | Совместно с родителями посещение Краеведческого музея. Создание альбома рисунков «Что мы знаем о тундре» |
Март | «Праздник Севера – праздник спорта» | Формирование целостной картины мира «Долина Уюта» Цель: дать детям представление о достопримечательности родного микрорайона; закрепить знания о зимних видах спорта, о спортсменах – чемпионах, наших земляках; воспитывать гордость за наших земляков, желание и стремление подражать им. | «Праздник солнца» «Какие праздники вы знаете» «Спорт- жизнь» «Знаменитые спортсмены» «Что мы знаем о спорте» «Зимние виды спорта» | Рисование «На Празднике Севера» Аппликация «Лыжные гонки» Лепка сюжетная «Зимние забавы» | Презентация «Знаменитые спортсмены» | Дидактические игры: «Кому, что нужно» «Чей, чья, чьё» «Что я видел на празднике», «Путешествие по микрорайону» Подвижные игры: «Эстафеты» «Быстрей на лыжах» «Биатлон с мячами» | Создание фотоальбома «Чемпионы рядом с нами» |
Апрель | «Защитники Заполярья» | Формирование целостной картины мира «Как край родной обороняли, как Заполярье отстояли» Цель: обобщить и уточнить представления детей о жизни города во время ВОВ (Мурманск – «рекордсмен» по количеству сброшенных на него бомб); рассказать о трудной жизни людей в тылу и на фронте; воспитывать уважение к защитникам отечества. | «Они сражались за Родину» «Памятники Великой Отечественной войны» «Поклонимся великим тем годам» | Рисование «Битва на море» Аппликация «Медаль за оборону Заполярья» | Чтение отрывков из книги И. Ядринцевой «Мурманск – Арктики столица» С.М. Георгиевская «Галина мама» В. Драгунский «Арбузный переулок» В. Осеева «Андрейка» Ю. Яковлев «Как Андрейка на войну ходил» | Словесные игры: «Кому, что нужно» «Рода войск» Настольно - печатные игры: «Мы путешествуем по карте России», «Сделай сам». Подвижные игры «Меткий стрелок» «Снайпер» «Найди и промолчи» | Консультации: «Что можно рассказать ребёнку о войне» «Книги о Великой Отечественной войне для детей» |
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своего города, гордятся Россией. Расширили представления о работе рыбаков, моряков; с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц. Закрепили знания детей о символике России, познакомились с гербом и флагом Мурманска. У детей расширились знания о родном микрорайоне, его достопримечательностях. Дети с удовольствием изучали животных, проживающих на территории Кольского полуострова, познакомились с заповедниками Кольского Севера. Познакомились со знаменитыми спортсменами Мурманской области. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, саамскими сказками. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду.
Приложение 1
Конспект занятия с детьми старшей группы «Мурманск — спортивный».
Цель:
1. Расширять представления детей о родном городе, об микрорайоне, в котором они живут, интересном и знаменитом Празднике Севера.
2. Подвести к выводу: любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, болеть за выступления наших спортсменов.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, желание больше узнать о жизни людей на севере.
Словарная работа.
Обогащение словаря: лапта, городки, горнолыжники, слалом.
Активизация словаря: Заполярье, мурманчане, олимпиада.
Материал.
Иллюстрации зимних видов спорта, праздника Севера.
Содержание.
- Мы с вами живём в удивительном, неповторимом заполярном городе Мурманске.
4 октября наш город отмечал День Рождения. Дети читают стихи о городе.
- Ребята, вспомним, что мы знаем о нашем городе.
Воспитатель выставляет мнемотаблицу.
Вопросы к детям:
- Как называется наш край?
- Как называют жителей Мурманска? Жителей Севера?
- Куда можно сходить в выходной день? Что посмотреть? Где отдохнуть?
Высказывания детей.
- А ещё Мурманск – край большого спорта. Природа создала здесь идеальные возможности для развития зимних его видов. Лыжи и коньки – любовь северян. Среди них много известных горнолыжников, слаломистов, конькобежцев.
У мурманчан есть любимый Праздник Севера. Он самый давний, родился в далёком 1934 году. И до войны мурманчане любили спорт. Особенно – городки, футбол, лапту, лыжи, коньки, поднятие тяжестей, гимнастику. Уже в двадцатые годы в Мурманске проводили оленьи бега – соревнования саамов. Но лыжи были самыми доступным и любимым видом спорта. Мурманчане шутят: «У нас девять месяцев зима – остальное лето».
На первый Праздник Севера прибыло всего 86 лыжников – из Ленинграда, Петрозаводска, Вологды, Горького. Даже война не смогла помешать проведению традиционного праздника. Спортсмены прибывали на старт прямо с фронта. Выступив на соревнованиях, возвращались на войну.
Война доказала: спорт закаляет волю, характер людей. Не случайно лыжные батальоны наводили страх на гитлеровцев.
В наши дни Праздник Севера называют ещё Полярной Олимпиадой. Он стал международным праздником. В соревнованиях участвуют спортсмены из разных стран.
Стартовая площадка Праздника Севера обосновалась в одном из красивейших мест города – в Долине Уют. Чего только не увидишь здесь в Полярную Олимпиаду! Лыжные гонки, биатлон, соревнования на спортивной технике – буранах.
К Полярной Олимпиаде готовится и культурная программа: массовые народные гулянья, вечера дружбы, концерты, встречи с ветеранами Праздника севера и выдающимися спортсменами.
Школьники и дети из детских садов тоже успешно выступают на празднике Севера.
- Ребята, в каких праздниках города участвовали вы или члены вашей семьи?
- Какой из праздников ваш любимый? Почему?
А сейчас, чтобы поддержать наших спортсменов мы выпустим плакат «За нами победа! »
Обсуждение тематики, последовательности работы.
Коллективная работа детей, рассматривание плаката.
- Мы пока что маленькие, но уже многое можем сделать для нашей Родины. Прежде всего, бережно относиться ко всему, что вас окружает, гордиться ею.
На прогулке инструктор по физкультуре совместно с воспитателем проводят подвижные игры и игры-эстафеты с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию с региональным компонентом "Я Мурманчанин"
Познавательно – исследовательский проект«Я Мурманчанин!»по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...
Проект по патриотическому воспитанию « День Победы» для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет.
Проект по патриотическому воспитанию « День Победы»для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет....
Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....
Проект по патриотическому воспитанию «Мой любимый город» в старшей группе
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию обучающихся в духе патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, к местным достопримечательностям; воспита...
Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» средней группы
Разработка проекта по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей средней группы....
Проект по патриотическому воспитанию "День Победы" подготовительная к школе группа
Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Сроки реализаци: с 22 апреля по 8 мая...