НОД "Мы в Мордовии живем"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Мой край — Мордовия моя». НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром
«Здесь Родины моей начало
Мой край – Мордовия моя! »
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать у детей знания о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики. Закреплять умения эмоционально и выразительно читать стихи.
Развивающая: развивать умение использовать элементы мордовской вышивки в художественном творчестве.
Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество»
Материалы и оборудование: Декорации уголка старинной мордовской избы с предметами быта (прялка, туесок и т. п.) .Иллюстрации к мордовским сказкам. Диск с записью мордовской плясовой « Калинка-малинка». Заготовки из бумаги мордовского передника. Мордовские народные костюмы для детей и взрослого.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Знакомство с мордовскими народными сказками. Проведение бесед, экскурсий в краеведческий музей, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой.
Ход НОД.
Занятие проводится в форме игры в КВН. Две команды детей в мордовских народных костюмах входят по музыку в зал. Их встречает Хозяюшка (взрослый в мордовском национальном костюме, приглашает в гости, рассаживает на приготовленные лавочки.
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас. Есть в самом центре России уголок, который нам всем особенно близок и дорог. Это наша малая родина – Мордовия. И живут здесь замечательные, гостеприимные люди. Много стихов сочинили поэты о нашем Мордовском крае. Сейчас я попрошу ребят, прочесть нам стихотворение о родном поселке.
(Дети читают стихи)
1.Поселок Ромоданово,
Цветет из года в год.
Гордится Ромодановом,
Счастливый наш народ!
2.На въезде в наш поселок,
Стоит прекрасный храм-
Своим благословеньем
Он дарит силы нам.
3.Построен здесь ледовый
Огромный с виду он,
От мала до велика
Катаются все в нем.
4.Почет здесь ветеранам,
Им строятся дома
И старость встретят люди
С удобствами тогда.
5.Достроен Дом культуры
Нам очень нужен он,
Чтоб творческим натурам
Уютно было в нем.
6.А вскоре будет школа,
Красива и стройна
Отлично будут дети
Учится в ней тогда.
7.Пускай на Ромоданово
Нисходит благодать,
И будет Ромоданово
Расти и процветать!!!!!!!!!
Хозяюшка: И я тоже люблю встречать гостей, песни петь, хороводы водить да в игры интересные играть. Предлагаю вам игру, в ходе которой мы узнаем много интересного о нашем родном Мордовском крае. Она называется КВН,в игре будут принимать участие две команды.
Команды строятся.
Хозяюшка: Прежде чем начать игру, нам нужно выбрать жюри. (Выбирают взрослых). Теперь попросим команды представиться.
Команда «Эрзяночка»
На радость нам наш край цветёт,
Хороший здесь народ живёт.
Природу Мордовии беречь мы должны
И помнить преданья седой старины.
Команда «Мокшаночка»
Мы – за чистый лес и воду.
Мы охраняем Мордовии покой.
Кто любит родную природу,
Тот любит и край родной.
Хозяюшка: Нашу игру мы начнем с разминки (цветик семицветик).
1. В какой стране мы живем? (Россия)
2.Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
3. В какой республике мы живём? (В Республике Мордовия) .
4. Назовите государственные символы Р.М.?(гимн,герб,флаг)
5.Люди какой национальности проживают в Р.М.?(русские,мордва,татары)
6. Назовите столицу нашей республики? (Саранск) .
7. Как называется наш поселок? (Ромоданово) .
8.Назовите самую большую улицу нашего поселка?
9.Какие предприятия есть в нашем поселке?
10.Назовите достопримечательности п.Ромоданово?
Оценка жюри.
Хозяюшка: Мордовская земля богата лесами, где растут деревья самых разных пород.
1. Конкурс «Назови дерево».
(Вопросы для игроков) .
- Из какого дерева строят дома? (Из сосны) .
- Из какого дерева делают посуду? (Из липы) .
- Из какого дерева делали корыта, вёдра (из осины, так как её древесина не гниёт)
- Что ещё делают в Мордовии из дерева? (Игрушки) .
Хозяюшка: Разнообразен и животный мир Мордовии. А теперь следующий конкурс.
2.Конкурс «Животный мир»
(Вопросы для игроков)
- Какие животные живут в мордовских лесах (медведь, волк, заяц, лиса, лось)
- В каком районе расположен Мордовский государственный заповедник (в Темниковском районе) .
- Какая редкая птица обитает на территории заповедника (черный аист)
- Какие реки есть в Мордовии (Сура, Мокша)
-Какие редкие растения произрастают в Р.М.?(Лилия Саранска, Василек русский, купальница, сон-трава)
-Какие животные Р.М., занесены в Красную книгу?(зубр, выхухоль, сапсан, балабан).
Хозяюшка: Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры.
Игра « »
Хозяюшка: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.
3.Конкурс «Мордовская вышивка».
(Вопросы для команд)
- Какие цвета используются в мордовской вышивке? (черный, красный) .
- Какие предметы украшались мордовской вышивкой? рубахи (панар, покай), передники (рукават), пояс (каркс), головные уборы (сорка, панго) .
- Назовите основные элементы мордовской вышивки. (Крест, зубчик, гармошка, фонарик)
-Какие особенности имеют мордовские узоры?(они состоят из элементов геометрических фигур)
Оценка жюри.
Хозяюшка: Люди во все времена старались украсить свою одежду. И раньше её украшали вышивкой. Я хочу вам предложить украсить мордовский передник-элементами мордовской вышивки.
4.Конкурс «Украшаем передник ».
По два ребёнка от каждой команды садятся за столы и работают. В это время с остальными детьми проводится следующий конкурс.
Хозяюшка: А пока ребята украшают передники, мы с вами проведем следующий конкурс.
5.Конкурс «Закончи пословицу»
В родном краю жизнь как (в раю) .
Человек без родины, что птица без (гнезда) .
Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду) .
Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить) .
Доброе дело добром (оплачивается) .
От злости стареешь, от доброты (молодеешь) .
Жюри оценивает конкурс.
Хозяюшка: Давайте посмотрим, как участники конкурса постарались украсить мордовские передники.
Жюри оцените пожалуйста в баллах работы детей, учитывая аккуратность, яркость росписи.
До чего же луга хороши,
Зелены и пригожи леса!
Выйди в круг и со мною спляши,
От друзей отставать нам нельзя!
Хоровод «Калинка-малинка»
Хозяюшка: Много сказок придумал наш мордовский народ. И чтобы узнать, как вы знаете мордовские сказки, давайте проведём следующий конкурс.
6.Конкурс «Угадай, из какой я сказки»
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации к мордовским народным сказкам, отгадать их название.
Мордовские народные сказки: «Благодарный медведь» «Диль-диль, дедынька» «Как собака друга искала» «Чёрная корова» «Горячие сани» «Куйгорож».
Оценки жюри.
Хозяюшка: Вот и закончился последний конкурс для наших команд.
Народы Мордовии эрзя и мокша,
Татары и русские-все мы родня
Восходит заря над Сурою и Мокшею,
И греет нам души родная земля.
Так цвети Мордовия родная!
Ты в семье народов не одна.
Русь тебя от бед оберегает,
Как родная старшая сестра.
Исполняется песня «Весна в Мордовии»
В конце занятия члены жюри объявляют итоги. Воспитатель подводит итог занятия и детям вручаются призы.
Литература:
1. «Мы в Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
2. «Валдоня». Программа и методические рекомендации.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня».
4. «Мордовские пословицы, поговорки». Седова Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ппланирование на 1-2 недели ноября в старшей группе по программе "Мы в Мордовии живем".
Региональный компонент. В планировании отражена совместная деятельность педагогов, детей и родителей....
Тема: «Мы в Мордовии живем»
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Примерное перспективно-тематическое планирование по программе "Мы в Мордовии живем" (ФГТ)
Примерное перспективно-тематическое планирование образовательной области "Коммуникация" по программе "Мы в Мордовии живем" (в соответствии с ФГТ) для детей подготовительной к школе группы...
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы в Мордовии живем»
методические материалы для воспитателей ДОУ...
Комплексно-тематическое планирование регионального модуля «Мы в Мордовии живем» для детей старшей группы
Сентябрь«Природа Мордовии»Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знаком...
Региональная программа "Мы в Мордовии живем"
В разных врзрастных группах...
Мы в Мордовии живем.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мы в Мордовии живем"....