Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
проект (младшая группа)
Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_izbav.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Золушка»
Подготовила воспитатель Умарова И.И.
Когалым 2019г.
Пояснительная записка.
Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей страны и региона, воспитание уважения к другим народам и культурам. Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать образовательный проект «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.
Возраст детей нашей группы 3-4 года (младший дошкольный возраст). Поэтому перед собой поставили цель.
Цель - приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы, уважении к русской народной культуре.
Задачи:
- познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением;
- формировать первоначальные представления о народных традициях, обычаях, обрядах
- развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству.
- развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- познакомить с русскими народными хороводными играми;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Проект реализовывали в тесном сотрудничестве с родителями нашей группы, а также специалистами детского сада.
В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:
предметы быта (посуда, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);
макет русской печи;
декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);
предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) и др.
Для решения образовательных задач работу в мини-музее «Русская изба» организовали как в непосредственно образовательной деятельности (в режиме дня, так и в организованной образовательной деятельности с детьми через разные формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, игровой, продуктивной, музыкальной, театральной, двигательной.
Направления проектной деятельности: воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования
Сроки реализации: долгосрочный
Основной раздел программы: познавательное развитие
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка разного вида бросового материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты);
- создание мини-музея «Русская изба».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной деятельности, на темы: «Знакомство с русской избой»; «Знакомство с хозяйкой русской избы»; «Русская народная игрушка - матрешка»; Посиделки в русской избе.
Оформление альбомов: «Русская народная кукла», «Мое любимое имя»; альбом рисунков «Дымковская игрушка», альбом «Русская национальная одежда»; альбом "Предметы утвари русской избы"
Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку», «В русской избе».
Ручной труд: изготовление оладушек,посуды из глины и соленого теста.
Разучивание русских народных частушек, песен, чтение русских народных сказок.
III. Презентационно - завершающий
Непосредственно образовательная деятельность конспект «Посиделки в русской избе»
Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок».
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси,предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.
Для педагогов:
Приобрели опыт в проектировании и создании мини- музея. Изучили методическую литературу, опыт педагогов в рамках проекта. Построили взаимодействие с родителями по реализации проекта.
Для родителей:
Повысилась активность родителей. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.Методы проекта:
- Наблюдение.
- Совместные игры
- Активные формы образовательной деятельности и познавательные НОД
- Беседы,
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русскому быту, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о разных видах национального искусства, об русской избе, народной кукле, начнут проявлять интерес к истории и культуре русского народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта будут выполнены.
Перспективный план
Тема | Цель | Итоговые мероприятия | Работа с родителями | |
Октябрь | ||||
НОД Тема: "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ" | Цель. Знакомство с «избой» и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике. | Совместная деятельность родителей и детей. Выставка поделок "Дары природы". | ||
"Добрые избы". | вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе. | Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие в русскую избу». | Привлечение родителей к пополнению мини-музея. | |
НОЯБРЬ | ||||
Одежда. | Знакомство с элементами русского народного костюма. | -Д/и «Подбери головной убор к сарафану»и Выставка детского творчества «Синенький кафтанчик, красный сарафанчик». | Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм». | |
НОД Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»; | Познакомить с народной игрушкой — матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку. | Ручной труд: "Укрась матрёшку" | Беседа о русской матрешке. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
Зимние забавы. Новый год. | Знакомство с традициями народного быта. Приберём избу к празднику (предметы быта) . Празднование Нового года на Руси. | Семейные посиделки «В преддверии Нового года» | ||
«Русская изба» | Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности старого и современного быта. | Дидактическая игра «В русской избе» | Выставка из бросового материала | |
ЯНВАРЬ | ||||
Что расскажет о себе посуда". | познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной. | Изготовление предметов посуды из соленого теста | Беседа о деревянных ложках. | |
ФЕВРВЛЬ | ||||
"Наши руки не знают скуки". | воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, ложками, шкатулками, солонкой, плошками. | НОД Тема: «Знакомство с хозяйкой русской избы» | Беседа: "Гости в горнице" | |
МАРТ | ||||
«Делу – время, потехе – час» | Знакомить детей с произведениями русского фольклора. | Чтение пословиц, поговорок, русских народных сказок. | Утренник посвященный Международному женскому дню "Мамы всякие нужны..." | |
АПРЕЛЬ | ||||
"Давайте жить дружно". | познакомить детей с русской народной куклой | Изготовление тряпичных кукол | ||
МАЙ | ||||
НОД " Посиделки в русской избе." | формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа; | Открытый показ | ||
"Посиделки у самовара". | познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа. | Беседа о традициях русского чаепития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
проект "Народные игрушки как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Проект по приобщению детей к истокам русской культуры...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....