«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»
статья

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».      Д. С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников

духовно – нравственных ценностей

в процессе краеведческой деятельности

                                            Подготовила

                                                                                     воспитатель  1 категории:

                                                                                     Короткова Е. Г.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»

                                                                                                           Д. С. Лихачев

                                                                                                                                                 

   Самое важное и самое сложное для современной семьи и для страны в целом — это воспитать человека. Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания  духовно - нравственных качеств личности.

     В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника.

Одними из основных принципов дошкольного образования являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-   учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры -   краеведение.

Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

      С целью воспитания нравственно-патриотических чувств, начиная с младшего дошкольного возраста, в нашей группе ведется систематическая планомерная целенаправленная работа по краеведению.  

  В книжном уголке  выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).  

 Используются информационно-коммуникационные технологии:

презентации («Саратов – мой город», «Мой детский сад», «Их именами названы…», «Растения Саратовской области (Красная книга)»  и др.);

виртуальные экскурсии по городу Саратову и Саратовской области («Достопримечательности города Саратов», «Памятники и памятные места Саратовской области» и др.).  

    В старших и подготовительных группах важное место занимают виртуальные экскурсии в городские музеи, в ходе которых дети знакомятся с историей создания и развития предприятий города, с выпускаемой ими продукцией, узнают о лучших тружениках.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Парикмахерская», «Библиотека», «Больница», «Почта» и т. д.)

        Был разработан ряд дидактических игр по ознакомлению

-с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было» «Расскажи о своём городе», «Кому что нужно для работы»);

-со своей семьей («Мой дом — моя семья», «Профессии наших мам и пап», «Как мы помогаем дома маме», «Праздники в нашей семье»),

-природой Саратовской земли («Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу?» и др.).  

   В апреле  провела открытое  ООД «Славься город на Волге» (в честь 80-летия Саратовской области).  Дети подготовительной группы совершили экскурсию по городам  Саратовской области: Саратов, Энгельс , Аткарск, Балашов, Балаково и т.д.  Рассказали  о памятниках,  достопримечательностях и красивых природных уголках нашего края.

    Знакомство с родным краем и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

        Для решения задач формирования краеведческих представлений необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды.

 В группе создан  уголок краеведения,  в котором

-альбомы «Моя семья»,  «Старый город»;  с иллюстрациями народных танцев, народных костюмов местного населения, альбомы «Жилища и быт народов нашего края»;

-символика города Саратова, Саратовской области, России.

- книги «Наш Саратов»,  « По залам Радищевского музея»,  Н. Палькин «О, Волга»;

 - художественная литература: стихи об Саратове, произведения саратовских писателей и поэтов (Н. А. Кнушевицкая , Н. И. Леденцов, И. Г.Тобольский  и др.).

      Дидактические средства музейной педагогики занимают особое место в краеведческой работе. Они помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В детском саду создан музей «Русская изба», где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок.

  Эмоционально положительный настрой играет значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения.

  Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Традицией в детском саду стало чествование ветеранов Великой Отечественной Войны.

      Краеведческая викторина, народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха), тематическое развлечение («День города»,  «О хлебе») является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

    На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам  родители  вместе с нами делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.  

Наши родители участвуют в совместных выставках «Дары Осени», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки «Мастерская Дед Мороза», « Мамины руки не знают скуки досуги, в праздниках: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников Отечества

   В заключении, хочется сказать, что начинать работу по формированию основ личности и нравственно-патриотических качеств необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших детей: «Это потерянное поколение». Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.

     В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии...

Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"

31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...

"Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"

quot;Формирование первоночальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...