"Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана"
проект ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Детский сад №37 «Веснянка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Составила: Ионова Ирина Анатольевна
Старший воспитатель первой квалификационной категории
Запрашиваемая: первая квалификационная категория
город Октябрьский
2015 год
Введение
Глава 1. Актуальность и перспективность
- Исторический аспект патриотического воспитание путем приобщение к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана.
1.2 Принципы
Глава 2. Педагогическая деятельность по воспитанию у детей патриотического воспитание к историческим и культурным ценностям.
2.1 Предметно-развивающая среда.
2.2. Формы и методы патриотического воспитания.
2.3. Работа с родителями
Заключение.
Список использованной литературы
Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость заземлю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет вдальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольногообразовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит
достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней
освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту
данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свойнарод, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранятьи приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделитьцелый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду улицы города.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народом Башкирии традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирую
Актуальность и перспективность
На современном этапе развития общества, в силу ряда причин, возник дефицит нравственных идеалов и образцов для подражания, и, как следствие, нравственное здоровье детей оказалось под угрозой. На месте образцов для подражания детей оказались герои западных мультфильмов, что немедленно сказалось на поведении детей дошкольного возраста.
Приобщение детей к историческим и культурным ценностям Башкирского народа, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и роль системы дошкольного образования возрастает, становиться наиболее актуальной. Содержанием нравственно-патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в детстве. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и национальным истокам народов Башкортостана. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в eё возрождении, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что с этим связано.
Актуализация национальной системы образования является одним из существенных условий развития современного образования. Новые нормативные документы, определяющие направления реформирования образования (закон «Об образовании в Российской федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), направлены на решение ряда задач в дошкольном образовании. Приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей; общедоступность, вариативность образования; свободное развитие личности; всесторонняя защита обучаемого – являются основными положениями Закона «Об образовании в РФ». Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг." определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на "поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов". Республика Башкортостан объединяет на своей территории много национальностей: башкиры, русские, мордва, чуваши, татары и другие народы. Наш детский сад не исключение. В группах есть дети разных национальностей. Культура народов Башкирии является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, и, вместе с тем, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение.
Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Поэтому направлением работы является – приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, любовь к родному краю.
- воспитание в детях этики межнационального общения (симпатия, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций мордовского, русского, башкирского татарского народов, их функциональной значимости);
- формирование толерантности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности помочь, к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в условиях ДОУ.
Цель: Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей путем приобщение к историческим и культурным ценностям.
Задачи:
1 Приобщать детей к истоком народной культуры.
2.Развивать интерес к народным традициям, обычаям, народному фольклору.
3. Показать особенности народного костюма.
4. Показать значение народных традициях в формирование основ нравственности.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с историческими и культурными ценностями народов Башкортостана положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы национальные уголки, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области , страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, центром развития творчества детей и юношества, музеем города и т.п.
- Исторический аспект патриотического воспитание путем приобщение к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана.
Большое значение для познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями. Знание истории родного города позволяет сохранить преемственность поколений. Педагоги учат детей любить и гордиться своим городом, гордиться людьми, прославившими город Октябрьский, показываю красоту города, знакомят со страницами его истории на материале, доступном для детей дошкольного возраста. Любовь к родным местам, знание истории своего родного края помогут детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, помогут ощутить свою неотрывность с окружающим миром, и, в целом, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Ознакомление детей с родным краем, воспитание чувства любви и восхищения своим городом – процесс длительный и сложный. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Сам педагог должен знать историю жизни своего народа, должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям. Положительного результата можно достичь только систематической работой, используя различные формы по ознакомлению с родным городом.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране. » В настоящее время родители часто не имеют достаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая ее неважной; у детей также отсутствует достаточная информация о родном городе. Не имея количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна для всего общества в целом. Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, настоящем и прошлом подтолкнуло меня к подготовке работы по ознакомлению с историческими местами. Главной задачей является не допустить безразличного отношения к истории своего города среди наших детей.
Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность проблемы, которая заключается в необходимости развития интересов дошкольников в ознакомлении с историей родного края, и связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о своей малой Родине, ее лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Отчизне.
Актуальность данной проблемы позволяет определить цель и задачи по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1) Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
2) Познакомить дошкольников с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.
3) Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
4) Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно излагать свои мысли.
5) Воспитывать чувство гордости за свой город, своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
6) Привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, активизировать их творческий потенциал.
Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы.
Работая по данной теме, педагоги использовали разнообразные формы работы по ознакомлению с родным городом.
• Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой
• Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями).
• Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина? »; фотовыставки «Исторические места.
• Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» (Образцы народных промыслов: дымковская игрушка, изделия из лозы; коллекция открыток; книги и альбомы с иллюстрациями и современного города; портреты известных земляков; детские книги.) .
• Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город?», «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов.
• Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?».) .
• Чтение книг заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе.
• Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей: исполнение ролей, участие в театрализации сказок, фольклора.) .
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому именно с дошкольного возраста нужно знакомить детей с нашей малой Родиной –. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут детям правильно распоряжаться, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений
Глава 2
Педагогическая деятельность по воспитанию у детей патриотического воспитание к историческим и культурным ценностям.
2.1. Предметно-развивающая среда в ДОУ
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Чтобы дети знакомились с бытом и культурой народов Башкортостана, в группах оборудовали специальные зоны.
Для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, карта.
В уголках изодеятельности выделено место для полочки красоты, где выставлены предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Приобщая детей к культурно-историческим ценностям народов Башкортостана, педагоги использовали разнообразные методы работы:
- наглядные (рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий, показ
слайдов, видеофильмов, экскурсии и др.);
- словесные (чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, словесные игры, загадывание загадок, викторины и др.);
- практические (дидактические, подвижные, строительные игры, продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, вышивка, ручной труд, фольклорное пение, танцы и др.).
В работе дошкольного образовательного учреждения широко используется метод музейной педагогики, который позволяет познакомить дошкольников с историей и культурой народов Башкортостана, расширить способы взаимодействия детей с натуральными предметами. (прялкой, веретеном, керосиновой лампой, рубелем и др.). Усилиями педагогов и родителей были собраны живые наглядные предметы.
Знакомя детей с предметами быта народов Башкирии, мы подчёркиваем их историческую преемственность с современными предметами-аналогами. С этой целью разработаны и интегрированы в воспитательно-образовательный процесс специальные дидактические игры. Например, игра «Наряди Айсылу на праздник». Цель: учить дифференцировать одежду, познакомить с порядком одевания национального мужского и женского костюма. Игра «Что было сначала?». Цель: учить прослеживать эволюцию развития бытовых вещей, подбирать аналоги современным бытовым приборам из предметов быта. Игра «Как хлеб на стол пришёл?». Цель: дать представление о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлеба, познакомить с орудиями сельскохозяйственного труда.
Одним из направлений работы по приобщению детей к культуре является ознакомление с литературными произведениями. Эти произведения зачастую используются нами как дополнение к раскрытию темы познавательных занятий..
Тематика познавательных занятий нередко созвучна и с тематикой занятий по изобразительной деятельности.
Приобщая детей к культурно-историческим ценностям родного края, мы большое внимание уделяем знакомству с трудом и ремеслами народов Башкортостана. С этой целью проводим беседы. Знакомство детей с музыкальным наследием осуществляется на музыкальных занятиях, в ходе подготовки и проведения народных праздников, посиделок.
Развитию устойчивого интереса к культуре и фольклору способствовало знакомство детей с творчеством фольклорного ансамбля.
Система работы дошкольного учреждения по приобщению детей к культурно-историческим ценностям народов Башкортостана отражена в перспективном тематическом плане.
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) - можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым народов Башкортостана духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В семье под руководством родителей растет будущей гражданин.
Необходимо отметить, что в настоящие время у людей наблюдается интерес к свей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоки постулатов
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важными, и зачатую вызывают лишь недоумение
В результате целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей к историческим и культурным ценностям башкирского народа произошли изменения в поступках и поведений детей. Дошкольники стали наиболее внимательно изучать культуру народов Башкирии.
Считаю, что выбранное мной приоритетным патриотическое воспитание путем приобщения к историческим и культурным ценностям башкирского народа направлена в работе с дошкольниками, перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения той задачи можно воспитывать любовь к родине, ценить исторические и культурные ценности народов Башкортостана.
У детей идет накопление эмоционально -позитивного опыта общение с людьми, что благотворно влияет на всестороннее развитии личности ребенка и появление у него таких качеств как доброта, любознательность.
И в завершение я хотела бы сказать, что и дикий шиповник и благородная роза биологически один и тот же вид, Но шиповник вырос так, как ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников. Будет духовность и нравственность в каждом из ас, будет забота о человеке самого раннего детства- больше будет благородных цветов и меньше корявых дичков—«педагогического-- брака»
Список литературы:
- 1. Рыжкова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений - Москва, 2003г.
- . Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.
- . Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.
- . Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.
- . Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.
- . Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет - Москва, 2002г.
- . Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.
- . Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.
- . Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...
педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"
сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города, систематизация зна...
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"
патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...
Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС
Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...