АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
презентация
Предварительный просмотр:
Автор проекта:
Воспитатель Игнатович Светлана Анатольевна
Тип проекта: долгосрочный.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Срок реализации: 2018-2023
Участники проекта: воспитатели, дети группы «Бабочки», музыкальный руководитель Королева Ирина Константиновна, родители.
Возраст детей: с 3до 6 лет
Место проведения: МАДОУ детский сад № 2 «Вишенка»,
г. Пушкино
ЦЕЛЬ:
• популяризация национальных традиций и обычаев;
• формирование интереса к культуре и искусству различных народов, проживающих на территории РФ и за ее пределами;
• сохранение уникальных ценностей и традиционной культуры народов;
• воспитание уважительного отношения к культуре народов, их традициям и обычаям.
• Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
ЗАДАЧИ:
• раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
• гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
• формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к людям и окружающему миру;
• защита и укрепление физического, психологического и духовного здоровья детей;
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать, только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Проект долгосрочный и включает в себя несколько проектов:
Младшая группа: «Планета ромашек», «Маленький патриот», «Неделя доброты»;
Средняя группа: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой город»;
Старшая группа: «Малая Родина», «Моя Россия», «Дружба народов»;
Подготовительная группа: «Культура народов России».
Данный проект является инновационным, так как на базе его будет создана новая компьютерная программа через редактор PROJECT «Проект в проекте».
В результате «связывания» проектов, мы получаем комплексную непрерывную работу по теме, создаем материально-техническую базу, дидактический и наглядный материал, а также методические наработки, необходимые для реализации проектов.
подготовительная | «Культура народов России» |
старшая | «Малая Родина», «Моя Россия», «Дружба народов» |
средняя | «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой город» |
младшая | «Планета ромашек», «Маленький патриот», «Неделя доброты» |
Анализ анкет родителей
На начало реализации проекта мы наблюдали за родителями и детьми с целью выяснения взаимоотношений между поколениями. В ходе наблюдения мы заметили, что их общение очень часто не соответствуют общепринятым нравственным нормам. Здесь имеет место неуважительное отношение детей к людям пожилого возраста, сами родители зачастую являются не самым лучшим примером для подрастающего поколения. Именно отношение детей и родителей является начальной ступенью нравственности.
Для более глубокого педагогического анализа данной проблемы мы предложили родителям заполнить анкету, цель которой определить отношение родителей к национальной культуре, семейным традициям. (Приложение1). Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что родители положительно относятся к нравственному воспитанию дошкольников и хотели бы участвовать в данном процессе, но они недостаточно компетентны в данном вопросе и у них недостаточно опыта в решении, в связи с чем необходимо расширить и углубить знания родителей в данном вопросе, разъяснить важность нравственно-патриотического воспитания в семье в тесном сотрудничестве с ДОУ.
Необходимо расширить и углубить знания родителей в данном вопросе, разъяснить важность нравственно-патриотического воспитания в семье в тесном сотрудничестве с ДОУ.
Стоит отметить, что в группе респондентов, все признали, что воспитание нравственно-патриотических качеств у детей все же возможно, но только в рамках ДОУ.
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым провести работу с родителями с целью распространения педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию в семье.
Анкетирование педагогов детского сада
В анкетирование приняли участие 17 педагогических работников детского сада им было предложено ответить на 12 вопросов (Приложение 2). Цель анкетирования: определить отношение воспитателей к вопросу необходимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, и готовности педагогических работников внедрять данную деятельность в учебный процесс, а также достаточность знаний педагогов по теме исследования.
При рассмотрении диаграмм видно, что педагоги видят необходимость в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. На наш взгляд это связано с тем, что педагоги получают большой объем информации из многих источников, имеют постоянное общение с родителями и детьми в своих группах и видят недостаточность проявления нравственности и патриотичности среди своих оппонентов.
Так же хочется заострить внимание на пунктах: готовность педагога внедрять нравственно-патриотическое воспитание и достаточность знаний по этой теме. Педагоги дошкольного учреждения в основном готовы работать по теме нравственно-патриотического воспитания, но в то же время видно, что у педагогов возникает потребность в пополнении и расширении своих знаний по направлениям: народная культура и традиции, знание истории города и его памятников архитектуры и др.
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших дошкольников
Для выявления уровня духовно-нравственных качеств у младших дошкольников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Детям было предложено пояснить значения нескольких слов: «дружба», «добро», «зло», «уважение», «трудолюбие», «милосердие», «любовь».
«Уважение» – 10 человек достаточно объяснили это понятие в основном так: "Когда младшие хорошо относятся к старшим, не грубят, слушаются".
«Добро» – 14 человек объяснили это так: "Когда всем помогаешь, всех защищаешь". Сюда же отнесли и понятие "Добрые дела" или "Добро". Эти понятия дети определили так: "Это когда нет зла". Приводились примеры из разных сказок.
Под понятием «Дружба» 15 человек понимают: «Когда не ссорятся, не ругаются, вместе играют, уступают друг другу». Слова –«Милосердие» и «Трудолюбие» вызвали некоторые затруднения в объяснении у детей. Возможно, в кругозоре детей слово «милосердие» встречается не так часто, а «трудолюбие» ассоциируется как помощь взрослым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!»
Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!» Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбн...
Консультация «Мероприятия в Год культурного наследия народов России»
Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России (указ от 30.12.2021 № 745). Одна из приоритетных задач педагогов в рамках реализации программы воспитания...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ГОДУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В 2022 ГОДУ.
План мероприятий на 2022 - 2023 учебный год по старшей и подготовительной к школе группам. Каждый месяц посвящен культуре определенного народа. В перечень мероприятий входит: знакомство с культурой, н...
2022год - Год культурного наследия народов России
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24875291","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Методическая разработка сценария совместного мероприятия с родителями «Вот так чудо-мастера!» (в рамках года культурного наследия народов России)
Формирование патриотических чувств у воспитанников и родителей посредством знакомства с народной игрушкой, народными играми, песнями, хороводами....
Положение о конкурсе чтецов ( с использованием ИКТ технологии) «Моя Россия, народная искусство и культурное наследие народов России».
Аннотация к конкурсной работе. Данный материал ( положение к конкурсу чтецов «Моя Россия, народное искусство и культурное наследие народов России») разработан творческой группой педагогов коллекти...
Сценарий и видео мероприятия, посвящённого Дню России и приуроченного к Году культурного наследия народов России
С целью воспитания у дошкольников патриотических чувств - любви к своей малой и большой Родине, чувства единения народов, уважения к обычаям и традициям разных национальностей, предлагаю видео и сцена...