Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрешка — символ земли русской»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Информация о происхождении русской деревянной куклы - игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matreshka.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрешка — символ земли русской»
Программные задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Формировать умения различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.
Развивающие:
Подвести к пониманию того, что матрешка является символом России.
Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
Развивать творческие способности и фантазию детей, их самостоятельность в выборе узора для наряда матрешки.
Развивать чувство цвета и ритма при составлении узора из нескольких элементов
Воспитательные:
Содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус
Воспитывать детей на народных традициях.
Ход:
В группе весит шарик, к которому привязана открытка. Воспитатель обращает на это внимание детей.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый шарик. Как он здесь очутился? На конце веревочки прикреплена открытка. Ребята, может это для нас послание? Посмотрим.
Берет открытку и читает:
«Дорогие ребята, помогите собрать матрешек-сестричек, разобранных на половинки. Домовенок Кузя сегодня расшалился, поиграл, все раскидал и был таков. Когда Вы их соберете, они покажут Вам дорогу ко мне. Ваша Матрешка».
Проводится игра «Собери матрешку».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне кажется, самая большая матрешка что-то хочет сказать, послушаю ее (воспитатель подносит матрешку поближе к уху, как будто слушает).
Ребята, матрешка сказала, что нам нужно сказать волшебные слова:
«Раз, два, три, четыре –
Глазками моргнули,
Губки растянули.
Бровки вверх подняли,
Пальчиком на нос нажали: «Пип».
И тихонечко сказали:
«Мы идем к матрешке в гости».
Матрёшка: Здравствуйте, ребята! Спасибо Вам за помощь. Рада видеть всех вас у себя в гостях. Вы знаете кто я?
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Мы, дорогая Матрешка, не только узнали тебя, ребята и загадки о тебе знаем.
Матрёшка: Я люблю загадки.
1. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (матрешка) .
2. Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
3. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
4. Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
5. Открой - увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять. найденыш.
6. Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
7. Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Матрёшка: Ай да молодцы! Отдохните да послушайте немного об истории создания матрешки русской
Первая матрешка в России появилась очень давно, более 100 лет назад.
Однажды привезли из далекой страны Японии небольшую деревянную игрушку лысого старика мудреца Фукурума. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Мастера переодели эту игрушку в русский сарафан с передничком, передником в старину называли фартук, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые голубые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Я из Сергиева Посада,
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник с узором, а в руках держит узелок
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель: У матрешки из Полхово-Майдана голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. У нее нет таких конкретных деталей, как руки. Платок на матрешке ярко-красный. На голове, по центру платка, трилистник, а прямо из-под платка кольцами кудри. Самое яркое пятно – ее фартук. Расцвел на нем чудо букет. На зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды.
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых,
В подарок принесла.
Воспитатель: Семеновскую матрешку расписывают иначе. Её можно узнать по большому яркому букету цветов, который состоит из алых роз, маков, ягод и листьев, и занимает почти весь фартук. Используются сочетания малинового, лимонного, фиолетового, зеленого цветов. У нее разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.
Воспитатель: Ребята, матрешку полюбили все, от мала до велика. Полюбили нашу матрешку и в дальних землях, за границей. Кто к нам в Россию в гости приезжает, обязательно покупает русский сувенир – матрешку. А для нас матрешка с давних пор является символом земли русской.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало,
Символом России стала.
Недаром, официальным сувениром Олимпийских игр в Сочи 2014 года стала матрешка.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре!
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку!
Влево - вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Матрёшка: Ребята, снова нужна ваша помощь, домовенок Кузя нашалил у меня и в мастерской, мою помощницу, матрешку Дуняшу, спрятал за платками.
Воспитатель: Сейчас я ее освобожу.
Матрёшка: Ой, что это? На переднике Дуняши нет ни одного цветочка! Посмотрите, какая она грустная!
Воспитатель: Не волнуйтесь. Ребята, что нужно сделать, чтобы Дуняша стала веселой? (ответы детей) Правильно, украсить передничек цветами. Поможем ей? Проходите в художественную мастерскую и приступайте к работе.
(На подносах лежат заготовки различных цветов, листочков)
Коллективная аппликация «Украсим одежду цветами»
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Матрешка: Ай да мастера, ай да молодцы! Дуняша еще нарядней стала, веселее! Спасибо вам, ребятушки.
Матрешка: Спасибо, ребятки, порадовали вы меня своим умением и весельем. Есть у меня для вас гостинец, расписные пряники, которыми славилась Россия-матушка во все времена. Угощайтесь!
Воспитатель: Спасибо, Матрешка, за радушный прием, за подарки. Пора нам возвращаться. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...
Берёза - символ земли русской
Береза-символ земли русской...
Конспект занятия «Матрешка – символ Земли Русской»
laquo;Матрешка – символ Земли Русской»Цель: Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой» и приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России.Образовательн...
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»
Заочная экскурсия в «музей живописи»с использованием интерактивного оборудованияв старшей группе...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Защитники земли русской»
Занятие для детей средней группы поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского на...
Папка - передвижка "Берёза - символ Земли русской"
Папка - передвижка...
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской череззнакомство с былинной живописью известны художников.Задачи...