Конспект непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия в Свято-Ильинский собор"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для усвоения знаний о культуре своего народа. Организуйте для детей экскурсию в собор, расскажите о его внутреннем устройстве, правилах поведения. Предлагаю совершить экскурсию вместе игрушкой - ангелом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание экскурсии
Сообщение темы и цели экскурсии.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы необычная встреча – мы пришли на экскурсию в Свято-Ильинский кафедральный собор.
Беседа о Богородице
Но прежде, чем начать экскурсию, я хочу вам открыть тайну. Когда я была маленькая, мне бабушка подарила (показывает статуэтку). Ребята, кто это?
Дети: Ангел, ангелочек.
Воспитатель: Я очень любила с ним играть, разговаривать, а моя бабушка рассказывала мне много интересных историй. Сегодня я вспомнила одно стихотворение, которое мне читала бабушка, и я вам его прочту.
Кто без тревог не прожил дня?
Кто с нетерпением ждет меня?
Кто все простит? Кто все поймет?
Если я сделаю наоборот?
Догадались, о ком это стихотворение?
Дети:О маме, мамочке.
Воспитатель: Для каждой мамы ее ребенок самый хороший, самый любимый. Если вдруг вам станет грустно, кто-то обидит мама всегда первая придет на помощь, приласкает, пожалеет. Каждый из нас любит свою маму, считает, что она лучшая. Ребята, а есть еще одна мама, которую знают все люди на свете. Скажите, пожалуйста, кто это?
Дети: Да, ребята – это Пресвятая Богородица.
Воспитатель: Это наша мама! И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью. Получается, что у нас две мамы; одна рядом, а другая – царица Небесная. Богородица оберегает нас, а ее икона исцеляет. Девочка … прочтет о Богородице стихотворение.
Чтение стихотворения
Ребенок: Над кроватью чуть в сторонке
Божьей Матери иконка.
Добрый свет ее лучится.
А если мама отлучится,
То ни страшно мне одной –
Богородица со мной.
Воспитатель:Богородица защищает всех от бед, простирая над миром свой омофор. У нее есть сын. Подскажите, как его зовут?
Дети:Иисус.
Беседа о Божием доме
Воспитатель: Верно. Сейчас мы с вами войдем в Божий дом – дом, который не похож на обычные дома. Чем отличается он от дома?
Дети: У храма вместо крыши – купол, венчает главу купола крест.
Воспитатель: Иногда у Божьего дома один купол, а иногда несколько. Сколько куполов у нашего собора?(Ответы детей). Дети, а зачем на куполе устанавливают крест? (Ответы детей).Кресты люди устанавливают на куполах, чтобы как бы соединить небо и землю, призывая мир к духовной высоте.
Чтение стихотворения
Ребенок: Этот дом – не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Входят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это – православный храм.
Воспитатель: Посмотрите,рядом с нашим собором – колокольня. Скажите, колокола одинаковые?(Ответы детей). Для чего служит колокольня?(Ответы детей). Над дверями собора висит икона Святого Илии – честь него назван наш собор. Она с радостью приглашает нас войти и посмотреть внутренне убранство собора. Как вы думаете, а что находится внутри собора? (Ответы детей).
Беседа о поведении в соборе
Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в соборе?(Ответы детей).Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.
Экскурсия
Воспитатель: Сейчас мы входим в собор, он разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. Входя в храм, христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Мы оказались в притворе, здесь расположены свечные и иконные лавочки.
Самая большая часть собора – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Немного постоим и послушаем тишину. На стенах висят иконы.Какие иконы вы видите? (Ответы детей). Перед ними горят лампадки и свечи. Люди молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
В центре собора на аналое полагается икона праздника или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол собора.
Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.
В иконостасе – три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата, через них имеют право проходить только священнослужители. Через северную и южную двери в алтарь входят помощники священнослужителя. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.
Самая главная часть храма Алтарь (отлатинского – «возвышенное место»). Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит.
Священники совершают Богослужения. Священник носит на груди крест. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние, что подчеркивает их особенное служение – службу Богу.
В соборе есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников, молятся о них.
Свечи – их ставят к иконам и просят у Бога и Святых помощи в добрых делах, здоровья для своих близких и всех людей, мира на земле. Если вы хотите, то можете вместе с мамами поставить свечи. Перед тем как покинуть собор прихожане вновь трижды крестятся и делают поклон. Прощаются. И мы с вами попрощаемся поклоном. Скажем друг другу и нашему ангелочку «до свидания».
Подведение итогов
Воспитатель:Дети, вам понравилось в соборе?(Ответы детей). Что новоговы сегодня узнали? (Ответы детей). Вам хотелось бы еще прийти в собор? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...