"Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками"
консультация (старшая группа)
Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста ребенка, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям. В этом нам, воспитателям ДОУ и родителям, неоценимую помощь оказывает русская народная сказка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бесхмельницына Людмила Юрьевна
Мухина Вера Петровна
МБДОУ ДС №27 «Берёзка»
г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Этнокультурное воспитание – это процесс, ориентированный на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и гражданина многонационального Российского государства. Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является: приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. В этом нам неоценимую помощь оказывает народная сказка.
Сказка не дает прямых наставлений детям ("слушайся родителей", "уважай старших", "не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который дошкольники постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми. Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду. А уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лисичка-сестричка и серый волк". Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").
Сказка — источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания. Созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Когда мы смотрим на народные росписи, вышивки, то воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Вначале нам кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на народной росписи, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа.
Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. В русских сказках отразились его лучшие черты: свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, доброта. Так, в сказках «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» герои мужественно встают на защиту своей Родины от врага и побеждают его. Образцы героизма будят в ребенке готовность к подвигу, а национальность героя – непоколебимую веру в духовные силы своего народа.
Таким образом, сказка – это благодатная и ничем не заменимая основа нравственного и патриотического воспитания, формирования этнокультурного сознания у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...
Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.
Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Сообщение из опыта работы...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».
Ведущая педагогическая идея опыта - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности посредством вовле...
Методическая разработка. Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами России».
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пр...