Формирование интереса дошкольников к культурному наследию народов Хакасии через музейную педагогику.
статья по теме

Щербакова Елена Владиславовна

" Дело каждого в отдельности всех вместе - приумножать добро, хренить традиции...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  интереса  дошкольников  к  культурному наследию народов  Хакасии  через музейную педагогику.

« Дело каждого в отдельности всех вместе –

приумножить добро, хранить традиции,

знать и ценить историю свою, родную и всего человечества».

Д.С. Лихачев

На юге Сибири и Красноярского края расположен уникальный уголок нашей Родины – республика Хакасия. На территории республики  находится очень много культурно – исторических памятников, которые являются нашим наследием. Это курганы, могильники, древние поселения, наскальные рисунки, и многое другое. История республики богата на события, а люди с гордостью рассказывают о своем родном крае, где они живут в мире и спокойствии. В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных  ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс построен с учетом особенностей национальной культуры. Мы проводим экскурсии в музей, дети коллективно осматривают музей под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование). Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

Дошкольник, приходя в музей, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость  переживаний  от увиденного.

Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе - решаются задачи:

- формирование интереса к подлинным предметам старины;

- воспитания нравственно - патриотических чувств;

- развития исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;

- воспитание музейной культуры.

 В нашем детском саду ведется обучение хакасскому языку. Во всех группах оформлены уголки, в которых представлен материал о родном селе, районе и республике, включающий сведения об  историческом прошлом, так и его современном облике.                  

   Хакасские национальные костюмы и предметы быта используем на праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством. Проводятся различные представления. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше. Сегодня дети уже много знают, умеют, они участвуют в конкурсах музыкальных и народного творчества, гордятся своей культурой.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Пронесли через  свою жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, и  видеть красоту в окружающей их жизни.

 Список  литературы.
1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. – С. 
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Педагогическая находка «Первые шаги патриотического воспитания через изучение культурного наследия родного края посредством музейной педагогики»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к родно...

Проект "Приобщение дошкольников к культурному наследию народов Росси на основе сказок"

Проект позволяет повысить уровень культуры, расширить представление о сказках народов России....

Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...

Музейная педагогика, как способ приобщения дошкольников к культурному наследию

Музейная педагогика - это направление в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному и природному наследию....