Доклад на тему: «Роль и влияние детского сада и семьи на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности».
материал
Доклад на тему: "Роль и влияние детского сада и семьи на фомирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_vliyanie_detskogo_sada_i_semi_na_formirovanie_i_razvitie_duhovno_-_kopiya.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Роль и влияние детского сада и семьи на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности».
«Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути». (Св. Паисий Святогорец)
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно- нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно- нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно – нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно – нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма..Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма, духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В духовно – нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье. Вся воспитательная работа строится на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Именно на положительных эпизодах и формируются понятия «что такое хорошо и что такое плохо».Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности ,и что в первую очередь родители главные в воспитание своих детей.
Сегодня уже нет такого человека, который бы усомнился в необходимости нравственного воспитания детей, формирования в детстве понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Известный советский педагог А,С. Макаренко писал:»Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми., перед страной.» Как же воспитать правильно? Как сделать так, чтобы ребенок понимал и осознавал необходимость
следования нравственным законам? Всегда стремился следовать доброму.
Ответ на этот вопрос дает протопресвитер А.А.Желобовский, который говорит о необходимости воспитания у детей с раннего возраста страха Божия : «это чувство, с первых лет жизни возбужденное, постоянно поддерживаемое и постепенно углубляемое, становится тем внутренним стражем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и беспечного дела»
Однако долгие годы гонений на Православную церковь привели к тому, что у современных людей, которые, в первую очередь в большинстве своем являются родителями и воспитателями подрастающего поколения, утрачен навык христианского воспитания. Многие сегодняшние родители с настороженностью относятся к преподаванию Закона Божиего или основ Православной веры в образовательных учреждениях, тк сами не имели такого воспитания, да и не знакомы с основами Православия.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации в обществе, на основе опыта проведения занятий в дошкольных учреждениях р.п.Мокроус наше дошкольное учреждение четвертый год реализует программу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Дорогою добра: первые шаги», составленную директором Воскресной учебно- воспитательной группы»Воскресение» прихода храма Святого Праведного Иоанна Кронштадского р.п.Мокроус Федоровского района Саратовской области Оксаной Михайловной Ткаченко.
Деятельность по реализации программы «Дорогою добра: первые шаги» была выстроена как
целенаправленный, систематический процесс воздействия на ребенка с целью приобщения
к нравственным и духовным ценностям Православия, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению их духовно-нравственного здоровья,
воспитания творчески развитой личности через активизациюигровой, исследовательско-познавательный
(интеллектуально-познавательный), коммуникативный, изобразительный, музыкальный,
двигательный виды деятельности, а также перцепции литературы и православных традиций.
Программа предусматривает деятельностный подход, основанный на принципе возрастных интересов детей, их духовно-нравственной направленности, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.
При реализации программы используются наглядный, словесный и практический методы.
В ходе проведения занятий используются отрывки из мультфильмов, музыкальных композиций, которые запускаются с помощью гиперссылок со слайдов презентаций, подготовленных к каждому занятию.
Рекомендованный график проведения занятий – вторая половина дня, свободное
от основных занятий время. 1 раз в месяц, 20-30 минут. Форма организации - групповая. Программа
реализуется в двух возрастных группах (средняя, старшая группы). Охват детского контингента
– 30 воспитанников.
Работа дала определённые результаты:
- дети стали более активные, любознательнее; используемые методы позволили обогатить словарный запас воспитанников. У детей появился интерес и уважение к истории своего народа; раскрылись творческие способности и художественный вкус;
- знают и умеют раскрывать смысл слов «хорошо», «плохо», «грех», «добродетель», «совесть», «правда», «ложь», «послушание», « непослушание», «жадность», « лень», «трудолюбие»;
- умеют отличать добро от зла, грех от добродетели; проведены праздники совместно с родителями : День отца, День матери, День семьи.
- Дети знают православные праздники: Рождество и Пасха.
- Праздник Пасха, проект «Народная культура и традиции»
- на основе изучения православных культурных традиций, формируется чувство любви к Родине. Проект «Защитники отечества»
- стараются рассуждать и выделять главную мысль пословиц и поговорок
учатся делать нравственный выбор Традиционные НОД , в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, шутки, поговорки и присказки.
Укрепились семейные связи через вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность.
Совместная работа с родителями : оформление стенда : «С чего начинается Родина», пошив костюмов для театральной деятельности .
Ежегодно принимают участие: Муниципальном конкурсе - фестиваль чтения произведений духовного содержания, посвященный Рождеству Христову «Вифлеемская звезда».
В Муниципальном конкурсе генеологических исследований «Моя родословная».
В шестых Межмуниципальных Александровских образовательных чтениях к 350 летию со дня рождения Петра 1».
Важным условием для решения задач по приобщению детей к русской народной культуре является взаимодействие МДОУ№3 с семьями воспитанников.
В инновационном режиме педагогами использовались нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей:
Выставки творческих работ родителей совместно с детьми
Творческие встречи родителей с детьми.
В течении года родители воспитанников были активными участниками творческих мероприятий, проводимых в МДОУ.
Можно сделать вывод:
Работа проделанная с детьми, способствовала развитию актерских умений, эстетического вкуса, художественных навыков,
у детей улучшилась мелкая и общая моторная сфера, развито творческое воображение, мышление, восприятие, обогатился и активизировался словарный запас,
социализация детей, т.к. в ходе занятий ребенок получает практические навыки жизни в коллективе, обществе, приучается сочетать свои интересы с интересами ребят,
участие родителей способствовало повышению их психолого - педагогической компетентности в вопросах приобщения детей к нравственным и духовным ценностям.
Мы взрослые должны помнить, что дети – это наше отражение, в первую очередь мы сами должны стать носителями духовно - нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
« Иди, мой друг , всегда иди дорогою добра …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
laquo;Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной кул...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...