Национальный праздник "Мы в Мордовии живем"
методическая разработка (подготовительная группа)
С детьми подготовительных групп, национальные игры, песни, танцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_mordovii_2019.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Сценарий праздника
«Мы в Мордовии живем»
(подготовительная к школе группа)
Составила музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Калашникова Т. В.,
Саранск 2019
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Необходимость воспитания и обучение детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания, обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества.
Региональный, национальный и этнический материал, как в содержательном плане, так и в технологическом, выступает средством формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста.
Основной акцент в работе сделан на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой и фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, подвижными играми).
Развивая ребенка в этнокультурной среде, следует обратить внимание на приобщение его красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Все это может быть реализовано на занятиях, в ходе праздников, развлечений, прогулок и экскурсий.
Такой подход потребует создание специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит мордовской национальной культуры.
Цель: Познакомить детей с мордовским музыкальным искусством; привить любовь и интерес к нему; сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовской национальной культуре, и культуре народов населяющих республику.
Задачи:
- Формировать представление о России как о родной стране и о Мордовии, как о своей малой родине.
- Знакомить детей с мордовским песенным фольклором (мордовские песни различных жанров, частушки) и развивать образно художественное мышление и интонационно ладовый слух.
- Формировать навыки движений под музыку в соответствии с характером. Учить русские, мордовские танцевальные движения.
- Знакомить детей с мордовскими народными играми, воспитывать самостоятельность в организации игр, учить выполнять роль ведущего в подвижной игре и развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение, интерес и любовь к мордовской национальной культуре.
Условия и особенности реализации:
- Предложенный сценарий праздника, возможно, реализовать в ДОУ.
- Наиболее актуальным является реализация сценария на фольклорных праздниках, а так же использование его как конкурсное, познавательное и праздничное выступление детского коллектива.
- Сценарий способен произвести яркое впечатление у детей, если руководитель и участники коллектива приготовят реквизиты: выставка рисунков и выставка блюд национальной мордовской, русской, татарской кухни, народные шумовые инструменты (деревянные ложки, колокольчики, трещотки, свистульки и т.д.) Мордовские, татарские и русские национальные костюмы детям и взрослым.
- Яркий момент сценария это песня «Мой Саранск – ты город старинный», частушки на мордовском и русском языке, сопровождение пения игрой на музыкальных инструментах. Сольное исполнение мордовской народной песни «Кавто цёрат», татарской народной песни «Ай, был былым», проигрывание мордовских народных игр. Появление гостьи Вирявы, которая знакомит детей с мордовской игрой и с национальной кухней.
Место проведения: Музыкальный зал МДОУ «Детский сад №103» Коваленко, 62
Музыкальное оформление:
- «Мой Саранск - ты город старинный»(сл. И муз. Р.Асаиновой);
- «Частушки» мелодия народная (на мордовском и русском языке);
- «Кавто цёрат» мордовская народная песня;
- «Луганясо Келуня»(На лугу березка) Н.Бояркин (запись)
- «Моя Мордовия» (муз. Н. Кошелевой, сл. М.Трошкина)(запись)
- «Как по травкам», исп. анс.«Потешки», народный танец
- «Ай, был былым» татарская народная песня
- «Умарина» мордовская народная песня («Яблонька»)
- «Мордовочка» (муз. и сл. Е.Конкиной) (запись)
- «Левженский танец» обработка В.Белоклокова (запись)
- Татарская народная мелодия для игры
Художественное оформление: в народном стиле, организация выставки рисунков « Мой любимый мордовский край».
Реквизиты: народные шумовые и ударные инструменты (деревянные ложки, колокольчики, трещотки, свистульки и т. д), цветастые платки.
Костюмы: Мордовские , татарские и русские национальные костюмы детям и взрослым.
Действующие лица:
Ведущие – взрослые
Персонажи
Вирява
Гости в татарских , мордовских, русских национальных костюмах- дети.
Ход праздника
Дети входят в зал.
1 ведущая: Шубратадо, вечкевикс, ялгат!
2 ведущая: Добрый день, уважаемые гости!
1 ведущая: Сегодня мы собрались в зале, на праздник, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему мордовскому краю, его трудолюбивому народу.
2 ведущая: Наш концерт мы посвящаем Мордовии и всем кто живет на мордовской земле.
1 ребенок: В долгожданный этот праздник,
Здесь вам каждый очень рад,
И поэтому мы вместе
Говорим гостям –
Дети: Шумбрат!
2 ребенок: Любимая Мордовия,
Ты прекрасней всех на свете.
Каждый твой рассвет лазоревый
Знают взрослые и дети.
3 ребенок: Солнце светит ласково в зените
Отливают золотом поля.
И трудом, и дружбой знаменита
На Руси Мордовская земля.
4 ребенок: Земля моя - Мордовия родная,
Здесь родились мы, здесь живем
Твои богатства всюду прославляя
О красоте мордовской мы поем.
Песня «Саранск – город старинный»(муз. и сл. Р.Асаиновой)
После песни дети садятся
1 ведущая : Есть край наш мордовский,
Он самый красивый,
Среди необъятных просторов России.
Среди неоглядных российских широт.
И самый красивый народ в нем живет.
2 ведущая: Мордовский народ очень трудолюбивый.
Не зря говорится в пословице:
«Маленький мордвин одной ногой в колыбели, а другой на пахоте»
Дети, а какие пословицы вы знаете о труде? Расскажите.
Выходят дети:
1 ребенок: Труд человека прославляет.
2 ребенок: Умелые руки не знают скуки.
3 ребенок: Кто не боится работы-
Тот станет мастером.
4 ребенок: Кто хочет есть калачи –
Лежать не будет на печи.
Ведущая: Вот сколько пословиц о труде вспомнили,
Издавна мордовский народ славился своими делами и самую трудную работу старался делать сообща. После рабочего дня весело отдыхали, пели звонкие песни.
Ребенок: Мы с мордовской песней дружим
По-мордовски говорим
Весело живем, не тужим
Песню спеть для вас хотим.
Мордовская народная песня «Кавто цёрат..»
Ведущая: А сколько игр веселых у мордовского народа. В народных играх отражается образ жизни людей: их быт, труд. В играх много задора, шуток, юмора. Предлагаю поиграть в мордовскую народную игру.
Мордовская народная игра «Чакшкинесэ» - «Горшки»
Играющие делятся на две группы, дети горшки приседают , образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий под музыку ходит по кругу и с окончанием музыки подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор.
Ребенок водящий:
Мисак чакшат? (продашь свой горшок?)
Ребенок хозяин:
-Миса (продам)
После этих слов оба бегут в разные стороны навстречу друг другу, кто успевает прикоснуться первым к голове горшка становится хозяином, а оставшийся игрок становится водящим. Игра начинается сначала.
Ведущая: Молодцы! Задорно, весело играли. Большинство людей, живущих в Мордовии – русские, мордва… Мы с вами должны знать прошлое о своем народе: и сейчас мы услышим одну притчу….
«Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной, да за ним другой, третий… и стала яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной…
Выходят 2 девочки:
1я девочка: залюбовалась красотой девица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную.
2я девочка: и пошла по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, златокудрый, добрый и трудолюбивый..
3я девочка: у нас в Мордовии, поле без края
До небес богатые леса.
От весенних лучиков играя,
Зацвела мордовская земля.
Мордовская народная песня «Умарина» (группа девочек)
Ведущая: Молодцы, девочки. А сейчас посидим рядком, да поговорим ладком. Послушаем стихи о Мордовии.
Стихотворение «Моя Мордовия» автор Т.Учелькина
(выходят дети, встают свободно)
1.Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок каждый уголок!
И пенье птиц, и щебет соловьиный
Краса полей и широта лесов.
2. Мордовский край! Любимая Отчизна!
Твоя краса мне очень дорога!
Знакомая тропинка к дому,
Знакомый труд, крутые берега.
3. Будь славен край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы, и мирный трудом!
Ты – наша гордость! Ты наша вера!
Ты – наш святой, родительский дом.
4. Дружба народов тебя величает
Щедрость души и тепло матерей.
Дух Сияжара издревле питает
Мудростью отчей твоих сыновей.
5. Флаги родные парят в небе синем.
В час испытаний и радости час.
Неразделимы мы и Россия,
Время на прочность проверило нас.
Ведущая: В Мордовии живут одной семьей многие народы: мордва, русские, чуваши, татары… Эти народы живут в мире, помогают друг другу.
Сейчас поприветствуем наших гостей.
(Выходят мальчики в татарских костюмах):
1й мальчик: На просторах республики нашей,
Вместе дружно мы живем.
2й мальчик: Вместе и сеем, и пашем,
Вместе пляшем и песни поем.
Татарская народная песня «Ай,был былым…»
Ведущая: Спасибо мальчики, очень хорошо вы спели песню.
Звучит мордовская народная мелодия, входит Вирява.
Вирява: Шумбратадо,тейтерть – цёрат!
Ков истя пурныде сэрниде, кона ёнов?
(Здравствуйте девочки и мальчики. По каком поводу вы собрались здесь?)
Ведущая: Здравствуй, Вирява. У нас сегодня праздник,
Посвященный нашей любимой Мордовии.
Вирява: Да, Мордовия у нас красивая, богата её природа. А птиц-то сколько, а как поют они. А чем вы меня порадуете?
Ведущая: Конечно, Вирява. Мы тебя порадуем танцем.
Выходит ребенок: Народный танец всех волнует,
Любому сердце он зажжет.
Ведь испокон веков танцует –
Его Величество – народ!
Русский народный танец «Как по травкам»
Вирява: Молодцы, девочки. Очень красивый танец.
А я приглашаю вас поиграть.
Не скучай народ честной.
Поиграй скорей со мной
Татарская игра «Липкие пеньки»
Выбирается 4-5детей –«пенечки», садятся на корточки,
остальные бегают около них по залу.
«Пенечки» не вставая, пытаются дотронуться до бегающих.
Те,до кого они дотронулись, присаживаются сзади «пенечка»,держась ему за пояс, и тоже могут рукой ловить остальных.
Игра повторяется несколько раз с разными «пенечками».
Вирява: И здесь свою ловкость показали,
И петь, и плясать, и играть горазды!
Выходят ребята: Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
И ребята не отстанут
Подпевать девчатам станут
«Мордовские частушки»
Вирява: Спасибо вам мои дорогие!
Порадовали вы меня. А вы знаете, что по-мордовскому обычаю, после праздника всегда следовало угощение. И сегодня я приготовила угощение(выносит угощение)
Дети: Спасибо, Вирява!
Вирява: А теперь мне пора уходить.
Вастомазонок! (до свидания)
Все: Вастомазонок!
Ведущая: Наш праздник заканчивается,
Спасибо всем за внимание.
Список использованной литературы.
- Апрель березовый: сб. песен / авт. ̵сост. О. Б. Алиева. ̵ Саранск: Изд-во Мордов. ун˗та, 2010. ˗ 64 с.
- Карпушина П. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе « Валдоня» (раздел « Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. За выпуск Ю. А. Мишанин; ред.тектов А.Д. Шуляев; ред. О.О Кулаева. ˗ Саранск: Тип. « Рузаевский печатник», 2007. ˗ 257 с.
- Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева[и др.] ; Мордов. Гос. Пед. Ин˗т. ̵ Саранск, 2015. ̵ 84 с.
- Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995
- Сураева – Королева Н. В. Маленькие бубенчики./ Н. В. Сураева – Королева. ˗ С.: Ковылк., 2005. ˗ 88 с.
- Р.С.Зорькина. Шумбрачи, тиринь мастором! / Поволжский цент культур финно-угорских народов. – Саранск, 2010
В сценарии использованы стихи «Надежды Веденяшиной « Народный Танец», Татьяны Учелькиной « Мордовия моя»
«»
Приложение 1
Методические рекомендации
Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм народных традиций. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора.
Главная задача в том, чтобы познакомить с мордовской народной культурой, развить образное художественное мышление и интонационно - ладовый слух. При этом важным моментом на празднике становится создание особенной, неповторимой эмоционально - яркой атмосферы.
Совместная деятельность детей и взрослых направлена на предельно открытые выражение своих чувств, воссоздание фольклорной среды. Особое значение так же имеет правильно подобранный музыкальный репертуар.
Проведение таких мероприятий способствует возникновению интереса к родной мордовской культуре, возрождению этнического самосознания, чувства любви и гордости к Мордовии и родному городу.
Приложение 2
Список реквизита.
1.Народные шумовые и ударные инструменты (деревянные ложки, колокольчики, трещотки, свистульки и т. д),
2.Мордовские и русские национальные костюмы детям и взрослым.
3. Цветные платки для танца.
Приложение 3
«Мой Саранск, ты город старинный»
музыка Р.Асаиновой
1.Хорошеет и растет любимый город
Он по – прежнему славен и молод.
На земле уже много веков
Он известен как город стрельцов
Припев:
Мой Саранск, ты город старинный,
Н земле стоишь ты былинной.
Это город из яви и снов,
Как верна в моем сердце любовь
2.Здесь живут в мире братья - народы.
Эта дружба сильней год от года,
Не страшны им любые напасти.
Я желаю, саранцы, вам, счастья.
Припев тот же.
3.Ты щедра, земля моя, дарами
Я горжусь своими земляками
И судьбы не надобно иной-
Мне любимый город мой
Припев тот же.
Приложение 4
Кавто церат.
1. Кавто цёрат тикше ледить -2р.
Тикше ледить, кума, тикше ледить -2р.
2. Кавто тетереть мельгаст пурныть - 2р.
Мельгаст пурныть, кума, мельгасть пурныть - 2р.
3. Пурныть, пурныть, псилгадокшныть - 2р.
Псилгадокшныть, кума, псилгадокшныть - 2р.
4. Адя, ялгат, экшелямо - 2р.
Экшелямо, кума, экшелямо - 2р.
5. Ков мольдяно экшелямо? -2р.
Ков мольдяно, кума, экшелямо - 2р.
6. Сура леев экшелямо, - 2р.
Сура леев, кума, Сура леев - 2р.
Приложение 5
Умарина (мордовская народная песня)
Обр. А.Путушкина
Чувтось паро Умарина, чувтось мазы, Умарь чувто.
Косо чачнесь Умаринась, косо каснось Умарь чувтось.
Казань киланкс сон чачнекшнесь, казань киланкс сон каснокшнось.
Месть авардят, Умарина, месть авардят, Умарь чувто.
Краса земли ты яблонька, венец весны, Умарина.
Где родилась ты яблонька, где ты росла, Умарина!
Приложение 6
«Частушки»
1.Гармония морака,
Вясялгоданмонга.
Миньчастушкатморатама
Эряфоньконькогла
2.Мы в Мордовии родились,
Мы в Мордовии живем,
Все мы танцы очень любим,
Песни звонкие поем.
3.Вярьге лии самолет,
Толнят пула песонза,
Толнят пула песонза.
Марюлииэсонза.
4.Мы мордовские девчата,
Любим свой родимый край,
С каждым годом все он краше,
И цветет, как вешний май
5.Вярьге лиияроплан,
Конясонза чайник,
А кому, какое дело,
Алязе начальник!
6.Здесь в родном мордовском крае
Дети как грибы растут.
Без частушек прожить можно
Да чего то не живут.
Приложение 7
Ай, Былбылым (татарская народная песня)
Ай былбылым, вай былбылым,
Агыйделнең камышы;
Таң алдыннан чут-чут килә
Сандугачлар тавышы.
Ай былбылым, вай былбылым,
Агыйделдә таң ата;
Таңнар ата, өзелә үзәк,
Җырлата да елата.
Ай былбылым, вай былбылым,
Кунып сайрый талларга;
Синең хакта серләремне
Сөйлим сандугачларга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ппланирование на 1-2 недели ноября в старшей группе по программе "Мы в Мордовии живем".
Региональный компонент. В планировании отражена совместная деятельность педагогов, детей и родителей....
Тема: «Мы в Мордовии живем»
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Примерное перспективно-тематическое планирование по программе "Мы в Мордовии живем" (ФГТ)
Примерное перспективно-тематическое планирование образовательной области "Коммуникация" по программе "Мы в Мордовии живем" (в соответствии с ФГТ) для детей подготовительной к школе группы...
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы в Мордовии живем»
методические материалы для воспитателей ДОУ...
НОД "Мы в Мордовии живем"
Реализация регионального модуля "Мы в Мордовии живем"...
Русские народные игры в традициях и национальной культуре народов Мордовии»
Игры в традициях и национальной культуре Мордовии...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...