Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе "То берёзка, то рябинка".
методическая разработка (младшая группа)
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_to_beryozka_to_ryabinka.pptx | 245.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Вид проекта: Долгосрочный. Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. 2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада. 6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. 7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта: - дети - педагоги - заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе - музыкальный руководитель - инструктор по физической культуре - родители воспитанников. Ресурсное обеспечение проекта : 1. Уголок в группе. 2. Методический инструментарий.
1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей . 2. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека. 3. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение). 4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). 5. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. 6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Ожидаемые результаты :
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». СЕНТЯБРЬ Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде. 2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе. 3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства, сопутствующими различными этикетными выражениями и знаками. 1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим блокам. 2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись». 3. Беседа «Винтики, конфеточки - мальчики и девочки». 4. Игры: «Кто умеет улыбаться», «Кто позвал?», «Говорящая ладошка», «Испеки пирог», «Найди свою пару». 5. Аппликация «Весёлые портреты». 6. Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой». 1. Анкета «Что в имени твоём». 2. Консультация «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать?». 3. Родительское собрание на тему «Посеять в детских душах доброту». 1. Обзор периодических изданий. 2. Составление проекта «То берёзка, то рябинка ». 3. Составление перспективного плана на учебный год.
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». октябрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Познакомить детей с устройством простейшего плана участка детского сада. 2. Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду. 3. Познакомить детей с трудом работников прачечной. 4. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание облегчить их труд. 1. Совместная деятельность «Мы - группа». 2. Создание символа группы. 3. Слушание песни В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает». 4. Рисование «Мой любимый детский сад». 5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 6. Оформление альбома «Мой любимый детский сад». 7. Целевое посещение прачечной детского сада. 1. Составить план-схему пути от своего дома в детский сад. 2. Консультация «Чем занять ребенка на прогулке?». 3. Тематический вечер «Дети - наша радость». 1. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2002. 2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006. 3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Мой любимый детский сад».
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». ноябрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. 2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры. 3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким. 4. Познакомить детей с трудом строителей. Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. 1. Совместная деятельность «Дом, в котором я живу». 2. Рисование «Моя комната». 3. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебная палочка», «Грязи нет! И пыли - нет!». 4. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин . 5. Рассматривание иллюстраций с изображением людей строительных профессий. 6. сюжетно-ролевая игра «Строители». 1. Фотовыставка «Тепло родного дома». 2. Прогулка с ребёнком по своей улице с целью внимательного рассмотрения зданий. 3. Консультация «Будем вежливы…». 1. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988. 2. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук . – М., 2004.
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». декабрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье. 2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи. 3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека. 4. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших. 1. Занятие «Состав семьи - семь я». 2. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима. 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 4. Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным». 5. Аппликация «Моя семья». 6. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы). 7. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику. 1. Предложить рассказать детям об истории своего рода, нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи. 2. Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья». 3. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». 4. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома». 1. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995. 2. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001. 3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Состав семьи – семь я!».
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». январь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них. 2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта. 3. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей. 4. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм. 1. Совместная деятельность «Собака в жизни человека - верный друг». 2. Чтение стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» Людвиг Ежи Керн. 3. Беседа «Ссоры и споры». 4. Этюд «Котята» С.Маршак. 5. Дидактические игры «Чёрное - белое», «По кругу». 6. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». 1. Помощь в оформлении фотовыставки «Мой четвероногий друг». 2. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми». 1. Виноградова Н.Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. 2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Консультация для педагогов «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании».
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». февраль Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества. 2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину. 1. Беседа «Папин праздник». 2. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества». 3. Изготовление подарков для пап и дедушек. 4.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены», репродукции В.М. Васнецова «Богатыри». 5. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!». 6. Аппликация с рисованием «Папин праздник». 1. Конкурс «Парад военной техники на Красной площади». 2. Фотогазета «Мой супер – папа». 3. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов. 1. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003. 2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М., 2003.
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». март Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. 2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу. 3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека. 1. Совместная деятельность «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!». 2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". 3. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки». 4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу». 5. Рисование портрета «Моя мама». 6. Утренник для мам и бабушек. 7. Разучивание стихотворений. 8. Изготовление подарков для мам, бабушек. 1. Вечер семейного общения «Посиделки». 2. Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка». 3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка». 1. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 12. 2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». апрель Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому. 2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. 3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека. 1. Музыкально – спортивный праздник совместно с родителями «Проводы Зимы». 2. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). 3. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья». 4. Игра «Я умею делать сам». 5. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. 6. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью». 1. Консультация «Как правильно общаться с детьми». 2.Час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай». 3. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники». 1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг ., Ц. Г. Л., 2004. 2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М.: Линка-Пресс , 2003.
Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». май Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. 2. Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям. 3. Определение уровня знаний детей. 1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). 2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. 3. Слушание и пение фронтовых песен. 4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». 5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры. 1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). 2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. 3. Слушание и пение фронтовых песен. 4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». 5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры. 1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М.: Линка-Пресс , 2003. 2. «Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников» / сост.: О. Л. Князева. – М.: «Мозаика - Синтез», 2003. 3. Творческий отчёт. 4. Определение перспектив работы на следующий учебный год.
Литература: 1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг ., Ц. Г. Л., 2004. 2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001. 4. Калинина Р. Р. « Психолого – педагогическая диагностика в детском саду». – С. П. б.: Речь, 2003. 5. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006. 6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988. 8. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003. 9. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995. 10. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук . – М., 2004. 11. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. Т. Ц. Сфера, 2003. 12. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., 2002. 13. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 14.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб ., 2002. 14. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1997. 15. «Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников» / сост.: О. Л. Князева. – М.: «Мозаика - Синтез», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.
Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).
Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрешка — символ земли русской»
Информация о происхождении русской деревянной куклы - игрушки....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.
Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"
Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...
Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе "Мое Коротчаево"
Актуальность и новизна «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь...