Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития
презентация к уроку на тему
Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истории и традициям русского и мордовского народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А ктуальность Потеря истинных ценностей Отсутствие чувства патриотизма и человеколюбия Отсутствие семейных традиций, обычаев Отсутствие уважения и почитания старших
Цели Расширение представлений о народном быте, искусстве, культуре, о традициях и обычаях русского и мордовского народов Формирование нравственно-патриотических чувств Накопление сенсорно - эмоциональных представлений о произведениях народно - прикладного искусства Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность Приобщение детей к народным играм
Задачи Знакомить детей с историей, традициями, бытом и фольклором русского и мордовского народов Способствовать развитию познавательной активности, любознательности Способствовать развитию у детей лучших черт национального характера Формировать чувство национального достоинства Воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей
Приоритеты работы
Методическое обеспечение Валдоня : Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/ М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001 Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – М., Просвещение. 1990 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина , О.А.Маханёва , О.Н.Корепанова и др. – СПб.: «Детство-пресс». 2004 Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург. 1999 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…// Управление ДОУ /2003, №6 Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк . образования/ О.В.Бурляева и др. - Саранск: Мордов . кн. изд-во, 2011 Максименко Н.З. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект энтопедагогической подготовки будущих учителей. //Начальная школа №7, 2000 Об актуальных аспектах работы МДОУ по национально-региональному компоненту. Материалы работ городских методических центров. Саранск 2007 Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [ Т.И. Гризик , Т.Н. Доронова , Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч . рук. Е.В. Соловьёва ] . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Формы работы Непосредственно организованная образовательная деятельность Совместная деятельность Праздники и развлечения Наблюдения в быту и природе Экскурсии в музей и детскую библиотеку Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, слушание музыки Встреча с интересными людьми
Создание атмосферы национального быта
Кончил дело – гуляй смело!
У нашего молодца нет забавам конца!
Живи не скупись, с друзьями веселись!
Играй, играй, да дело знай!
Семья – опора счастья!
Результаты Дети принимают активное, осмысленное участие в народных праздниках, с удовольствием исполняют русские и мордовские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах Дети знают и называют предметы русского и мордовского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними Дети знают произведения устного народного творчества, используют в активной речи считалки, загадки, пословицы, поговорки, и т.д. Играют в русские и мордовские народные игры, знают и выполняют правила игры Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской и мордовской народной культуре
Заключение Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников доступные представления о родном крае, о русской и мордовской народной культуре в целом.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Выступление
Тема: «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»
Подготовила:
воспитатель МДОУ
«Детский сад №5»
Саламаткина Е.В.
Саранск 2014
Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития.
Наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Старые ценности и традиции разрушены, а новые - не сформированы. Сегодня в сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству.
Поэтому назрела необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Ведь, как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
Цель нашей работы – формирование у детей нравственно-патриотических чувств и качеств посредством этнокультурного развития.
Задача, которую мы ставим перед собой – научить детей любить землю, где родился и вырос, любить свой народ, его обычаи и традиции, уважать культуру других народов.
Мы знакомим детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народов. Невозможно вырастить настоящего человека (гражданина и патриота) без знания своей истории. Любовь к большому надо прививать с малого - с любви к своей семье, к своему детскому саду, к родному городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В своей работе мы выделили следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора (сказки, загадки, поговорки и т.д.).
3. Знакомство с русскими и мордовскими народными играми.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Работу по данному направлению мы строим на основе регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», программы по ознакомлению детей с мордовской культурой «Валдоня», используем учебно-методическое пособие О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Для реализации программ используем такие формы работы, как экскурсии, НООД, беседы, игры, развлечения, продуктивные виды деятельности, фольклор.
В нашем детском саду функционирует мини - музей «Светёлка». Это деревянная изба, где есть печь, лавки, стол, полки, постелены самотканые половики. Здесь собраны предметы старинного народного быта (мордовского и русского) – самовар, чугунки, деревянные вёдра с коромыслом, ухват, кочерга, сундук, прялка, лоскутное одеяло и многое другое. То есть воссоздана обстановка далёкого прошлого.
Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством мы, естественно, проводим в избе (рассказывание сказок, заучивание потешек, стишков, пословиц, поговорок, именины детей и т. д.). Ставим на стол самовар с угощениями, в гости обязательно приходят любимые сказочные герои (бабушка Арина, бабушка Алдуня и др.), проводятся игры, пляски, хороводы. Дети узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари, усваивают правила гостеприимства.
Мы знакомим детей с народными праздниками. Народные традиции, как русские, так и мордовские, успешно способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, выразительностью, массовостью и наглядностью. Праздники вызывают у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлений, стимулируют самовоспитание. Календарно-обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Это народная мудрость, сохранённая в веках, и это мы стараемся передать детям. Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре мы проводим такие праздники и развлечения, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», Например, на «Рождество» старшие дошкольники ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют младших детей, сверстников, персонал детского сада колядкой (разучиваем колядки, как на русском, так и на мордовском языке); на «Святки» - гадаем; встречаем и провожаем Масленицу; на «Пасху» - красим и катаем яйца; зазываем Весну и т.д.
Народный фольклор мы стараемся использовать не только на обрядовых праздниках, но и на утренниках («Новый год» - на праздник приходят скоморохи, Царевна-лягушка, Баба-Яга, Снегурочку встречают её подружки с прялками; «День защитника Отечества» - богатыри, «8 марта» - матрёшки и т.д.).
Но самым любимым видом деятельности у детей остаётся игра. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов. В своей работе мы стараемся чаще обращаться к народным играм, как русским, так и мордовским: «Ворон», «Раю-раю», «Платки», «Горелки», «Горшки» и т.д. Народную игру, с педагогической точки зрения, отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется память и внимание, отрабатываются речевые, ритмические, интонационно-слуховые, двигательные навыки). Все игры развивают фантазию и воображение ребёнка. А это является главным двигателем развития творческих проявлений детей.
Конечно же, знакомим детей и с народным искусством. Ведь народ, создавая предметы, необходимые для труда и быта, отражал в них свою духовную жизнь, понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно-прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, вышивке, причудливые игрушки.
Игра с русскими и мордовскими игрушками приносит детям всех возрастов большую радость. Знакомим детей с мордовскими игрушками – забавами из Подлесной Тавлы, с русской (Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхов - Майданской) и мордовской матрёшками.
Малышам рассказываем о красоте, яркости, особенностях игрушки. Матрёшка – частый гость на музыкальных занятиях, где у каждой матрёшки свой голосок, своя песенка, (т.е. развиваем у детей звуковысотный слух), слушаем русские и мордовские народные песни. Дети пляшут, поют для матрёшек. Проводим сюжетную утреннюю гимнастику «Матрёшки». Матрёшка часто приходит к малышам на праздники и развлечения.
Старшие дети сравнивают матрёшек по форме, росписи. Знакомим ребят с историей возникновения матрёшки, мастерами. Дети вырезают из бумаги и раскрашивают плоскостные фигурки матрёшек, лепят их из глины, расписывают. На занятиях по развитию речи, в свободной деятельности дети описывают матрёшек, пробуют составлять небольшие рассказы, сказки с персонажем – матрёшкой. Любимы дидактические и хороводные игры с участием матрёшки («Прятки», «Что изменилось», «Галя по садочку ходила», «Весёлая девочка Алёна» и т.д.).
Знакомим детей с Филимоновской, Торжокской, Дымковской игрушками. На занятия по изодеятельности и в повседневной жизни знакомим ребят с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью.
Декоративно – прикладное искусство, в том числе резьба по дереву – неотъемлемая часть культуры любого народа. В детском саду мы рассматриваем с детьми фотографии, слайды с видами Саранска, Темникова и других городов и сёл республики. Знакомим детей со способами украшения деревянных домов затейливой резьбой.
В старшей и подготовительной группах проводим экскурсии, целевые прогулки на тему «Саранск деревянный», рассматриваем с детьми украшения окон, ворот, фронтонов, делаем снимки наиболее интересных и красивых домов, элементов украшения. Потом на основе этих фотографий дети делают рисунки, в которых что-то копируют, а что-то придумывают сами.
Также учим детей делать из картона, бумаги, бросового материала дома, теремки, украшать их самодельными наличниками, воротами, башенками. Затем вместе с детьми придумываем и разыгрываем разные сюжеты, сказки, используя знания детей, их представления и игровой опыт.
Вышивка всегда была и остаётся одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не похожая на другую. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определёнными сочетаниями цветов. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с русской и мордовской национальной вышивкой. Для этого проводим занятия, беседы, экскурсии в детскую библиотеку, Краеведческий музей, где знакомим детей не только с вышивкой, но и с историей и традициями национального костюма, учим сравнивать праздничную и повседневную одежду прошлого, сообщаем сведения о том, как и из чего раньше делали нитки, ткань.
На музыкальных занятиях дети слушают записи народных песен («Красный сарафан», «Со вьюном я хожу», «Куда наряжают девчат?» и др.), разучиваем песни, танцы, хороводы («Прялица», «А мы просо сеяли», «Во саду ли, в огороде», «Топотушки» и др.). Полученные представления закрепляем с детьми на занятиях по ручному труду: учим детей плести коврики, закладки из бумаги, проволоки, ниток, пришивать пуговицы, шить швом «вперёд иголку», вышивать «косичкой»; на занятиях по аппликации и рисованию учим детей правильному сочетанию цветов и определённым узорам, свойственным русской и мордовской национальной вышивке («Составь мордовский узор», «Наряди Татюню и Алдуню» и др.); на физкультурных занятиях, в свободной деятельности играем с детьми в русские и мордовские подвижные игры: «Челнок», «Узелок», « В холсты», «В котёл», «Ленок».
Не менее важным условием воспитания детей в национальных традициях является тесная взаимосвязь с родителями. Роль семьи – передача от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Поэтому изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких понятий:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"
Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...
Статья «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»
Мордовия – часть нашей славной России, Прекрасный, чудесный её уголок. Лесами, полями, народом красива, Красив её рек говорливый поток. Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу, Здесь жили эр...
"Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками"
Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста ребенка, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям. В этом нам, воспитателям ДОУ и родит...
Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».
Ведущая педагогическая идея опыта - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности посредством вовле...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...