Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».
статья на тему
Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок». Гончарова З.С., Жибоедова С.А., воспитатели МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 10 «Светлячок», г. Старый Оскол Белгородской области.
Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурно-историческую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].
В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию следует оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы дошкольников. Недостаточная сформированность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить ряд особенностей нравственно-духовного воспитания и развития дошкольников. Заключается это в следующем: дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников [2–6].
Исследования в этой области показали, что поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступков человека, содержащей правила поведения в младшем возрасте, к оценке-состоянию человека, попавшего в затруднение, обеспечивающей регуляцию поведения, и к оценке-предвосхищению возможных последствий или дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий [7].
Ещё одна особенность духовно-нравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение [8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами. Во-первых, нравственное действие дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента: знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия. Во-вторых, иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте. В-третьих, реакция детей на вербальную и реальную ситуации принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным).
По мнению Н. В. Мельниковой, нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: 1) в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке; 2) в повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. При этом, по мнению ученого, сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью [9]. Большое духовное педагогическое наследие заложено в народных сказках, для которых характерны народность, увлекательность сюжета, образность и забавность, оптимизм и дидактизм [10]. С социально-педагогической точки зрения важно, что народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, позитивно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, традиции и обычаи.
С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней, подводит к пониманию того, что поддержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба», дети учатся сочувствию к ближним. Сказка «Зимовье» воспитывает понимание того, что дружба помогает победить зло. Кроме того она учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.
Использование народных сказок в педагогическом процессе с целью духовно-нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормами.
Особое внимание педагогами уделяется разработке и апробации разнообразных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих педагогическую ценность загадок и сказок. Для работы с дошкольниками с целью духовно- нравственного воспитания предлагается использовать следующие методы и приемы. «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.). «Что дальше?» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим). «Словесный портрет главного героя сказки» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет.) «Путаница» позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих. «Сборник сказок» (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использован для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков. «Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться) [11-12].
В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествие в волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленные на приоритет общечеловеческих ценностей, и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.
Вступительное слово: « Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в этот волшебный паровоз, закроем глаза и досчитаем до 5.»
Остановка 1 (игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»)
Действующие лица: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка- сестричка, волчок-серый бочок. Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка». Ведущий: «Стоит в поле терем-теремок. Он не низок, не высок» (К терему бежит мышка. Останавливается у дверей и пищит.) Далее разыгрывается сказка по ролям, обращая при этом внимание на вежливость и гостеприимство героев сказки.
Обсуждение: Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу волшебные слова. Что сказала лягушка-квакушка при встрече с мышкой-норушкой? Какое волшебное слово она произнесла? А что ей ответила мышка? (Слово «здравствуйте» называют «волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося «здравствуйте», мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его волшебная сила проявляется, только если слово правильно произнести). Вы заметили, как его произнесли лягушка-квакушка и мышка-норушка? А кто еще утром пришел к теремку? Как он поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» слово он сказал мышке-норушке и лягушке-квакушке? Что зайчику ответили мышка и лягушка? А кто прибежал к теремку, когда уже наступил день? Какое «волшебное» слово сказала лисичка-сестричка, увидев обитателей теремка? Что они ответили лисичке? Кто еще остановился у теремка? Когда волк подошел к теремку и увидел его обитателей, как он поприветствовал их? Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик и лягушка «волшебные» слова?
Остановка 2 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)
Действующие лица: Витя, мальчик, толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя, Толя). Действие проходит на катке. Ведущий. День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. Дети, одетые в облегченную одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге. Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала. Витя помог ей подняться и отряхнуть одежду. Дети отправились к скамейке. Витя извинился и поинтересовался как Юлина коленка.
Обсуждение: Что произошло на катке? Кто виноват в том, что маленькая девочка упала? Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину? Как он попросил прощения у Юли? Что он ей сказал? Девочка простила Витю?
Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко»)
Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень кра- сивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.
Ведущий: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую – Алена. Маша сама никогда не работала, а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.» Далее разыгрывается костюмированная сказка «Морозко».
Обсуждение: Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Алена или Маша? Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена? Что тебе понравилось в Маше? Какая из сестер самая хорошая и добрая? Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой? Как она очутилась в царстве Деда Мороза? Кого она там встретила? Как она помогла яблоньке и зайчику? Эти поступки добрые? А почему Маша прыгнула в колодец? Кого она там встретила? Как она им помогла? Что можно сказать о Маше? Какая она? Что можно сказать об Алене?
Остановка 4 (игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка») Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли. Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка. Наступив на кожуру от банана, она падает. Коля замечает это и говорит, что бабушке нужно помочь. Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке. Бабушка сама пытается подняться, но у нее ничего не получается. Коля интересуется не ушиблась ли она Коля и помогает ей встать. Бабушка благодарит мальчика и Коля возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала за происходящим. Маша, отдав ему портфель, интересуется кто эта бабушка? Колина мама, тетя или знакомая. Коля отвечает, что это просто старушка и он её не знает, но она упала и ей понадобилась помощь и он ей просто помог.
Обсуждение: Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши? Как же поступил Коля, увидев это? Он знал эту старушку раньше? Что Вы можете сказать о его поступке? А что сделала Маша? Что Вы можете сказать о ее поведении?
Остановка 5 (инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно») Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя. Дети сидят на коврике. Около мальчика было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками и она обращается к брату с просьбой поиграть с его волчком! Юра сгребает все игрушки в кучу и пытается закрыть их своим телом от сестры. Надя обиженным голосом говорит, чтоб тогда он не трогал её кукол и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика. Дети расселись по разным углам, но скоро им стало очень скучно.
Обсуждение: Ребята, почему детям стало скучно? Как вы думаете, почему они не смогли играть вместе? Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно? Как вы думаете, почему он так поступил? Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по отношению к своей сестре? Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, расширяя границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц и их оценки.
Ссылки на источники:
- Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2009. − № 5. − С. 21.
- Мельникова, Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. … д-ра психол. наук. – Казань, 2009. – 320 с.
- Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. − 267 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992. −160 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1999. − 96 с.
- Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – М.: Дрофа, 2006. − 176 с.
- Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. – 1980. − № 10. − С. 32–35.
- Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. − 1983.− № 4.− С. 68–71.
- Мельникова Н. Указ. соч. – С. 27–54.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. − М.: Изд. центр «Академия», 2000. − 176 с.
- Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.
- Кондрашова, Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 152–153.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385419-1390039465.jpg)
Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников посредством народных игр.
Примерное перспективное планирование ознакомления дошкольников с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-861783-1480865691.jpg)
"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"
В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-855465-1480773871.jpg)
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Пример того, как с пользой можно прочесть сказку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1137879-1581096680.jpg)
План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей посредством народных сказок"
План по самолобразованию...
«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1379881-1643641018.jpg)
проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Проект «Русские народные сказки»Паспорт проектаПродолжительность проекта2 неделиТип проектакраткосрочныйУчастники проектаСтаршая группаРазработчик проектаАнтипова Инесса ГеннадьевнаТ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/09/picture-1494821-1699527938.jpg)
Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.
Духовно –нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр.В последние годы все больше акцентировано внимание на духовно-нравственном развитии детей на ранних стадиях их жизни. Особе...