Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrab.po_nravst.-patr.vospit.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА № 106»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
Музыкальный руководитель:
Пышкина Ж.В.
г.Луганск
2017
Методическая разработка
по нравственно- патриотическому воспитанию
дошкольников в условиях ДОУ
Актуальность. Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Обращение к культурно-историческому прошлому своего края – важный момент в воспитании подрастающего поколения Луганщины. Учитывая актуальность Республиканской программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы, утвержденной Советом Министров ЛНР от 04.10. 2016 года №532, тема любви к родному городу с его историческим прошлым, традициями имеет уникальное развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку
Изменения в социально-экономических и политических сферах общества, произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного воспитания. Нарушилась преемственность поколений и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыки, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего поколения, воспитание любви к традициям и культуре своего края.
Цели: воспитывать у детей нравственные качества: доброту, справедивость, верность, дружбу; формировать чувство патриотизма, любовь и гордость к родному краю, его защитникам; расширять и укреплять знания детей о родном городе, его выдающихся людях, героях Луганщины в процессе музыкально-художественной деятельности.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Заложить интерес к народной календарно-обрядовой культуре своего края через музыкальную деятельность.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей Республики, формирование нравственных ценностей.
- Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей
- Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Формы работы с детьми:
-Непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры нравственно- патриотического содержания.
-Проведение праздников.
-Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
-Экскурсии, целевые прогулки по городу.
-Фольклорные мероприятия.
-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
-Постановка музыкальных сказок нравственно- патриотического содержания.
-Творческие вечера.
В данной разработке прослеживается несколько направлений работы:
1. Образовательное (НОД, беседы, устные поручения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные ,
прогулки, экскурсии и походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии,
концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (изготовление подарков к праздникам
продуктивная деятельность).
Основное внимание уделяется работе с семьей. Родители — активные участники праздников и развлечений: участвуют в сценках, играх, импровизированных оркестрах. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях очень важное средство воспитания нравственно-патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на нравственно- патриотические темы;
-консультации для родителей;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
-анкетирование и тестирование родителей;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-
передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
-участие родителей в подготовке праздников.
Предполагаемый результат :
-Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, добрые отношения со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
-Потребность и готовность проявлять сострадание оказывать помощь ближнему.
-Субъективное психо- эмоциональное благополучие.
-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
-Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
-Деятельное отношение к труду.
-Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Сентябрь-октябрь «Природа и музыка»
Цель: накопление детьми слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» различных эпох и народов в процессе сопоставления музыкальных образов с образами действительности.
Месяц | Тема | Задачи | |
сентябрь | «Осенние мотивы» | -формировать представления об изобразительных возможностях музыки; -воспитывать любовь к природе. | |
октябрь | «Наши любимцы» | -углублять представления детей об изобразительных возможностях; -формировать чувство сопереживания | |
Ноябрь-декабрь «Русская музыка и музыка других народов» Цель: формирование познавательных интересов в процессе музыкально-художественной деятельности. | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
ноябрь | «Сказка в музыке» | -знакомить с характерными особен-ностями музыки разных эпох и стилей; -дать детям понятие о том, что музыка разных времён и народов выражает чувства, настроения, переживания человека | |
декабрь | «Музыкальные инструменты и игрушки» | -знакомить детей с основными группами музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров; -закреплять знания о выразительных возможностях музыкальных инструментов | |
Январь-февраль «Воспитываем патриотов» Цель: расширение представления детей об эмоционально-образном содержании музыки во взаимосвязи с чувствами, настроениями, явлениями реальной жизни. | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
январь | «Зима и Рождество» | -развивать умение чувствовать характер музыки; -знакомить с народными традициями, с праздником Рождества | |
февраль | «Будущие защитники» | -на музыкальных примерах формировать представления о героическом прошлом родного города, края, о её защитниках; -продолжать знакомить детей с русскими народными традициями | |
Март-апрель «Моя семья» Цель: развитие эмоционально-оценочного отношения к нравственно-эстетическому содержанию музыкальных произведений. | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
март | «Музыкальные портреты» | -дифференцировать характер различных музыкальных произведений; -вызывать положительные эмоции к окружающим детям и взрослым | |
апрель | «Весна - красна» | -продолжать знакомить детей с выразительными возможностями симфонических и народных инструментов; -совершенствовать восприятие детей в различении тембровых возможностей музыкального звучания | |
Май «Как рождается музыка, и какой она бывает» Цель: поддерживание интереса к музыке; развитие музыкально-эстетических потребностей, признание ценностей музыки, представления о красоте. | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
май | «Жанровое многообразие музыки» | -развивать умение различать произведения разных жанров и подбирать созвучные им музыкальные инструменты; -осваивать этнические нормы на основе фольклорных традиций, образов, праздников | |
«До свидания, детский сад» | -ориентировать детей на ценности музыкальной культуры; -обогащать детский музыкально-сенсорный опыт |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУССКОГО
ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА НА 2017/18 УЧ.ГОД
Месяц | Фольклорный репертуар | |||
Сентябрь |
| |||
Октябрь |
| |||
Ноябрь |
| |||
Декабрь |
| |||
вво | ||||
Январь |
| |||
Февраль |
| |||
Март | 1.Разучивание весенних песен, закличек, веснянок 2. Развлечение «Сорок сороков» (ко Дню перелёта птиц 22 марта) 3. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» 4. Игры «Скворушки», «Жаворонок», «Матушка-весна» и др. | |||
Апрель | 1. Разучивание песен о писанках 2. Инсценировка сказки « Писанка для Алёнки » 3. Игры « Вербочка », «Земля-вода-небо», пасхальные игры «Катание яиц» и др. | |||
Май | 1. Развлечение «В гостях у Солнышка» 2. Игры «Гори, солнце, ярче-ярче», «»Солнышко» и др. | |||
В течении года | Дидактические фольклорные пособия: 1. «Что за песенка слышна, к какому празднику она?» 2. «Песня, потешка, загадка. О ком же она, угадай-ка?» 3. «Фольклорные песни-игры»
|
ПЛАН-ГРАФИК ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
месяц | дата | праздник | что проводится в ДОУ | участники | открыто камерно | ответ-ственный | кто помогает | |
сентябрь | 01.09 | День знаний «Садик в гости пригла-шает» | развлечение | все возраст-ные группы | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели | |
14.09 | «Мой любимый город» | темати-ческое развлече-ние | старшая, подгото-вительная группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели | ||
октябрь | 01.10 | Между-народ-ный день музыки | развлечение - дискотека | все возраст-ные группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели | |
25.10 | праздник осени «Осен- няя яр-марка» | развлечение | все возраст-ные группы | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели, логопед, дефекто-логи | ||
ноябрь | 01.11 | куколь-ный спек-такль «Прик-лючения в осеннем лесу» | развлечение | все возраст-ные группы | камерно | воспита-тели | муз.руко-водитель | |
23.11 | «Пусть мир украсит доброта» | темати-ческий проект | средняя, старшая, подгото-вительнаягруппы | открыто | муз.руко-водитель | воспи-татели, логопед, дефекто-логи | ||
декабрь | 01.12 | Сказка «Снегу-рочка» (прослу-шивание) | темати-ческое развлечение | все возраст-ные группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели | |
26.12-28.12 | «Зимняя сказка» | Новогод-ние утренники | по возраст-ным группам | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели, логопед, дефекто-логи | ||
январь | 12.01 | «Коляда в детском саду» | фольклор-ное развлечение | старшая, подгото-вительная группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели | |
25.01 | Куколь-ный спек-такль «Морозко» | развлечение | все возраст-ные группы | камерно | воспита-тели | муз.руко-водитель | ||
февраль | 12.02 | Масленица | фольклор-ный праздник | все возраст-ные группы | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели | |
22.02 | День защитникаОтечества | темати-ческое развлечение | старшая, подгото-вительная группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели | ||
март | 06.03 07.03 | Концерт «Весен-ний подарок» | празд-ничные представле-ния к 8Марта | по возраст-ным группам | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели, логопед, дефекто-логи | |
22.03 | «Сорок сороков» | темати-ческое развлечение ко Дню прилёта птиц | все возраст-ные группы | камерно | муз.руко-водитель | воспи-татели, логопед | ||
апрель апрель | 02.04 | Куколь-ный спек-такль «Ванюша и Андрюша» | развлечение ко Дню смеха | все возраст-ные группы | камерно | воспи-татели | муз.руко-водитель | |
10.04 | «Писан-ка для Алёнки» (инсцени-ровка сказки) | темати-ческое развлечение | старшая, подгото-вительная группы | камерно | воспи-татели | муз.руко-водитель | ||
май | 08.05 | День Победы | концерт | средняя, старшая, подгото-вительная группы | открыто | муз.руко-водитель | воспи-татели, логопед | |
17.05 | «В гостях у Солнышка» | развлечение | младшие группы | камерно | муз.руко-водитель | воспита-тели младших групп | ||
24.05 | «До свиданьядетский сад» | выпускной бал | подгото-вительная группа | открыто | муз.руко-водитель | воспита-тели, логопед, дефекто-логи |
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ТЕМА: «Нравственно-патриотическое воспитание детей
средствами музыки»
Месяц | Методическая работа и | Работа с родителями | ||
взаимодействие с педагогами | ||||
Сентябрь | 1. Познакомить с задачами музыкального воспитания на2017/18 уч.год согласно программным требованиям по каждой возрастной группе | 1.Посещение родительских собраний | ||
2. Познакомить с планом работы музыкального руководителя на 2017/18 уч.год по данной теме | 2. Беседа с родителями «Внешний вид детей на музыкальных занятиях и хореографии» | |||
Октябрь | 1. Провести диагностическое обследование детей и ознакомить воспитателей с результатами обследования | 1. Анкетирование родителей | ||
2. Индивидуальные консультации по подготовке к осенней ярмарке | 2. Привлечение родителей к участию в осенней ярмарке | |||
3. Музыкально-литературная гостиная «Семейный альбом» | ||||
Ноябрь | 1. Беседа «Музыка как средство развития творческой индивидуальности» | 1. Предоставить памятку «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию» | ||
2.Работа над проектом «Пусть мир украсит доброта» (организационные моменты) | 2. Привлечение родителей к изготовлению праздничных атрибутов | |||
Декабрь | 1. Доклад «Роль музыки в патриотическом воспитании детей» | 1. Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов | ||
2. Репетиции с воспитателями к новогодним праздникам | 2. Участие родителей в новогодних представлениях | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.
Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).
Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрешка — символ земли русской»
Информация о происхождении русской деревянной куклы - игрушки....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.
Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....
Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольника
Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность....
Методическая разработка по нравственно- патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенн...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Методическая разработка "Нравствено-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занатиях"...