Авторский сказ в номинации "Сохранение культурного наследия народов Башкортостана"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Семь чудес Башкортостана»
Зал оформлен в виде лужайки с березами и цветами. Присутствуют ширмы теневого и кукольного театра, интерактивная доска. Звучит красивая башкирская мелодия, автор читает стихотворение на башкирском и на русском языке.
Автор 1: Урал күкрәгендә йөрәк кеүек
Башҡортостан – тыуған илкәйем.
Шул йөрәктең ҡан тамыры булып
Күкһелләнә Ағиҙелкәйем.
Йөрәгем, тим, изге төйәгемде,-
Хаҡ яҙмышым шунда ташлаған,
Шунда минең бәхет таңым атҡан,
Шунда миңә Ватан башланған!
Автор 2: Башкортостан, мой край родной,
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
Все это ты, любимая земля!
Появляется дедушка в башкирском народном костюме,
смотрит по сторонам, к нему выбегают два внука и две внучки и несут ему пиалу с медом.
Мальчик 1: Картатай!!! Картатай!!!
Девочка 1: Картиней говорит, что ты ЧУДО забыл!
Дед: Спасибо! Сейчас будем чай с медом пить!
Мальчик 2: Какое же это ЧУДО? Это же обыкновенный мед!
Девочка 2: Это мед, но он не обыкновенный, он башкирский!
Дед: Как ты думаешь, есть ли на нашей земле чудеса?
Мальчик 1: Чудеса бывают только в сказке!
Дед: Ты не прав, чудеса есть! Садитесь поудобнее – я расскажу вам про семь чудес
Башкортостана. Одно из чудес – это Башкирский мед. Он считается одним из чудес Башкортостана. Башкортостан – единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство - это добыча дикого меда.
Девочка 1: Уникальный целебный мед собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. Многие из них - редкие растения, которые растут только на территории Башкортостана.
Мальчик 1: Ежегодно в нашей республике добывается 5-6 тыс. тонн вкуснейшего мёда. (Слышится жужжание пчел)
Мальчик 2: Ой, кажется пчелы прилетели! (Прячется за спину дедушки)
Танец пчел и цветов
Дед: Успокойся, маленький герой – садись рядом, попьем чай с медом. Картиней испекла вкусный баурсак. А я пока расскажу тебе про еще одно чудо Башкортостана - национальный эпос «Урал Батыр», который поведал нам о происхождении нашего государства.
Мальчик 1: Картатай, расскажи мне про Урал Батыра!
(Действия демонстрируются, дублируются в теневом театре)
Дед: На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген.
Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.
Мальчик 2: Я знаю, что дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром.
Дед: Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.
Девочка 2: А я знаю, что Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Урал сражался с разными мифическими чудовищами и всегда побеждал. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.
Девочка 1: Известно, что живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные.
Мальчик 1: Ух ты, как интересно! Расскажи нам еще что-нибудь!
Дедушка: Расскажу я вам еще про одно чудо – это памятник Салавату Юлаеву национальному герою, который является символом республики и нации. Знаменитая скульптура художника С. Д. Тавасиева находится на высоком правом берегу реки Белой и при въезде в Уфу выделяется на фоне пейзажа величественными формами.
Девочка 2: Мне известно, что он был одним из главных советников «царя» и руководил боевыми операциями. В честь него названы улицы, районы, населенные пункты, корабли и даже хоккейная команда!
Девочка 1: А я знаю, что это самая большая конная статуя в России, высотой почти в десять метров.
Дед: В детстве я любил играть в игру «Ловкий Джигит», а вы слышали про такую игру?
Игра «Ловкий джигит»
(Мальчики встают по обеим сторонам девочек, которые проговаривают слова:
«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»
После слов девочек мальчики бегут по кругу в разные стороны друг от друга имитируя скачку на коне. Кто первый добежит – тот самый ловкий джигит. Игра проводится один раз.)
Мальчик 1: Когда я вырасту – я тоже стану героем, как Салават Юлаев!
Мальчик 2: Картатай, а что это у тебя такое? (Показывает на курай, который лежит рядом)
Дед: Это башкирский национальный музыкальный инструмент, похожий на флейту.
Называется – Курай, он по праву считается четвертым чудом Башкортостана. Он изготавливается из стебля зонтичного растения.
Девочка 1: Нам рассказывали, что Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Неслучайно именно цветок курая украшает государственный флаг республики, изображен на гербе Башкортостана и в гимне республики на фоне духового оркестра солирует курай. Вот послушай как он звучит.
(Дедушка изображает игру на курае, внуки подпевают ему слова, выполняют притопы)
Игра: Курай «Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.
Хай, хай! На лугу мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Картатай-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, хвалит его и он становится ведущим – играет на курае.. Игра повторяется. Правила: разбегаться только после окончания слов. Дети усаживаются на полянку.
(Рассказ про Янгантау дублируется действиями театра кукол)
Дед: В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янгантау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря.
Легенда гласит, что еще несколько сот лет тому назад, выделение тепла из недр горы обнаружил местный пастух.
Девочка 2: Я знаю эту легенду! В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а
проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться.
Дед: Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения недугов.
Мальчик 2: Наверно с этого времени гору стали называть Янган – Тау, т. е. «горящая гора». Это единственная в России гора — месторождение горячих газов, выделяющихся паром.
Мальчик 1: Картатай, расскажи еще что-нибудь интересное!!!
Дедушка: Рассказывать можно еще долго – про пещеру Шульган-таш, про Красноусольские минеральные источники и много другое… Зови своих друзей - я расскажу тебе про башкирские народные игры, в которые я любил играть в детстве: «Юрта».
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
Дед: Какие вы все дружные и веселые! Я забыл вам сказать, что самое большое и настоящее чудо это вы – наши дети!
Общий танец под башкирскую танцевальную музыку.
Авто: Роли исполняли….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"
Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....
Формирование интереса дошкольников к культурному наследию народов Хакасии через музейную педагогику.
" Дело каждого в отдельности всех вместе - приумножать добро, хренить традиции......
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
"Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана"
Реферат по патриотическому воспитанию....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии
В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....