Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента
проект (подготовительная группа) по теме
Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_murmanchane_madou_151.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом.
С. М
Познавательно – исследовательский проект
«Я Мурманчанин!»
по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента
, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным
патрио
С. Михалков
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Аннотация к проекту
Доступны ли детям 4-7 лет чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации является метод проектов. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Авторы проекта «Я Мурманчанин!»:
- Таранченко Виктория Николаевна, воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151;
- Ковалёва Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151;
- Лупанова Галина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151
Описание материала.
Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Методический паспорт проекта
Руководитель проекта: воспитатель ДОО подготовительной к школе группы.
Участники проекта: дети, педагоги ДОО, родители воспитанников.
Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям своего народа.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети 6-7 лет.
Проблема: приобщение к культурно-историческому наследию родного края.
Предмет проекта: история Кольского полуострова.
Тип проекта:
- по направленности: познавательный, практико-ориентированный;
- по форме организации: взросло-детский, игровой;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: 7 месяцев (октябрь – апрель).
Цель проекта: формирование у дошкольников духовно-патриотических и культурно-нравственных чувств, основанных на ознакомлении с их с историей Кольского края.
Задачи проекта:
- Закрепить знания о государственной символике РФ, города Мурманска, Мурманской области.
- Воспитывать интерес к истории своей малой родины.
- Расширить знания о городах Мурманской области.
- Расширять представление о национальной культуре народов севера, знакомить детей с саамскими народными сказками, народным прикладным искусством.
- Формирование интереса к культуре и традициям других народов, уважительного отношения к национально - обусловленным различиям людей во внешнем виде, поведении, произношении.
- Воспитывать у детей любовь к родному городу, его истории, чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материально-техническое обеспечение:
- аудио-, видеосистемы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, компьютер;
-библиотека для детей и родителей с подбором исторической, познавательной литературы;
- наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- выставки рисунков, книг, поделок;
- помещения для проведения открытых мероприятий Групповая комната, музыкальный зал).
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
-наличие методических разработок;
-интеграция со специалистами детского сада.
Сценарий совместных действий по решению задач (основные шаги по реализации проекта).
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки: стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки и т.п.), проведение совместных мероприятий с детьми и родителями, презентация проекта.
Формы реализации.
- Работа с детьми: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, викторины, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки, создание мультимедийных презентации.
- Работа с родителями: консультации, совместная деятельность с детьми, участие в конкурсах, праздниках и развлечениях.
Описание конечного продукта проекта.
- Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о Мурманске», «Стихи о севере», «Игры народов Севера», «Пословицы и поговорки».
- Оформление фотоальбомов: «Мой Мурманск», «Герои Саамских сказок», «Саамский народный костюм», «Костюмы народов России».
- Создание коллекций: монет, камней, саамские поделки, изделия из оленьего меха.
- Оформление выставки детских работ: «Мой Мурманск», «Гербы Мурманской области», «Саамские узоры», «Национальный костюм».
- Оформление детских рукописных книг: «Мурманск и Мурманская область», «По саамским сказкам».
- Презентация проекта: «Я Мурманчанин!».
Актуальность проекта.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в основной образовательной программе МАДОУ г. Мурманска № 151 в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Кольского полуострова. Вариативность содержания дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении индивидуальна и определяется основной образовательной программой учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы. Познавательно-исследовательский проект « Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента является одной из эффективных форм работы с детьми на основе пректно-исследовательской деятельности.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие северной местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольного образовательного учреждения адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Этапы проведения и реализации проекта.
I этап проекта (вводный этап). Выбор темы и разработка проекта:
- постановка целей и задач;
- составление перспективного плана;
- подбор методического инструментария, в том числе изучение новых методик и технологий по вопросам патриотического воспитания.
II этап проекта (практический этап). Реализация перспективного плана работы по проекту.
III этап проекта (обобщающий).
- презентация проекта: «Я Мурманчанин!»;
- обобщение итогов работы с детьми.
Предполагаемый результат.
- Для детей: освоение детьми доступных знаний об истории родного края, традициях и обычаях народов Севера, осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
- Для родителей: осознание важности воспитания у детей патриотических качеств в дошкольном возрасте.
- Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
- Для детей и взрослых: приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Перспективный план работы по реализации познавательно-исследовательского проекта «Я Мурманчанин!»
месяц | Тема | НОД | Беседы | Художественное творчество | Ознакомление с художественной литературой | Игровая деятельность | Работа с родителями |
Октябрь | Кольский полуостров | Формирование целостной картины мира «Голубые ниточки Мурманской области» Цель: расширять представления о водоемах Мурманской области; уточнять знания о том, как образуется река, о происхождении названия некоторых рек Мурманской области; воспитывать чувство ответственности за состояние природных богатств Кольского полуострова. | «Что такое Гольфстрим?» «Что растёт на Кольском полуострове?» «Северная ягодка» «Кто в тундре живёт?» «Перелётные птицы» «Полезные ископаемые» «Красная книга природы» | Аппликация «Обитатели Кольских рек» Рисование «Реки и озёра нашего края». Лепка «Грибное лукошко» Конструирование «Корзиночка». | И. Ядринцева «Волшебный полуостров» О. Бундур «У нас, на Крайнем Севере» Т. Васенцева «Чудеса Севера» О. Аксёнова «Приезжайте в тундру к нам» В. Сидорин «Как две сёмги встретились» | Игры с предметами: «Найди на глобусе» Словесные игры: «Какая бывает вода?» «Хорошо – плохо» «Что за птица?» «Угадай по описанию» «Съедобное - не съедобное» Подвижные игры: «Море, суша, небо», «Евражки на голубых озерах» «Ручеек, речка» «Удочка» | Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка» Консультации: «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников» Изготовление карты Кольского полуострова |
Ноябрь | «История родного города» | Формирование целостной картины мира «История возникновения Мурманска» Цель: Дать детям элементарные знания об истории возникновения города. Уточнить знания детей о достопримечательностях современного г. Мурманска. Воспитывать чувство любви, гордости за свой любимый город. | «Имя города» «День рождения города» «Как всё начиналось» «Экскурсия по городу» «О чём рассказывают улицы города» | Рисование «Герб Мурманска!» Рисование по замыслу С чего начинается Родина? Конструирование «Оленье стойбище» Аппликация «Белый медведь и северное сияние» | И.Ядринцева «Арктики столица» С. Дорохов «Если ты на Севере живёшь» Т.Васенцева «Чудеса Севера» Избранное «Легенды и мифы севера». Избранное «Мурманск – край России». А.А Киселёв, М.А Тулин «Улицы Мурманска» | Настольно – печатные игры: «Что общего?», «Собери герб», «Путешествие по карте России», «Найди похожие флаги», «Найди монетки». Словесные игры: «Назови по-другому цвет», «Назови что, видишь», Подвижные игры: «Знамя», «Подвижные Флажки». «Горелки» | Консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников» Создание совместно с родителями альбома рисунков: «С чего начинается Родина» |
Декабрь | «Мы –Мурманчане!» | Формирование целостной картины мира «Герб города Мурманска». Цель: закрепить знания детей о символике России; познакомить со щитами различной формы, как основным (обязательным) компонентом герба; познакомить с гербом города Мурманска и его основными компонентами; воспитывать уважение к гербу города Мурманск. | «Мурманск – главный город севера» «Что я знаю о городе Мурманске», «Путешествие по городу» (сопровождается показом иллюстраций) «Важные профессии нашего города» «Места отдыха жителей города» | Рисование «Мой Мурманск» Аппликация «Улицы города» «Кольский мост» Конструирование «Мой детский сад» Ручной труд «Микрорайон города» | Просмотр видеофильма «Мой любимый город». Е. Наумов «Сказки северного сияния». Е. Двинин «Край, в котором мы живем». Л.Вьюнник «Мурман». В.Глорец «Расскажи сказку чайка». Л.Яхнин «Сказки дружной семьи». | Настольно – печатные игры: «Найди и убери лишнее», «Запомни и найди». «Узнай и найди герб г. Мурманска». Словесные игры: «На земле, в небесах и на море», «Для чего нужен предмет», «Назови три предмета», «Подбери слово», «Отгадай-ка!». Подвижные игры: «Кораблики», «Море волнуется…». С/р игры «Моряки», «Рыбаки» | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Создание альбома рисунков «Мой Мурманск» |
Январь | «Мурманская область» | Формирование целостной картины мира «Герб и флаг Мурманской области». Цель: закрепить знания, полученные в работе с картой; научить составлять описательный рассказ по опорным таблицам; познакомить с гербом и флагом Мурманской области; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю. | Работа с картой России: «Путешествие по Мурманской области». Беседа: «Назови города Мурманской области», «Расскажи о городе Мурманской области, где ты бывал». «Едем на поезде» «Главное богатство Кольского края - люди» | Рисование: «Город, который мне нравится». Конструирование «Мы строим города». Рисование «Флаг мурманской области» Аппликация «Герб Мурманской области». | Чтение и разучивание стихотворений о Мурманской области и о Севере. А.В. Патрикеева «Мурманская область». В. Суслов «В краю поющих сугробов». В. Семенов «Люблю я Заполярный край». В.Сорокожердьев «Белое море». | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Настольно – печатные игры: «Найди герб», «Найди флаг», «Какой предмет лишний?», «Собери герб Мурманска, Мурманской области» «Найди ошибку» Словесные игры: «Кто больше назовет действий», «Назови правильно», «Назови цвета по-другому», «Составь рассказ по таблице», ''Узнай, герб, флаг по описанию» Подвижные игры: «Города», «Морские забавы», «Городки». | Консультация «Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка» Создание альбома рисунков «Едем на поезде» |
Февраль | «Коренные народы Крайнего Севера» | Формирование целостной картины мира «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера». Цель: познакомить детей с жизнью народов севера; воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины; познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка; | «Растительный мир Заполярья» «Край, в котором мы живем» «Север – край суровый» «Животные Севера» «Чем богат наш край родной» | Аппликация «Укрась саамским узором одежду» Рисование ««Житель Севера – олень» Рисование «Чахкли» Ручной труд Изготовление амулета «Ловец снов» | Чтение и разучивание стихотворений саамских поэтов: О.Вороновой, А.Бажанова, Е.Коркиной, Э.Галкиной Чтение саамских сказок «Семилетний стрелок», «Чахкли» «Невеста Солнца» Показ презентации «Культура и быт Саамского народа» Литературная встреча с саамской сказочницей Н. Большаковой | Подвижные игры: «Олени и оленевод» «Птицелов» «Охотники и куропатки» «Кто быстрей построит чум» «Борьба на палке» | Консультация «Влияние семьи на духовно- нравственное воспитание детей» Совместно с родителями экскурсия в Детскую юношескую областную библиотеку. В зал «Кольский Север» |
Март | «Они прославили наш край» | Формирование целостной картины мира «Имена героев в названиях улиц города» Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения города; познакомить с историей названия улиц города (близлежащие улицы); обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города; знакомить с людьми, которые прославили наш город ; развитие чувства ответственности и гордости за свой город; формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям. | «О. Воронова – собирательница саамского эпоса» «Люди – защитившие наш город» «Прославленные моряки и рыбаки» «Какие профессии нужны нашему городу» «Ученые, краеведы, литераторы, композиторы Кольского севера» | Рисование «Никто не забыт, ничто не забыто» Аппликация «Открытка Ветерану» Лепка «Мы склонились низко-низко …» | Н. Колычев «Мурманские ступеньки» А.А Киселёв - «Мурманск-город герой!» А.М Дунаевский «Дни и ночи Мурманска: По следам военных записок» А.А Киселёв, М.А Тулин «Улицы Мурманска» И. Папанин «На полюсе» | Дидактические игры: «Путешествие по городу» «Найди свою улицу», «Что я видел на своей улице», «Путешествие по микрорайону». Подвижные игры: «Краски», «Салки – не попади в болото», «Загони льдинку», «Стоп» | Игра-викторина «Я знаю свой город!» Консультация «Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста». |
Апрель | Формирование целостной картины мира Заключительное занятие. Игра – викторина. Цель: обобщить и уточнить представления детей о происхождении и назначении официальной символики России и Мурманской области. Уточнить знания о Мурманске и его достопримечательностях; о городах Мурманской области и их предприятиях. | «Герб и флаг – что это?», «Что нового мы узнали о нашей стране». Составление кратких рассказов о Мурманске, Коле и городах Мурманской области. Работа с картой. | Рисование «Герб моей семьи», «Природа севера». Аппликация «Город моей мечты». Конструирование «Мы строители». Лепка по замыслу детей | Чтение легенд и мифов о Севере. Чтение стихотворений поэтов Мурманской области. | Словесные игры: «Кто больше знает», «Назови больше предметов», «Исправь ошибку». Настольно - печатные игры: «Мы путешествуем по карте России», «Сделай сам». Подвижные игры (по желанию детей). | Презентация «Мы Мурманчане!» |
Вывод.
На протяжении работы по проекту осуществлялась реализация содержания всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Итоги проекта:
● В ходе реализации проекта, дети стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией.
● Познакомили детей с географическим положением Кольского полуострова, геологическими особенностями рельефа, названием области и городов Мурманской области, расширили знания детей о городе Мурманске.
● Ребята познакомились с историей Мурманской области, образованием городов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Кольского полуострова, закрепили знания о символике родного края, её значении.
● Расширили представления о работе рыбаков, моряков, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования.
● Познакомили детей с геологическими особенностями рельефа Кольского полуострова, расширили знания о полезных ископаемых.
● Расширили знания о людях, прославивших Кольский край. Встречались с саамской писательницей Надеждой Большаковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...
Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"
Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...
Исследовательский проект «Игровые технологии в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является той ступенькой в жизнь, на которой начинается формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственных основ личности с осознанием социальной значимости себя в ок...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Историческое прошлое Ставропольского края»
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, к краю развитие толерантности детей дошкольного возраста....