Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка по теме

Пышкина Жанна Витальевна

Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab.po_nravst.-patr.vospit.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА № 106»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

                                                       Музыкальный руководитель:

                               Пышкина Ж.В.

г.Луганск

2017

Методическая разработка

по нравственно- патриотическому  воспитанию

дошкольников  в условиях ДОУ

          Актуальность. Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

          Обращение  к культурно-историческому прошлому своего края – важный момент  в воспитании подрастающего поколения Луганщины. Учитывая актуальность Республиканской программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на     2016-2020 годы, утвержденной Советом Министров ЛНР от  04.10. 2016 года №532, тема любви к родному  городу с  его историческим прошлым, традициями имеет уникальное развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку

          Изменения в социально-экономических и политических сферах общества, произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного воспитания. Нарушилась преемственность поколений и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

          Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыки, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего поколения, воспитание любви к традициям и культуре своего края.

           

          Цели: воспитывать у детей нравственные качества: доброту, справедивость, верность, дружбу; формировать чувство патриотизма, любовь и гордость к родному краю, его защитникам; расширять и укреплять знания детей о родном городе, его выдающихся людях, героях Луганщины в процессе музыкально-художественной деятельности.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
  3. Заложить интерес к народной календарно-обрядовой культуре своего края через музыкальную деятельность.
  4. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей Республики, формирование нравственных ценностей.
  5. Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей
  6. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

         

Формы работы с детьми:

-Непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры нравственно- патриотического содержания.

-Проведение праздников.

-Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и  технических средств обучения.

-Экскурсии, целевые прогулки по городу.

-Фольклорные мероприятия.

-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

-Постановка музыкальных сказок  нравственно- патриотического содержания.

-Творческие вечера.  

          В данной разработке прослеживается несколько направлений работы: 

 1. Образовательное (НОД, беседы, устные поручения).

 2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные ,

        прогулки, экскурсии и походы).  

 3.  Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии,

         концерты, просмотр диафильмов).

 4. Нравственно-трудовое (изготовление подарков к праздникам

        продуктивная деятельность).

 

          Основное внимание  уделяется работе с семьей. Родители — активные участники праздников и развлечений: участвуют в сценках, играх, импровизированных оркестрах. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях очень важное средство воспитания нравственно-патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.

Формы работы с родителями:

-родительские собрания на нравственно- патриотические темы;

-консультации для родителей;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

-анкетирование и тестирование родителей;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-

 передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-участие родителей в подготовке праздников.

         

Предполагаемый результат :

-Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, добрые отношения со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

-Потребность и готовность проявлять сострадание  оказывать помощь ближнему.

-Субъективное психо- эмоциональное благополучие.  

-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

-Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

-Деятельное отношение к труду.

-Ответственность за свои дела и поступки.

           Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

      ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ     ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

                         Сентябрь-октябрь  «Природа и музыка»

Цель: накопление детьми слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» различных эпох и народов в процессе сопоставления музыкальных образов с образами действительности.

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

«Осенние мотивы»

-формировать представления об изобразительных возможностях музыки;                                                     -воспитывать любовь к природе.

октябрь

«Наши любимцы»

-углублять представления детей об изобразительных возможностях;                   -формировать чувство сопереживания

                   

               Ноябрь-декабрь  «Русская музыка и музыка других народов»   

Цель: формирование познавательных интересов в процессе музыкально-художественной деятельности.

Месяц

Тема

Задачи

ноябрь

«Сказка в музыке»

-знакомить с характерными особен-ностями музыки разных эпох и стилей;                                                      -дать детям понятие о том, что музыка разных времён и народов выражает чувства, настроения, переживания человека

декабрь

«Музыкальные инструменты и игрушки»

-знакомить детей с основными группами музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров;                                                 -закреплять знания о выразительных возможностях музыкальных инструментов

               Январь-февраль  «Воспитываем патриотов»

Цель: расширение представления детей об эмоционально-образном содержании музыки во взаимосвязи с чувствами, настроениями, явлениями реальной жизни.

Месяц

Тема

Задачи

январь

«Зима и Рождество»

-развивать умение чувствовать характер музыки;                                                             -знакомить с народными традициями, с праздником Рождества

февраль

«Будущие защитники»

-на музыкальных примерах формировать представления о героическом прошлом родного города, края, о её защитниках;                              -продолжать знакомить детей с русскими  народными традициями

                                    Март-апрель  «Моя семья»

Цель: развитие эмоционально-оценочного отношения к нравственно-эстетическому содержанию музыкальных произведений.

Месяц

Тема

Задачи

март

«Музыкальные портреты»

-дифференцировать характер различных музыкальных произведений;                                          -вызывать положительные эмоции к окружающим детям и взрослым

апрель

«Весна - красна»

-продолжать знакомить детей с выразительными возможностями симфонических и народных инструментов;                                           -совершенствовать восприятие детей в различении тембровых возможностей музыкального звучания

                  Май  «Как рождается музыка, и какой она бывает»

Цель: поддерживание интереса к музыке; развитие музыкально-эстетических потребностей, признание ценностей музыки, представления о красоте.

Месяц

Тема

Задачи

май

«Жанровое многообразие музыки»

-развивать умение различать произведения разных жанров и подбирать созвучные им музыкальные инструменты;                                            -осваивать этнические нормы на основе фольклорных традиций, образов, праздников

«До свидания, детский сад»

-ориентировать детей на ценности музыкальной культуры;                          -обогащать детский музыкально-сенсорный опыт

               

               ПЛАН РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУССКОГО

                ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА НА 2017/18 УЧ.ГОД

Месяц

                     Фольклорный репертуар

  Сентябрь

  1. Подбор фольклорного материала(ноты, аудиотека)
  2. Подбор игрушек для кукольных и настольных театров
  3. Игры «У медведя во бору», «Ровным кругом», «Теремок» и др.

    Октябрь

  1. Пение песен об осени( согласно репертуара возрастных групп)
  2. Пение попевок «Дождик, дождик, пуще», «Ой, грибок» и др.
  3. Игры «Дударь», «Накорми коровку», «Жили у бабуси»(инсценировка песни)
  4. Осенняя ярмарка

    Ноябрь

  1. Подбор колыбельных песен
  2. Игра-занятие «Колыбельная»
  3. Игры «Спи, зайчонок », «Баю-бай» и др.

  Декабрь

  1. Разучивание песен о зиме( согласно репертуара возрастных   групп),колядок(ст., подг. группы )
  2. Слушание народных песен - потешек «Как на тоненький ледок»,«Снег-снежок» и др.
  3. Слушание русской народной сказки «Снегурочка»( музыка Н.А. Римского-Корсакова)
  4. Игры «Метелица», «Снежный ком», «Игра в снежки» и др.

вво

      Январь

  1. Развлечение «Коляда в детском саду»
  2. Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Морозко»
  3. Игры «Ох и козочка-коза», «Снежная баба» и др.

     Февраль

  1. Праздник «Масленица»
  2. «Фольк - мьюзик»(экспромт-концерт с использованием нетрадиционных фольклорных инструментов шумелок,  трещёток, свистулек)
  3. Игры «Горелки», «Карусели», «Весёлые музыканты» и др.

      Март

1.Разучивание весенних песен, закличек, веснянок

2. Развлечение «Сорок сороков» (ко Дню перелёта птиц 22 марта)

3. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»

4. Игры «Скворушки», «Жаворонок», «Матушка-весна» и др.

    Апрель

1. Разучивание песен о писанках

2. Инсценировка сказки « Писанка для Алёнки »

3. Игры « Вербочка », «Земля-вода-небо», пасхальные игры

 «Катание яиц» и др.

      Май

1. Развлечение «В гостях у Солнышка»

2. Игры «Гори, солнце, ярче-ярче», «»Солнышко» и др.

В течении года

       Дидактические фольклорные пособия:

1. «Что за песенка слышна, к какому празднику она?»

   2. «Песня, потешка, загадка. О ком же она, угадай-ка?»

   3. «Фольклорные песни-игры»

   

       

         

         ПЛАН-ГРАФИК ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

                              НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

месяц

дата

праздник

что проводится в ДОУ

участники

открыто

камерно

ответ-ственный

кто помогает

        сентябрь

01.09

День знаний «Садик в гости пригла-шает»

развлечение

все возраст-ные группы

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели

14.09

«Мой любимый город»

темати-ческое развлече-ние

старшая, подгото-вительная группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели

                 октябрь

01.10

Между-народ-ный день музыки

развлечение

-

дискотека

все возраст-ные группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели

25.10

праздник осени «Осен-   няя яр-марка»

развлечение

все возраст-ные группы

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели, логопед, дефекто-логи

      ноябрь          

01.11

куколь-ный спек-такль  «Прик-лючения в осеннем лесу»

развлечение

все возраст-ные группы

камерно

воспита-тели

муз.руко-водитель

23.11

«Пусть мир украсит доброта»

темати-ческий проект

средняя, старшая, подгото-вительнаягруппы

открыто

муз.руко-водитель

воспи-татели, логопед, дефекто-логи

                  декабрь

01.12

Сказка «Снегу-рочка» (прослу-шивание)

темати-ческое развлечение

все возраст-ные группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели

26.12-28.12

«Зимняя сказка»

Новогод-ние утренники

по возраст-ным группам

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели, логопед, дефекто-логи

                    январь

12.01

«Коляда в детском саду»

фольклор-ное развлечение

старшая, подгото-вительная группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели

25.01

Куколь-ный спек-такль «Морозко»

развлечение

все возраст-ные группы

камерно

воспита-тели

муз.руко-водитель

              февраль

12.02

Масленица

фольклор-ный праздник

все возраст-ные группы

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели

22.02

День защитникаОтечества

темати-ческое развлечение

старшая, подгото-вительная группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели

                    март

06.03 07.03

Концерт «Весен-ний подарок»

празд-ничные представле-ния к 8Марта

по возраст-ным группам

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели, логопед, дефекто-логи

22.03

«Сорок сороков»

темати-ческое развлечение ко Дню прилёта птиц

все возраст-ные группы

камерно

муз.руко-водитель

воспи-татели, логопед

                   апрель      

                  апрель

02.04

Куколь-ный спек-такль  «Ванюша и

Андрюша»

развлечение ко Дню смеха

все возраст-ные группы

камерно

воспи-татели

муз.руко-водитель

10.04

«Писан-ка для Алёнки»

(инсцени-ровка сказки)

темати-ческое развлечение

старшая, подгото-вительная группы

камерно

воспи-татели

муз.руко-водитель

                         май

08.05

День Победы

концерт

средняя, старшая, подгото-вительная группы

открыто

муз.руко-водитель

воспи-татели, логопед

17.05

«В гостях у Солнышка»

развлечение

младшие группы

камерно

муз.руко-водитель

воспита-тели младших групп

24.05

«До свиданьядетский сад»

выпускной бал

подгото-вительная группа

открыто

муз.руко-водитель

воспита-тели, логопед, дефекто-логи

     

         ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

      И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ

                                       ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

       ТЕМА: «Нравственно-патриотическое воспитание детей

                                          средствами музыки»

     Месяц

Методическая работа и

Работа с родителями

взаимодействие с педагогами

 Сентябрь

 1. Познакомить с задачами музыкального воспитания на2017/18 уч.год согласно программным требованиям по каждой возрастной группе

 1.Посещение родительских собраний

2. Познакомить с планом работы        музыкального руководителя на 2017/18 уч.год по данной теме

 2. Беседа с родителями «Внешний вид   детей на музыкальных занятиях и хореографии»

  Октябрь

 1. Провести диагностическое обследование детей  и ознакомить воспитателей с результатами обследования                                                

1. Анкетирование родителей

 2. Индивидуальные консультации по подготовке к осенней ярмарке

 2. Привлечение родителей к участию в осенней ярмарке

  3. Музыкально-литературная гостиная «Семейный альбом»

    Ноябрь

1. Беседа «Музыка как средство развития творческой индивидуальности»

 1. Предоставить  памятку «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию»

2.Работа над проектом «Пусть мир украсит доброта» (организационные моменты)

 2. Привлечение родителей к изготовлению праздничных атрибутов

  Декабрь

1. Доклад «Роль музыки в патриотическом воспитании детей»

 1. Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов

2. Репетиции с воспитателями к новогодним праздникам

 2. Участие родителей в новогодних представлениях


   Январь

 1. Индивидуальные консультации с воспитателями по подготовке развлечения «Коляда в детском саду»

 1. Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки»

2. Работа над кукольным спектаклем «Морозко»

 2. Творческий конкурс «Музыка зимы»(иллюстрационные работы родителей и их детей к известным новогодним песням)

  Февраль

1. Консультация «Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей»

 1. Привлечение родителей к участию в праздниках: «День защитника Отечества», «Масленица»

 2. Музыкально-литературная гостиная «Свой край в войну мы отстояли, и в наше время не предали»(ко Дню освобождения Луганска от немецко-фашистких войск)

 2. Конкурс «Фольк-мьюзик» (изготовление нетрадиционных фольклорных инструментов: шумелки, трещётки, свистульки и др.)

    Март

  1. Разучивание фольклорно-музыкального материала(песни, заклички) к развлечению «Сорок сороков»(праздник прилёта птиц)

 1. Участие родителей в концертной программе «Весенний подарок»

 2. Подготовка к празднику «Весенний подарок» и развлечению «Сорок сороков» (организационные моменты)

  2. Предоставить родителям список музыкальных произведений для домашнего прослушивания по теме «Наши пернатые друзья»

   Апрель

1. Познакомить с результатами диагностического обследования детей

 1. Брейн-ринг «Звуки природы» (совместное мероприятие для родителей с детьми)

2. Индивидуальные консультации по подготовке к выпускному празднику

 2. Посещение родительских собраний (результаты работы за год)

    Май

  1. Подготовка к празднику «Этот великий День Победы»

  1. Беседа с родителями детей подготовительной группы на тему поступления в музыкальную школу

  2. Подведение итогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей

  2. Участие родителей в подготовке выпускного праздника

Ежемесячно

 1. Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.                                      

 2. Проводить консультации по содержанию и проведению музыкальных занятий, организовать совместную деятельность ребенка и взрослого.

Организовать фото- и видеосъемки для оформления фоторепортажей, стенгазет, альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.

Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).

Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.

Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольника

Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность....

Методическая разработка по нравственно- патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенн...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методическая разработка "Нравствено-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занатиях"...