Статья «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»
статья (подготовительная группа)

Малаева Ольга Борисовна

 

Мордовия – часть нашей славной России,

Прекрасный, чудесный её уголок.

Лесами, полями, народом красива,

Красив её рек говорливый поток.

Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу,

 Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.

 

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Духовно-нравственное воспитание детей культурными традициями своего народа на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ СВОЕГО НАРОДА

Мордовия – часть нашей славной России,

Прекрасный, чудесный её уголок.

Лесами, полями, народом красива,

Красив её рек говорливый поток.

Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу,

 Здесь жили эрзяне, мокшане и шокша.

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Духовно-нравственное воспитание детей культурными традициями своего народа на сегодняшний день является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Возрождение культурного наследия начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей малой Родине, своей национальности у подрастающего поколения.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи как русского, так и мордовского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту – это формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания

детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал:

«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.

«Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», – так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей на основе культурных традиций своего народа являются следующие задачи:

Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского и мордовского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

Знакомство с русскими и мордовскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведенияотражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница каждого народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты своего народа, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Всё это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки – на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы – праздника русской березки, Масленицы – проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данными праздниками. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелёными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую ёлку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач – воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор. Содержание фольклора в пользу добра, следовать за добрые влечения сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким.

Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура – источник чистый и вечный. В чём бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно – это идет от души. А душа народа добра и красива.

И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу – время, потехе – час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел – береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь недаром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями».

Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним – выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения как Святой Руси, так и нашей малой Родины – Мордовии, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем, и возрождение духовно-нравственных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития

Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истории и традициям русского и мордовского народов....

Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Статья:"Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки"

Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки...

"Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста ребенка, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям. В этом нам, воспитателям ДОУ и родит...

Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».

Ведущая педагогическая идея опыта  - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности  посредством вовле...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...