Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей
статья на тему
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Одним из направлений деятельности нашего ДОУ с 2012 года является духовно-нравственное и нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через социокультурный системный подход к истокам в образовании, разработанный профессором Российской академии естественных наук И.А. Кузьминым, и положенный в основу программы «Истоки» или «Воспитание на социокультурном опыте».
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми и родителями осуществляется в системе в течение всего учебного года, в результате чего дети осваивают основные категории курса:
В младшей группе (3-4 года) это первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, образ, книга;
В средней группе знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
В старшей группе обращение к истокам ценностей внутреннего мира человека;
В подготовительной к школе группе знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Обращая детей к истокам русской культуры, формируем у них духовные ценности, такие как:
- эмоциональную отзывчивость и
- социальную чувствительность к родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы.
- даем представления о милосердии, сострадании, послушании , дружной семье , домашнем тепле, ценностях семьи в жизни человека.
Возрождая обычаи, знакомим детей с истоками православных традиций («Слова», «Образа», «Дела», «Праздника»), развиваем у детей умения и навыки делового познавательного и личностного общения в ходе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально – художественной, чтения).
Для этого в ДОУ создана РППС:
- оформлен мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки.
- В группах имеются народные календари и буклеты, книги для детей на православную тематику, макеты храмов, русской избы.
- Совместно с детьми были сделаны настольно-дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Также
- В уголках музыкально-театрализованной деятельности имеются в свободном доступе для детей музыкальные инструменты, различные виды театров по русским народным сказкам, совместно с родителями сшиты и приобретены народные костюмы.
- В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.
Содержание и способы взаимодействия выстраиваем с учетом возрастных особенностей детей, усложняем в соответствии с изменением основных психических процессов свойств и функций личности.
Чтение книг: «Добрый мир», «Добрая книга», «Родные просторы», «Напутственное слово»,
Народные игры « Вышла курочка гулять», « Золотые ворота», «Как у дедушки егора»,
Дидактические игры «Назови праздник», «Укрась пасхальное яико», « Угадай
Беседы « На добро добром ответь», « Кого можно назвать настоящим другом», «Самый лучший в мире дом».
Чтение стихотворений «Наш дом», «Доброе слово»,
Сказок «Крошечка - Хаврошечка», «Белая уточка», «Царевна лягушка», «Василиса Прекрасная», «Иван - крестьянский сын и чудо – юдо». «Перышко Финиста Ясна –сокола».
Рассказов , разучивание притч и пословиц.
Особое место отводим активным занятиям и формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппах. Технология активных занятий позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результату.
Все дети группы активно участвуют в практической деятельности. Каждый участник имеет возможность получить объективную оценку социокультурного развития и высказать свою точку зрения.
Развивающие занятия выстроены через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к родной природе, истории, традициям, культуре. Это позволяет выйти на создание частных проектов по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: «Защитники земли Русской», «Народная игрушка», «Любимый мой Саров».
Очень нравится нашим воспитанникам предпраздничные посиделки, где дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и знакомятся с историческим и духовным смыслом проявлений праздника, с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
К детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком», «Сказка правда, в ней намёк, добрым молодцам урок», и др.).
Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики. Наши дети становятся мастерами, рукодельницами, изготавливая веночки, веточки вербы, ангелочков, колокольчики, учатся сотрудничать в группе, согласовывать свои действия, соблюдая правила общения в паре.
Помогают нам направлять естественную активность ребенка к социальному действию, социальному поступку, получению социально значимого результата акции, проводимые в ДОУ: «Дорогою добра» (помощь детскому дому, концерты для пожилых людей, ветеранов), «Украсим детский сад цветами», «Покормите птиц зимой» и др.
Здесь дети получают опыт отношений к людям, к обществу, труду, природе, традициям.
Много впечатлений наши воспитанники получают от живого соприкосновения с прошлым во время посещений:
- музея народной игрушки, «Городского музея»
- художественной галереи
- библиотеки Пушкина, Маяковского
- экскурсий.
Посещение святого места «Дальней Пустынки», организованную при участии ПТО «МiР» позволило детям на доступном уровне познакомится с духовными ценностями. Затаив дыхание, дети стояли у многовековой сосны, трогали ее руками. С огромным удовольствием они слушали рассказ экскурсовода о жизни Серафима Саровского. Результатом данной экскурсии стало совместное изготовление панно «Батюшка Серафим».
В течение года при активном участии родителей дети получают возможность приобретения новых знания о разных сторонах окружающей действительности; участвуя в конкурсах городского и регионального уровня: «Свет рождественской звезды», «Пасха красная»,
«Ясельки», «Пасхальный колокольчик», «Мамочка- мой ангел», «Серафимовские чтения», «Наше наследие»
Дети усваивает все то лучшее, что накоплено в культурно-историческом наследии России. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, наше одобрение – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску.
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию
Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....
«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»
laquo;Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массов...
Презентация "Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию дошкольного возраста"
Презентация на тему: «Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста»...
"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"
31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...