Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Конспект открытого занятия
«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем»
ОО «Познавательное развитие» (социальный мир и предметное окружение) /ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ispr_sr_gr.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск «Детский сад № 18»
Конспект открытого занятия
«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем»
ОО «Познавательное развитие» (социальный мир и предметное окружение) /ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация)
Подготовила: воспитатель
Букова Н.Н.
Саранск 2022
Цель: продолжать знакомить детей с историей развития народной игрушки, прививать детям любовь к родному краю.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с разновидностями мордовской национальной игрушки. Учить различать в игрушках национальный колорит, расширять кругозор детей.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Способствовать развитию интереса и познавательной активности.
Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Республике Мордовии, интерес к народной игрушке.
Предварительная работа: рассматривание и обследование с детьми различных видов мордовских народных игрушек.
Заучивание потешек, прибауток, песенок.
Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских игрушек.
Словарная работа – «гончар», «глазурь», «панар», «пулай».
Сюжетные и творческие игры детей с использованием мордовских народных игрушек: свистулек, матрёшек, кукол в национальных костюмах.
Методы и приемы:
Игровой: дидактическая игра «Угадайка».
Наглядный: рассматривание игрушек, сравнение, рассматривание иллюстраций.
Словесный: прибаутка «Хоть я мал как шишечка».
Материал и оборудование: образцы мордовских народных игрушек, изготовленных из разных материалов (матрешки, куклы, свистульки, лошадки, Тавлинские сюжетные игрушки и т.д.). картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек, аудиозаписи с мордовской музыкой, звуками природы, кукла в национальном костюме.
Ход ООД:
Дети сидят на стульчиках полукругом, звучит спокойная мордовская музыка. Воспитатель в национальном мордовском костюме.
Воспитатель: Шумбратада шабат! Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алдуня, давайте поздороваемся с ней и с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите я, как и кукла Алдуня одета в мордовский (мокшанский) народный костюм и мы сейчас все вместе отправимся в путешествие в музей народной игрушки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста и скажите, что у меня на столе? (игрушки накрыты скатертью)
Дети: (предполагаемый ответ) игрушки, горшок и т.д.
Воспитатель: Правильно вы сказали. А еще можно сказать, что это народные игрушки. Эти игрушки сделаны из разного материала.
Воспитатель показывает на свистульку, горшок, птицу и барыню из глины.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Из глины (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Что такое глина?
Дети: Это природный материал.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель: Молодцы! На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру на внимательность «Угадайка».
Воспитатель убирает игрушку со стола. Дети отвечают какой игрушки не стало.
Воспитатель: А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.
Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка -это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.
Воспитатель: А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки - забавная лошадка-свистулька является музыкальной игрушкой.
Воспитатель: Для чего нужна такая игрушка? (Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть).
Воспитатель: Покажите деревянную лошадку-свистульку.
Воспитатель: Посмотрите, как она играет.
Воспитатель: А если эти игрушки из дерева, то они какие?
Дети: Деревянные.
Воспитатель:Мастеровой мордовский народ очень любил петь, шутить, играть. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Хоть я мал как шишечка».
(Читает воспитатель, берет в руки шишечку)
Хоть я мал как шишечка, (показывают руками)
Скалочкой побитый, (хлопают в ладоши)
Как пойду я в баню (Топают )
Умоюсь и попарюсь, (Показывают как умываются)
Всех белее буду!
Когда встану на ступу (встают со стульчиков)
Всех я выше буду! (тянут руки вверх)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь отгадайте-ка мою загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Посмотрите какие яркие наряды у матрешек, они одеты в разные сарафаны: русские и мордовские.
Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?
Дети: Потому, что её сделали мордовские мастера.
Рассказ воспитателя: В 70-е годы во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки- сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.
Воспитатель: Ребята, кукла Алдуня хотела открыть свой магазин с мордовской национальной одеждой для кукол, но, к сожалению, одной ей не справиться. Не успевает она вышить узоры на одежде. Ей очень грустно и она просит нас помочь ей. Ребята, как вы думаете, мы можем помочь кукле Алдуне? А как?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель:Давайте рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм. (дети рассматривают изображение мокшанского народного костюма). Это рубашка, по-мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная, черная). Ребята, обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах.
Воспитатель:Ребета, из каких геометрических фигур составлен орнамент?
Дети: (из треугольников, квадратов, ромбов).
Воспитатель:А чем подвязывается рубашка?
Дети: (поясом).
Воспитатель:Верно, рубашка повязывается поясом, по-мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс: это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят. А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.
Воспитатель:Ребята, сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишите орнаментом мордовский костюм. Вспомните, какие цвета используют в мордовском орнаменте
Дети: (красный, черный)
Воспитатель: где расположен орнамент
Дети: (около горловины, на рукавах, внизу рубахи).
Воспитатель:Какие элементы узора вы знаете?
Дети: (крест, ромб, галочка).
Воспитатель:Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, находящихся перед вами. (Воспитатель напоминает способы наклеивания элементов мордовских узоров).
Воспитатель: ребята, а прежде чем приступить к работе, подготовим наши глазки.
Гимнастика для глаз «Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевце. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)
Воспитатель:У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. Пусть каждый из вас придумает свой узор.
Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.
В ходе занятия воспитатель поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто наклеивает элементы узора аккуратно и старается.
Воспитатель:Ребята, давайте все вместе рассмотрим ваши работы (выставляет работы детей). Какие цвета и элементы узора вы использовали? (ответы детей)
Воспитатель:Молодцы, ребята, получилось очень красиво. Думаю, Алдуня будет очень довольна. Я думаю, теперь у нее будут самые красивые мордовские наряды.
Воспитатель:Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали для себя?
Воспитатель: Вам понравились игрушки?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: А еще что вам понравилось?
Дети: (предполагаемый ответ)
- А мне понравилась матрешка;
- А мне понравилась свистулька;
Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей родины. Эти игрушки двух видов: глиняные, деревянные.
Воспитатель: Умнички! Может быть кто-то из вас тоже станет мастером своего дела. А кукла Алдуня подготовила вам сюрприз.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.
Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....
«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»
Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...