конспект НОД по теме «Природный мир Хабаровского края. Животные».
план-конспект занятия (средняя группа)

Зайцева Евгения Александровна

формирование  представлений о природе  Хабаровского края; расширение знаний  детей о животных Хабаровского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_hk.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по теме: «Природный  мир Хабаровского края. Животные». 

Средняя группа  (4-5 лет)

Цели: формирование  представлений о природе  Хабаровского края; расширение знаний  детей о животных Хабаровского края.

Задачи: 

  1. дать сведения о красоте и уникальности  Хабаровского края;
  2. расширять представления детей о богатом и разнообразном животном мире родного края;  
  3. развивать внимательность, сообразительность, наблюдательность, находя сходства и отличия;
  4.  воспитывать любовь и гордость за свой край;  
  5. поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к живой природе.
  6. Предложить найти новую информацию о животных тёплых стран в совместной со взрослыми деятельности.

Материалы: мультимедийный проектор, презентация, картинки животных Хабаровского края, карта Хабаровского края, магниты.

Предварительная работа:

 1.  Рассматривание альбомов «Природа родного края», «Жизнь животных»

книг: «Энциклопедия о животных», «Красная книга»;

2.  Чтение рассказов и сказок Николая Наволочкина;  

3.  Отгадывание загадок о животных Хабаровского края;

4.  Заучивание стихов о Хабаровском крае;

5.   Посещение мини – музея ДОУ «Хабаровский край наш любимый»

6.   Беседы: «Что мы называем Хабаровским краем», «Города Хабаровского края», «7 чудес Хабаровского края»;

7. Рисование «Осень в Хабаровском крае», Аппликация «Флаг Хабаровского края», «Поход по  Экологической тропе».

Словарная работа: столица, герб, флаг, бурый медведь, гималайский медведь, амурский тигр.

 Методы и приемы:

Игровой метод – проблемная ситуация, игровые действия, физкультминутка.

Словесный метод - беседа, вопросы, уточнения, повторение, обсуждение,  художественное слово, ТСО (звукозапись).

Наглядный метод - презентация, предметные картинки, карта.

Практический метод- нанесение на карту изображений животных.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться:

«Доброе утро!»

-Доброе утро,- нам скажут цветы.

- Доброе утро, - журчат ручейки.

И каждый хочет быть добрым доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Совместное выполнение

Вводная часть

Введение в игровую ситуацию

Дети, скажите, как называется край, в котором мы с вами живем?

Слайд 1:  Панорама

Предполагаемые ответы:

- Хабаровский.

Чтение стихотворения Н. Лозовик «О Хабаровском крае» (Аня А.)

Край суровый, край таежный,

Славишься ты красотой.

Ты зимой в сугробах снежных,

Летом в зелени цветешь.

Ты богат зверьем и птицей,

Радуешь грядами гор.

Никогда не надивишься

Красками осенних пор.

Основная часть

- Ребята, все вы знаете, как прекрасен наш край! Его природа особенная и уникальная! По территории нашего Хабаровского края протекает много рек.  А еще здесь очень много лесов, где растет множество растений!!! И в этих лесах обитают разные  животные! А вы хотите узнать о интересных  животных наших лесов?

- Замечательно!

Слайд 2:  Посмотрите, это Бурый медведь - хозяин тайги. Он неповоротливый, неуклюжий,  а еще  как о нем можно сказать?

- Повторите косолапый!

- Ребята, медведь часто встречается в детских мультфильмах и сказках. Какие мультфильмы и сказки с участием медведя вы помните?

- В сказках и мультфильмах медведь совсем не страшный и не опасный, правда? Однако в жизни медведя стоит опасаться, ведь это очень своенравный и сильный зверь.

А как вы думаете, чем питается медведь?

Слайд 3: питается он мясом и рыбой, но не прочь полакомиться и  орешками, грибами и ягодами. Но самое любимое лакомство бурого мишки – мед, ради него он запросто залезет на дерево и не побоится многочисленных укусов пчел.

- А как думаете, что он  делает зимой?

Слайд 4:  А это Гималайский (белогрудый) медведь – такой медведь тоже водится в наших лесах.

Слайд 5: эти медведи ведут полудревесный образ жизни: смотрите тут они и лежат, и играют, и отдыхают, и добывают   на деревьях  корм.  

А как вы думаете, гималайские белогрудые  медведи, что делают зимой???

Слайд 6:  А еще Гималайский (белогрудый) медведь является символом Хабаровского края. Его изображение  нанесено на герб Хабаровского края.

Вот такой он почетный зверь! Согласны?

 

Слайд  7: Ребята, а давайте внимательно посмотрим, и скажем, чем отличаются бурый и гималайский медведи друг от друга.

Предполагаемые ответы:

- Да

Предполагаемые ответы:

- Косолапый

Повторяют «косолапый»

Предполагаемые ответы:

- Три медведя, Маша и медведь, Колобок, Теремок, Вершки-корешки, Заюшкина избушка и др.

Предполагаемые ответы:

Мед

Коренья

Рыба

Мясо и др.

Предполагаемые ответы:

Впадает в  спячку.

Предполагаемые ответы:

Впадает в  спячку.

Предполагаемые ответы:

-Да

Предполагаемые ответы:

отличия - (цвет шерсти, размер, уши, образ жизни, обозначают разные символы)

Сходства – впадают в спячку.

Физкультминутка

А давайте поиграем в нашу любимую игру «Медведя мы будили…».

Дети:

Мы все по лесу гуляли

И медведя удали,

Он под деревом сидит

И тихонечко храпит…

Основная часть

Кто же еще обитает в наших лесах, узнаете, если отгадаете загадку:

- Длинный коготь, острый клык,

Лютый нрав и грозный рык…

Он огромен и усат,

Мех роскошный полосат.

Все движения очень ловки

Что за хищник это? 

- Да, ребята, в  дальневосточной тайге водится  Амурский тигр, и  является ее украшением. На  кого похож этот зверь?

Очень удивительно, что эта гигантская кошка,  живёт в нашей тайге, ведь климат у нас очень  суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к холодным зимам!

Как вы думаете, каким образом ему это удалось?

 

А какой у него окрас?

На лапах тигра находятся широкие, мягкие меховые подушечки. Зимой они помогают не проваливаться в глубоких сугробах, а летом обеспечивают бесшумное передвижение по траве.

Зачем тигру бесшумно передвигаться?

А на кого охотится амурский тигр?

Вот такой это сильный, опасный зверь, настоящий хищник.

Согласны?

Слайд 9: (герб)

Ребята, амурский тигр украшает герб нашего города Хабаровска. Вот такой он почетный зверь!

Предполагаемые ответы:

Тигр

Предполагаемые ответы:

На кошку

Шерсть у него очень густая, поэтому хорошо защищает от холода.

 Оранжевый  с черными полосками, живот белый.

Чтобы охотиться.

Охотится  амурский  тигр на косуль, оленей и кабанов.

Да.

Заключительная часть

А сейчас мы поиграем и проверим, насколько вы внимательны. Отвечайте на мои вопросы, они все про амурского тигра:

У него большие лапы?          

Носит он пальто и шляпу?          

У него огромный хвост?        

А большой скажите рост?          

У него мясной обед?              Понимает нашу речь?                

Вы должны его беречь?        

Ребята, с какими животными наших лесов мы с вами  сегодня познакомились?

Верно!

А сейчас я предлагаю вам заполнить нашу карту с очертаниями  Хабаровского края теми животными, о которых мы узнали сегодня!!!

Ребята, в наших лесах еще очень много  животных,  хотите узнать и о других его обитателях?

А о каких???

Отлично! С мамами и папами подготовьте дома маленький рассказ о животном наших лесов и расскажете нам в группе, договорились?

На следующих занятиях обязательно узнаете !

Предполагаемые ответы:

- Да

- Нет

-Да

-Да

- Да

-Нет

-Да

бурый медведь, белогрудый медведь, амурский тигр.

Дети приклеивают изображения животных к карте.

Да.

Лиса

Рысь

Леопард

Кабан

Да.

Ход НОД.

Воспитатель. Дети скажите, как называется край, в котором мы с вами живем?

Дети. Хабаровский.

Слайд 1:  Панорама

Чтение стихотворения Н. Лозовик «О Хабаровском крае» (Аня А.)

Край суровый, край таежный,

Славишься ты красотой.

Ты зимой в сугробах снежных,

Летом в зелени цветешь.

Ты богат зверьем и птицей,

Радуешь грядами гор.

Никогда не надивишься

Красками осенних пор.

Воспитатель: Ребята, все вы знаете, как прекрасен наш край! Его природа особенная и уникальная! По территории нашего Хабаровского края протекает много рек.  А еще здесь очень много лесов, где растет множество растений!!! И в этих лесах обитают разные  животные! А вы хотите узнать о интересных  животных наших лесов?

Дети : Да!  

Воспитатель: замечательно!

Слайд 2:  Посмотрите, это Бурый медведь - хозяин тайги. Он неповоротливый, неуклюжий,  а еще  как о нем можно сказать?

Дети: Косолапый!

Воспитатель: повторите косолапый!

Ребята, медведь часто встречается в детских мультфильмах и сказках. Какие мультфильмы и сказки с участием медведя вы помните?

Дети: (Три медведя, Маша и медведь, Колобок, Теремок, Вершки-корешки, Заюшкина избушка и множество других).

Воспитатель: В сказках и мультфильмах медведь совсем не страшный и не опасный, правда? Однако, в жизни медведя стоит опасаться, ведь это очень своенравный и сильный зверь.

А как вы думаете, чем питается медведь?

Дети : ответы детей

Слайд 3: питается он мясом и рыбой, но не прочь полакомиться и  орешками, грибами и ягодами. Но самое любимое лакомство бурого мишки – мед, ради него он запросто залезет на дерево и не побоится многочисленных укусов пчел.

А как думаете, что он  делает зимой?

Дети: впадает в спячку.

Слайд 4:  А это Гималайский (белогрудый) медведь – такой медведь тоже водится в наших лесах

Слайд 5: эти медведи ведут полудревесный образ жизни: смотрите тут они и лежат, и играют, и отдыхают, и добывают   на деревьях  корм.  

А как вы думаете гималайские белогрудые  медведи, что делает зимой???

Дети: впадает в спячку.

Слайд 6:  А еще Гималайский (белогрудый) медведь является символом Хабаровского края. Его изображение  нанесено на герб Хабаровского края.

Вот такой он почетный зверь!

 

Слайд  7: Ребята, а давайте внимательно посмотрим, и скажем, чем отличаются бурый и гималайский медведи друг от друга.

Дети: отличия - (цвет шерсти, размер, уши, образ жизни, обозначают разные символы)

Сходства – впадают в спячку.

Воспитатель: А давайте поиграем в нашу любимую игру «У медведя во бору…».

Воспитатель: Кто же еще обитает в наших лесах, узнаете, если отгадаете загадку.

Длинный коготь, острый клык,

Лютый нрав и грозный рык…

Он огромен и усат,

Мех роскошный полосат.

Все движения очень ловки

Что за хищник это?

Дети: тигр

Слайд 8:  да, ребята, в  дальневосточной тайге водится  Амурский тигр, и  является ее украшением. На  кого похож этот зверь? (На кошку)

Очень удивительно, что эта гигантская кошка,  живёт в нашей тайге, ведь климат у нас очень  суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к холодным зимам! Как вы думаете, каким образом ему это удалось? (шерсть у него очень густая, поэтому хорошо защищает от холода).

А какой у него окрас?

Дети: оранжевый  с черными полосками, живот белый.

Воспитатель: На лапах тигра находятся широкие, мягкие меховые подушечки. Зимой они помогают не проваливаться в глубоких сугробах, а летом обеспечивают бесшумное передвижение по траве. Зачем тигру бесшумно передвигаться?

Дети: Чтобы охотиться.

Воспитатель: а на кого охотится амурский тигр? (ответы детей)

Охотится  амурский  тигр на косуль, оленей и кабанов. Вот такой это сильный, опасный зверь, настоящий хищник.

Слайд 9: (герб) Воспитатель: ребята, амурский тигр украшает герб нашего города Хабаровска.

А сейчас мы поиграем и проверим, насколько вы внимательны. Отвечайте на мои вопросы, они все про амурского тигра:

У него большие лапы?           да

Носит он пальто и шляпу?          нет

У него огромный хвост?        да

А большой скажите рост?           да

Пьёт какао по утрам?             нет

Ест мороженое без меры?          нет

У него мясной обед?              да

Понимает нашу речь?                 нет

Вы должны его беречь?        да

Ест он мясо, как всегда

Я права, ребята?                          да

Рыбу ловит из реки,

Чтоб сварить себе ухи?              нет

В свой любимый день рождения

Пьёт чай с малиновым вареньем?    нет

Он берёт с собою в школу

Чипсы, фанту, кока-колу?          нет

Он поймает в два скачка

И съест оленя, кабана?               да

Воспитатель: ребята, с какими животными наших лесов мы с вами  сегодня познакомились?

Дети: бурый медведь, белогрудый медведь, амурский тигр.

Воспитатель: верно! А сейчас я предлагаю вам заполнить нашу карту с очертаниями  Хабаровского края теми животными, о которых мы узнали сегодня!!! (дети приклеивают животных к карте).

Ребята, в наших лесах очень много  животных,  хотите узнать и о других его обитателях?

Дети: Да!

А о каких??? (ответы)

Воспитатель: отлично! На следующих занятиях обязательно узнаете !

Самоанализ ННОД

  «Природный  мир Хабаровского края. Животные». 

ННОД  проводила с детьми средней группы, присутствовало 26 детей.

  Тема ННОД           «Природный  мир Хабаровского края. Животные». 

Цели: формирование  представлений о природе  Хабаровского края.

Задачи: дать сведения о красоте и уникальности  Хабаровского края; расширять представления детей о богатом и разнообразном животном мире родного края;  развивать наблюдательность, находя сходства и отличия, развивать внимательность , сообразительность, воспитывать любовь и гордость за свой край;  поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к живой природе.

   Обучение строила как проблемную деятельность, спрашивая детей : «А вы хотели бы узнать?, А с кем бы вы еще хотели познакомиться? »и т.д.

На ряду с  познавательной информацией дети выполняли различные задания, основываясь на свой прожитый опыт. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность   детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия (употребление антонимов, образных слов).

В ходе ННОД использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на  развитие  внимания, памяти. На протяжении всего ННОД дети были доброжелательны, отзывчивы, активно отвечали на вопросы.

Все этапы ННОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме ,  цели и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей.  Дети динамично переключались со словесных заданий и игр на подвижные игры и игры  с картинками.

  Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия,  дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели ННОД.

Анализируя деятельность детей , хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных. Потому могу сделать вывод, что у детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Анализируя, проведенное ННОД можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.

Думаю, что данное ННОД вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако Тимофей К., Степан Г., Саша Д., Мадина Ш. и некоторые др. ребята  работали в своем темпе, были мало активы в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Особенный отклик нашла наша карта с липучками. Она до сих пор вызывает  у деток познавательный интерес в группе.

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие им очень понравилось, и они хотели бы иметь продолжение. И оно продолжено.

Более того дз , многие выполнили уже на следующий день, и мы продолжаем заполнять нашу карту животными, о которых детки узнают дома и рассказывают в группе. Так мы готовимся к умению выступать с сообщениями.

– игра «Тигр и мыши»

Дальневосточный  леопард - это мощный и красивый хищник, он великолепный охотник, огромная физическая сила и размеры позволяют ему охотиться на крупную добычу.

Лось - Питаются они растительностью, мхами, ягодами и грибами. Лоси быстро бегают и прекрасно плавают.

Лиса – игра «Лиса и птички»

Олени –  прекрасные и грациозные животные. Питаются травами,  кустарниками и мхами. У них есть рога, которые достаточно острые на концах, они помогают им защищать детенышей от врагов, волков.  Олени очень умные и очень хорошо приручаются к человеку.  

Рысь-это лесная кошка. Крупная,  ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах. Рысь -  зверь с очень острым зрением. Существует даже выражение: «рысий взгляд», то есть острый, зоркий.

Стихи о Хабаровском крае (Аня, Ульяна, Костя)

Динамическая пауза

«Звериная зарядка»

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая ладошкой рот)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед в спине)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

И кому зарядки мало (развести руки в стороны)

Начинаем все сначала!

Воспитатель. Среди растений, животных есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Воспитатель: Кого вы узнаете на этих картинках?

Воспитатель. Ребята, животные и растения очень хрупкие и беззащитные!!! Давайте будем бережно относиться к природе родного края!!!!

Хабаровский край, такой ты один!

В обиду тебя никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим весь край садами, цветами,

Такая Родина нужна нам с вами!

Коллективная аппликация.

Украшаем очертания Хабаровского края, животными, растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Культура родного края»

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Культура родного края»...

Конспект НОД на тему « Мой родной край, что зовется Ямал»

Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой родине» - немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ. ...

Тема: «Наш Хабаровский край»

Инструктор: Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по краю, в котором мы живём. Хабаровский край! Он почти бесконечный, живая частица ушедших времён. Той жизни суровой, нес...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Конспект ОД на тему: «Жемчужина нашего края – ЛОСС»

На территории Становлянского района, в северо–западной части Липецкой области, в условиях высокого места Среднерусской возвышенности, находится особая природоохранная организация – Мещерская лесостепн...

Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"

Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....