ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год
материал (старшая группа) по теме

Василькова Анна

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_2013-2014.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

2013-2014 учебный год

Месяц

Содержание

Сентябрь

1 неделя. Тема «Давайте познакомимся»

Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других. 

Игра «Познакомимся получше» 

Игра «Я загадаю — вы отгадайте»

Игра «Угадай, кто позвал».

2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге»

Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление. 

Игра «Мы такие разные». 

Игра «Кому что нужно?»

3 неделя. Тема «Моё я?»

Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему. 

Упражнение «Листочек» 

      Игра «Мое имя»

Октябрь

1 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния».

 Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения. 

Игра «Разные эмоции». 

Психологический этюд «Любящая мама».

Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок) 

2 неделя. Тема «Учимся общаться друг с другом».

Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.

Психогимнастика 

Игра «Хорошо-плохо» 

Упражнение “Волшебники”. 

3 неделя.  Тема «Отчего портится настроение».

Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты

Игра «У кого какое настроение»

Чтение А. Барто «Катя»

4 неделя.  Тема «Кто я в семье сейчас и кем буду?»

Цель: формировать представления детей об их настоящих и будущих социальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль и позитивное отношение к ней.

Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье» 

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Ноябрь

1 неделя. Тема «Здоровье»

Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама. 

Игра «Зеркало»

Упражнение «Покажи фигуру»

2 неделя.  Тема «Мама дома, на работе, в свободное время».

Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения. 

Упражнение «Ласковушки»

Игра «Соберём маму на работу»

3 неделя. Тема «Наши папы»

Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье

Анализ житейских ситуаций

Чтение Н. Носов «Заплатка»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Декабрь

1 неделя. Тема «Мальчики - девочки»

 Цель: познакомить с правилами ролевого поведения 

Анализ житейских ситуаций

Игра «Разные дети»

Игра «Я знаю 5…»

2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом»

Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках.

Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»

Упражнение «Общий ритм»

Игра «Нарисуй своё дерево»  

Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще»

3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется»

Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом. 

Игра «Что сначала, что потом» 

Игра «Кому что нужно?»

Упражнение «Ласковое» 

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Изготовление подарков

Январь

1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею»

Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

Игра «Я умею лучше всех»

Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

2 неделя. Тема «Правила поведения для мужчин и женщин»

Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.

Игра «Какого цвета счастье?»

Игра «Нужна твоя помощь»

3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки»

Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Игра «Изобрази картинку»

Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Февраль

1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины»

 Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера. 

Упражнение «Эмблема»

Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк

2 неделя. Тема  «Мальчики - маленькие рыцари»

Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»

3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек

4 неделя. «Расскажи о своей семье»

 Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу. 

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Март

1 неделя. Тема  «Девочки - маленькие хозяюшки»

Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.

Анализ педагогических ситуаций

Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»

Изготовление подарков

2 неделя. Тема  «Девочки - будущие мамы»

Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.

Игра «Закончи предложение»

Решение проблемной ситуации рассказа В.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»

Игра «Я знаю 5…»

3 неделя. Тема  «Русские богатыри»  

Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.

Упражнение «А как бы ты поступил»

Чтение отрывков из произведений

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Апрель

1 неделя. Тема «Хорошо - плохо»

Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки. 

Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»

 Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Анализ житейских ситуаций

2 неделя.  Тема  «Мужчины и женщины в семье»

Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь. 

Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?»

Упражнение «Черты личности» 

Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка»

3 неделя. Тема  «Моя сказка».

Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)»

Игра «Согласны - не согласны»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Май

1 неделя. Тема  «Мы - воспитанные дети!»

 Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Кто быстрее»

Анализ педагогических ситуаций

2 неделя. Тема  «Игрушки моей семьи»

Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками

3 неделя.  «Галерея семейных портретов» Цель:  вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием

4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

Оформление папки-передвижки: "Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего? "

 Октябрь

 

Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь

Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"

 Декабрь

Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков"

Январь

Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию

Февраль

Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях"

Март-Апрель

Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"

Отчет по теме самообразования «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» за 2013–2014 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме,

систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

   Итоги работы с детьми за год: дети научились идентифицировать себя с представителями своего пола. Умеют соотносить свое полоролевое поведение с поведением других. У детей развиты представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Созданы условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками, сформированы представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье. У детей сформированы представления о «женских» и «мужских» видах деятельности. Все это достигалось при помощи различных игр, художественной деятельности.

   Итоги работы с родителями за год:

1. Офрмлена папка-передвижка:"Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего? "

 2. Проведены консультации: «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»: «Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"»; «Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков"»

3. В помощь родителям даны рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

4. Проведено родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Перспективы работы в следующем году:  продолжать работать по теме «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...

Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно от...

План работы по самообразованию: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения....