Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».
материал
Ведущая педагогическая идея опыта - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности посредством вовлечения в творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_nizhegorodtseva_1.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Введение
1.Тема педагогического опыта.
«Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».
- Актуальность опыта
Этнокультурное воспитание дошкольников является актуальным для современного общества. В настоящее время наблюдается потеря интереса к культурному прошлому, к возрождению народных традиций, культуре и языкам народов нашей страны среди подрастающего поколения. Работа по укреплению национального самосознания необходима потому, что знание культурно – исторических ценностей своей страны очень важно для духовно– нравственного становления личности. На основе анализа индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей не сформированы знания о Родине – России, мордовском крае, о традициях и обычаях, об особенностях художественного творчества русского и мордовского народов, недостаточно внимания уделяется воспитанию толерантного отношения детей к представителям различных национальностей, других народов. Воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Приобщение детей к культуре народов России, формирование у них патриотических чувств и развития духовности посредством художественно-творческой деятельности считаю эффективным, поскольку этот вид деятельности всегда вызывает интерес у детей, что является одним из условий продуктивного усвоения изучаемого материала. Произведения национального народного творчества имеют огромную воспитательную ценность, способствуя формированию нравственных чувств дошкольников, развивая и совершенствуя личность ребенка. Кроме того очень важно сохранить и преумножить основы народного художественного творчества для будущих поколений.
- Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности посредством вовлечения в творческую деятельность. В дошкольном возрасте закладываются основы мировозрения человека, его самосознание и ценности, поэтому так важно прививать с малых лет любовь к малой Родине, приобщать детей к национальной культуре родного края, прививать интерес к культурному наследию народов России. Интерес к изучению мира национальной культуры может возникнуть путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Ознакомление детей с народной культурой осуществляется во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности происходит наиболее эффективно, если определены следующие педагогические условия:
- содержание дошкольного образования включает национально-региональный компонент этнокультурного развития дошкольников с учетом возрастных особенностей;
- осуществляется комплексное освоение различных видов искусства в процессе художественно-творческой деятельности и разработана система критериев этнокультурного развития дошкольников;
5. Наличие теоретической базы опыта
В отечественной педагогике исследования, связанные с приобщением дошкольников к национальным традициям народного искусства в художественно - творческой деятельности дошкольников освещены в трудах Шпикаловой Т.Я. «Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России», «Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства», Комаровой Т. С. «Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста», «Народное искусство в воспитании детей», Сакулиной Н.П. «Народное декоративное искусство в работе детского сада», Некрасовой М.А. «Народное искусство как часть культуры». Т.Ю. Купач в своем исследовании «Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях» отмечает, что «… культурно-исторические традиции - это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. - все то, чем наполнена культурно-историческая среда». Он считает, что в воспитательном процессе необходимо использовать весь потенциал традиций в различных видах детской деятельности.
6. Новизна опыта
Новизна моего опыта по этнокультурному воспитанию детей заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, в разнообразии методов и приемов, содержания, материалов, в том что уделяется внимание ознакомлению детей с художественным творчеством как русского, так и мордовского народа, как неотъемлимой его части. Ведь посредством сравнения двух культур дети учатся видеть различия, особенности, взаимовлияние в различных видах художественной деятельности.
II. Технология опыта
На основе диагностики знаний о творчестве и традициях русского и мордовского народов и анализа индивидуальных бесед с детьми, мы поставили перед собой следующие цели:
- приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям;
- формирование интереса к истории культуры, желание изучать культуру родного края;
- формирование и развитие творческих способностей, расширение и развитие у детей художественных представлений в процессе изучения и освоения традиций народной художественной культуры русского и мордовского народов.
Были определены следующие задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с произведениями народного искусства;
- систематизировать знания о художественном творчестве русского и мордовского народов;
Развивающие:
- развивать и совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям родного края;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей;
Для реализации поставленных целей мне необходимо было: изучить этнографическую, педагогическую и научно – художественную литературу; собрать и систематизировать дидактический материал в группе; разработать план кружка по этнокультурному воспитанию; разработать конспекты занятий.
Свою работу по развитию творческих способностей детей веду путем приобщения своих воспитанников к национальному творчеству двух культур, русской и мордовской. Развитию творческого потенциала ребенка в детском саду способствует соблюдение педагогом ряда условий:
- создание мотивирующих ситуаций для возникновения интереса к народному творчеству;
- использование разнообразных методов, видов деятельности детей и воспитателя в процессе работы;
- создание и обогащение предметно-игровой среды группы материалом по данной теме;
- использование как традиционных, так и инновационных педагогических технологий;
- вовлечение родителей в совместную деятельность со специалистами детского сада.
Работа ведется как в рамках непосредственно-образовательной деятельности, так и кружковой форме. Воспитателями нашей группы был разработана программа кружка «Бабушкин сундучок», целью которого является приобщение к культурному наследию русского и мордовского народов. Программа кружка реализуется со средней группы. Работа в каждой возрастной группе ведется по следующим разделам:
Раздел 1. «Быт и традиции»
Раздел 2. «Народные промыслы»
Раздел 3. «Устное народное творчество»
Раздел 4. «Зимние праздники на Руси»
Раздел 5. «Весенние праздники»
Раздел 6. «Природа Мордовского края»
В средней группе в начале года знакомим детей с народными традициями русского народа, мордвы. Формы и методы ознакомления с народным искусством самые разнообразные. Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти я планирую беседы на темы: «Народы России», «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии». В старшей группе, учитывая возросшие возможности детей, вводятся новые беседы «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Одежда народов Мордовии», «Декоративно – прикладное искусство». На всех возрастных этапах, в своей работе использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала вызывает у детей эмоциональный интерес, развивает память, внимание, обогащает словарь.
Чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям, на которых мы знакомим детей с традициями, с творчеством народа, я обязательно включаю игровой момент – приход кукол в национальных костюмах с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Дети проявляют активный интерес к рассматриванию национальных костюмов, украшений, задают вопросы о том, из каких материалов они изготовлены, делают самостоятельные умозаключения о трудоемкости их изготовления. Для работы с детьми был изготовлен объемный иллюстративный материал по теме: иллюстративный материал, включающий описание быта, произведений искусства, созданных народными умельцами, природы родного края, образцы народного творчества и видеоматериалы. Нами, воспитателями, был создан в группе уголок «Мой край – Мордовия!» В уголке размещены государственная символика Мордовии, информация о нашей республике, представленная в иллюстративном и печатном виде. На основе материалов, представленных в уголке, наши воспитанники знакомятся с образцами декоративно – прикладного искусства русского и мордовского народов. Настоящим украшением уголка стали куклы, одетые в национальные русские и мордовские костюмы, сшитые при непосредственном участии воспитателей группы и родителей наших воспитанников. Для изучения народной одежды в уголке имеется настольно-печатная игры «Щак каряк някать», «Одень куклу», оформлены альбомы «Русский национальный костюм», «Мордовский национальный костюм», «Промыслы народов России», помещены образцы декоративно-прикладного творчества (вышивка, народная игрушка, посуда и.т.д)
С целью оснащения предметно-развивающей среды по теме и вариативности средств обучения нами был изготовлен лэпбук «Наша Родина – Мордовия». В пособии размещены: информация о государственных символах республики, городах Мордовии, видах национальных костюмов, образцы мордовского орнамента, дидактические игры, закрепляющие знания о живой и неживой природе Мордовского края. В лэпбуке используются также раскраски с изображением мордовского орнамента, которые помогают закрепить знания детей об его отдельных элементах, отличительных особенностях мордовского узора, отработать практические навыки рисования элементов узора. Большой интерес у детей при работе с лэпбуком вызвала дидактическая игра «Составь узор». Игра оформлена в виде мини-фланеллеграфа, на котором предлагается выложить орнамент из готовых элементов, используя образцы, или проявляя творческое мышление, фантазию, придумать свой узор.
Для обобщения и систематизации знаний о декоративно – прикладном искусстве используем дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям развивать умение различать сходство и находить различия между произведениями художественного искусства, понимать и запоминать методы и формы изготовления, различать используемые материалы. Дидактические игры предоставляют большие возможности для эстетического развития детей. В средней группе детям предлагаются игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», «Путешествие в страну вещей», «Угадай орнамент». Играя в дидактические игры «Угадай орнамент», «Найди по описанию», в старшей группе, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес и ребенок запоминает активнее, не замечая что его обучают.
Согласно планированию непосредственно–образовательной деятельности в ДОУ, уже со второй младшей группы вводится декоративное рисование по мотивам народных промыслов. Для успешного овладения детьми навыков рисования используем доступные для восприятия детей произведения народного творчества. Очень важно учитывать принцип постепенности, переходя от уже усвоенного материала к более сложному. Это касается приемов рисования, композиции и содержания рисунка. В ходе работы дети учатся различать виды элементов декоративно-прикладного искусства, различать виды народных промыслов по их традиционным образцам орнамента, приемам рисования. Например, выполняя задание по расписыванию матрешки, дети младшей группы воспроизводят простейшие элементы росписи (линии, круги, полоски), а в старшей группе используют цветочный мотив Семеновской, Загорской или Полхов-Майданской матрешки. Знакомясь с хохломской росписью, гжелью, образцами жостовской росписи дети наблюдают связь искусства с природой и обычаями, историей народностей России. Мир животных, птиц и растений нашел отражение в элементах узора. Рассматривая хохломскую посуду на занятии, дети заметили ягоды рябины в орнаменте и то что, такие же они наблюдают на прогулочном участке нашей группы. Цветовая гамма также различна для каждого промысла, являясь характерной особенностью и позволяя детям в непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение). В старшей группе дети учатся выполнять работу в определенной последовательности: - подбор элементов определенного орнамента – составление композиции – подбор цвета для элементов и фона – выполнение рисунка гуашью. Таким образом, закрепляются умения рисования, как определенных элементов узора, так и составления композиции. Замечено, что дети проявляют интерес к рисованию в свободной деятельности. В центре изобразительной деятельности нашей группы расположены образцы орнаментов, трафареты с различными элементами, раскраски с помощью которых дети могут закреплять полученные навыки рисования, воплощать в рисунке свои творческие задумки, приобщаясь к народной культуре.
Большой интерес у дошкольников вызывает художественный ручной труд в процессе ознакомления с декоративно-прикладным творчеством, так как дети имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов.
Аппликация, как вид декоративно-прикладного искусства доступный детям дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей детей, учит основам создания композиции, пропорциональному решению и сочетанию цветов и элементов. На занятиях в средней группе по теме «Укрась платочек», «Платье для куклы», «Укрась полотенце», «Салфетка для мамы» дети знакомятся с мокшанским национальным узором, изучая характерные особенности его элементов (крест, треугольник, ступеньки и др.). Он издавна использовался в мордовской вышивке, украшавшей одежду, предметы быта в прошлом и используется для украшения сувенирных изделий и в наши дни. Дети создают аппликации сначала по образцу, а потом, проявляя фантазию, свои работы. Дети старшей группы овладевают умением вырезать элементы аппликации по готовой разметке. Они продолжают создавать композицию по мотивам народной вышивки и элементов декоративной росписи на бумаге различной формы, а также на формах, изображающих различные силуэты одежды и предметов быта (платье, фартук, ложки и.т.д).
Лепка в ознакомлении с декоративно-прикладным искусством в моей работе с детьми представлена и традиционными техниками и нетрадиционными. Начиная работу по формированию представлений о скульптурах малых форм, рассматриваем иллюстрации, фотографии подлинных образцов. Далее, в свободное от занятий время, рассматриваем народные изделия, тактильно исследуем пластику формы, сравнивая характерные особенности различных видов. При рассматривании обращаю внимание детей на образы, которые лежали в основе создания произведений (мастера прошлого часто изображали птиц, животных, а также людей в процессе их жизнедеятельности). Применение наглядных образцов положительно влияет на восприятие материала и создает мотивацию к практической работе. В лепке используем различные способы лепки: конструктивный и пластический, а также их сочетание. Дошкольники старшей группы лепят изделия, декорируя их различными способами. На занятиях по лепке использую различный материал. Традиционный материал изготовления - глина. Работа с глиной создает представление детей о жизни, труде и быте наших предков, формирует представление о возникновении промысла. Расписывая готовые изделия, созданные своими руками, дети совершенствуют знания о характерных особенностях промысла (цветовой гамме, форме, композиции). Для создания поделок по мотивам народных промыслов используем также и пластилин. В средней группе дети знакомятся с приемами декоративной лепки из пластилина, продолжая их освоение в старшей и подготовительной группах. При изучении тем, связанных с народными промыслами, дети делают предметы посуды, в технике гжель, хохлома, украшая их «жгутиками», «шариками», бусинами и т.д.; учатся основам сюжетной лепки и созданию рельефных образов (фигурки людей и животных).
Одной из нетрадиционных техник создания композиций в декоративно - прикладном искусстве является пластилинография. Рисование пластилином – увлекательный способ вызвать интерес ребенка к народному творчеству, способствует освоению элементов орнамента благодаря тактильному восприятию. Также практикую в своей работе выполнение поделок из теста. Используя тестопластику, вид декоративно – прикладного искусства, можно с успехом развивать интерес к народному творчеству. Осваивая выполнение изделий в этой технике, дети нашей группы, в рамках цикла занятий на тему: «Весенние праздники», изготовили фигурки птичек-жаворонков. Эти поделки мы взяли на прогулку, в ходе которой дети познакомились с традицией празднования народного праздника «Жаворонки». Дети читали заклички, стихи, водили хоровод, приобщаясь к традициям прошлого.
В своей работе по созданию поделок по мотивам народного творчества применяем сочетание лепки с другими видами изобразительной деятельности. Примером такой поделки является изготовление сувениров – оберегов детьми подготовительной группы. В изготовлении сувенира использовались элементы тестопластики и декоративного рисования. Ребята подошли к изготовлению поделки с ответственностью и большим интересом, так как сувениры были подарены гостям фольклорного праздника «Осенины», который был разработан и проведен совместно с музыкальным руководителем.
При ознакомлении дошкольников с традиционным художественным творчеством большое внимание уделяется народной игрушке. Дети знакомятся с народной игрушкой с самого раннего возраста, они с интересом рассматривают дымковкие, каргопольские, филимоновские игрушки, игрушки мастеров с. Подлесная Тавла, фигурки, украшенные гжельской росписью, необычные для современных детей тряпичные куклы, разнообразные деревянные матрешки. Знакомство с народной игрушкой начинается в самом раннем возрасте. Малыши с интересом рассматривают игрушки, находящиеся в национальном уголке в группе, тематические альбомы, иллюстрации к сказкам. Народная игрушка привлекает детей своей простотой, колоритом, пробуждает воображение и игровой замысел. Именно поэтому мы используем игрушки, в том числе изготовленные и декорированные ребятами в различных видах деятельности, например, в настольном театре. В свободной деятельности дети тоже с удовольствием играют с яркими матрешками, забавными игрушками – свистульками, дымковскими барышнями и наездниками. Одним из ярких примеров игрушки – самоделки являются тряпичные куклы. Увлекательным путешествием в прошлое стало для наших детей и их родителей совместное изготовление таких куколок в качестве сувениров к празднику Масленице. В ходе мероприятия была показана презентация об истории возникновения тряпичной и соломенной кукол, способах ее изготовления, традициях связанных с ее использованием.
Для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, поэтому совместное творчество широко практикуется в нашей практике по этнокультурному развитию детей. Совместное участие родителей и детей в мероприятиях, проводимых в детском саду, помогает формированию ценностного отношения к семейным традициям и культурному наследию нашей Родины, толерантному отношению к традициям других народов. Родители наших воспитанников активно принимают участие в работе по ознакомлению детей с художественным творчеством и традициями родного народа: участие в выставках совместного творчества, изготовлении атрибутов к праздникам, подборе наглядного материала. Педагогами нашей группы совместно с родителями был разработан и реализован проект «Моя семья», посвященный традиции празднования Дня семьи, любви и верности. В ходе проекта дети познакомились с историей возникновения праздника, легендой о святых Петре и Февронии, узнали что такое генеалогическое древо, разучивали стихи и пословицы о семье. Художетвенно-творческая деятельность в проекте была представлена изготовлением символа праздника - ромашки, семейной фоторамки, игольницы для бабушки.
III. Результативность опыта
Этнокультурная осведомленность дошкольников играет огромную роль в целостном развитии личности ребенка. Оценку качества эффективности работы по этнокультурному воспитанию посредством художественно–творческой деятельности дошкольников прослеживаю в процессе диагностического обследования воспитанников два раза в год, в начале и в конце учебного года. Для проведения диагностики неоходимо было определить критерии сформированности этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Результативность процесса этнокультурного воспитания дошкольников определялась через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий) и выявлялась в соответствии с определенными критериями и показателями, отражающими изменения в познавательной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности. Для выявления результативности работы по этнокультурной компетенции детей мной были использованы следующие методы педагогической диагностики:
- беседы с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
В ходе проведения диагностических исследований оценивались: понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской) и региональной (мордовской); наличие представлений о предметах народного быта, народных праздниках и культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского и мордовского народов; умения различать изделия народных промыслов, называть их; умение использовать данные знания и умения на практике, в продуктивной деятельности.
Анализируя результаты работы по этнокультурному направлению, можно наблюдать положительные результаты. Мониторинг результатов диагностики за прошлый учебный год по этнокультурному развитию воспитанников средней группы показал следующие результаты:
Сентябрь 2019 года
Критерий оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Знание о себе | 30% | 45% | 25% |
Знание о представителях других наций | 5% | 10% | 85% |
Знание о быте и трацициях | 10% | 25% | 65% |
Знание о народных промыслах | 5% | 20% | 75% |
Знание о календарных праздниках | 10% | 15% | 75% |
Сентябрь 2020 года
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Знание о себе | 40% | 45% | 15% |
Знание о представителях других наций | 10% | 15% | 75% |
Знание о быте и традициях | 25% | 25% | 50% |
Знание народных промыслов | 30% | 30% | 40% |
Знания о календарных праздниках | 20% | 20% | 60% |
Результаты диагностики 2019–2020 учебного года воспитанников 4-5 лет хорошо прослеживаются в таблицах. Если на начало года процент знания о представителях других национальностях был очень низким, некоторые дети ничего не знали других народностях, то к концу года процент среднего и высокого уровней знаний о республике достиг 25%, знаний о себе - 85%. Знания о быте и традициях родного края так же расширились и систематизировались, результат высокого среднего уровня достиг 50%. Улучшились знания народных промыслов с 25% с начале года, до 60% в конце. Положительные тенденции наметились в области знания детьми народных календарных праздников.
В результате работы по этнокультурному развитию детей посредством художественного творчества, на основании проведенных диагностических исследований и педагогического наблюдения, можно отметить, что большинство детей проявляет устойчивый интерес к ознакомлению с традициями родного края, художественному народному творчеству, научились различать виды декоративно – прикладного искусства по характерным особенностям. В игровой и творческой деятельности используют наглядные образцы, закрепляют полученные навыки в свободной деятельности.
Повысился уровень заинтересованности родителей в этнокультурном воспитании детей. Родители воспитанников нашей группы принимают активное участие в собраниях, праздниках, круглых столах и мастер – классах. Принимают участие в создании и пополнении национального уголка в группе, в подборе наглядного материала, организации выставок совместного творчества.
Список литературы:
- Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982.
- Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М – во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. -108 с.
- Изобразительная деятельность в д/с: учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. Цветной мир, 2012.
- Исайкина А.И. Обучение дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: Программа и методические рекомендации; МО Республики Мордовия, МРИО. - Саранск, 2005. – 58 с .
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
- С чего начинается Родина? (Опыт работыы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2004. -192 с.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"
В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....
Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».
Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности». Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос:правильно ли им выбрана форма ...
Обобщенный опыт работы по теме "Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей"
Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити»....
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»
Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую де...
Доклад "Развитие способностей дошкольников посредством художественной творческой деятельности".
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомление с окружающим предметным миром,...
Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическ...