«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»
статья
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Д. С. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников
духовно – нравственных ценностей
в процессе краеведческой деятельности
Подготовила
воспитатель 1 категории:
Короткова Е. Г.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»
Д. С. Лихачев
Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в целом — это воспитать человека. Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности.
В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника.
Одними из основных принципов дошкольного образования являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры - краеведение.
Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
С целью воспитания нравственно-патриотических чувств, начиная с младшего дошкольного возраста, в нашей группе ведется систематическая планомерная целенаправленная работа по краеведению.
В книжном уголке выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
Используются информационно-коммуникационные технологии:
презентации («Саратов – мой город», «Мой детский сад», «Их именами названы…», «Растения Саратовской области (Красная книга)» и др.);
виртуальные экскурсии по городу Саратову и Саратовской области («Достопримечательности города Саратов», «Памятники и памятные места Саратовской области» и др.).
В старших и подготовительных группах важное место занимают виртуальные экскурсии в городские музеи, в ходе которых дети знакомятся с историей создания и развития предприятий города, с выпускаемой ими продукцией, узнают о лучших тружениках.
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Почта» и т. д.)
Был разработан ряд дидактических игр по ознакомлению
-с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было» «Расскажи о своём городе», «Кому что нужно для работы»);
-со своей семьей («Мой дом — моя семья», «Профессии наших мам и пап», «Как мы помогаем дома маме», «Праздники в нашей семье»),
-природой Саратовской земли («Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу?» и др.).
В апреле провела открытое ООД «Славься город на Волге» (в честь 80-летия Саратовской области). Дети подготовительной группы совершили экскурсию по городам Саратовской области: Саратов, Энгельс , Аткарск, Балашов, Балаково и т.д. Рассказали о памятниках, достопримечательностях и красивых природных уголках нашего края.
Знакомство с родным краем и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Для решения задач формирования краеведческих представлений необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды.
В группе создан уголок краеведения, в котором
-альбомы «Моя семья», «Старый город»; с иллюстрациями народных танцев, народных костюмов местного населения, альбомы «Жилища и быт народов нашего края»;
-символика города Саратова, Саратовской области, России.
- книги «Наш Саратов», « По залам Радищевского музея», Н. Палькин «О, Волга»;
- художественная литература: стихи об Саратове, произведения саратовских писателей и поэтов (Н. А. Кнушевицкая , Н. И. Леденцов, И. Г.Тобольский и др.).
Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В детском саду создан музей «Русская изба», где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок.
Эмоционально положительный настрой играет значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Традицией в детском саду стало чествование ветеранов Великой Отечественной Войны.
Краеведческая викторина, народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха), тематическое развлечение («День города», «О хлебе») является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с нами делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.
Наши родители участвуют в совместных выставках «Дары Осени», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки «Мастерская Дед Мороза», « Мамины руки не знают скуки досуги, в праздниках: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников Отечества
В заключении, хочется сказать, что начинать работу по формированию основ личности и нравственно-патриотических качеств необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших детей: «Это потерянное поколение». Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»
С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка». В рамках работы студии...
Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....
"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"
31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...
"Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"
quot;Формирование первоночальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"...
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...