Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ
презентация
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка».
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А. Сухомлинский
Актуальность Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениям и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени (этнопсихологический словарь ). Для сохранения национального самосознания, духовно-нравственной культуры важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои и традиции, которыми обладают люди старшего поколения.
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка». З адачи : приобщать воспитанников к традициям родного города и края через связь поколений; углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии; воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.
Участники творческих вечеров «Встреча поколений» - дошкольники 4-7 лет, педагоги, родители, Народный хор ветеранов «Калинушка». Периодичность - 3 раза в год Тематика 10 сентября – «День рождения детского сада»; 27 сентября – «День Енисея»; 7 декабря – «Мое Красноярье» (день рождения Красноярского края ); 21 февраля – «Лесосибирск родной - город молодой» (день рождения г. Лесосибирска); 9 мая – «Никто не забыт – ничто не забыто ».
Этапы творческих встреч «Вечера поколений» 1. Планирование и координация работы по подготовке и проведению творческих вечеров, осуществление контроля за выполнением. 2. Разработка сценария. 3. Определение сроков проведения, размещения участников. 4. В ходе подготовки: - погружение детей в идею проведения творческих встреч через создание проблемной или сюжетной ситуации, создающей интерес, мотивацию детей к участию; - побуждение детей к получению информации о тематике творческих вечеров через чтение художественной литературы, изучение информации в мини-музее ДОУ, организацию детской продуктивной деятельности; - в ходе бесед и обсуждении педагоги предоставляют возможность детям самим определить содержание своей деятельности, выбрать партнера и договориться о совместной деятельности.
5. Привлечение родителей к реализации творческих вечеров. 6. Организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала, подбор и изготовление, реквизита и костюмов, подготовка к выставке). 7. Привлечение спонсоров. 8. Проведение творческого вечера «Встреча поколений». 9. Рефлексия.
Содержание встреч включает: 1. Песенный репертуар в исполнении Народного хора ветеранов «Калинушка»: патриотические песни, русские народные, лирические произведения, песни военных лет, о России, Сибири и родном крае. 2. Песенный репертуар в исполнении дошкольников (советских и современных композиторов о красоте России, Великой Победе). 3. Чтение детьми стихотворений авторов Красноярского края и города Лесосибирска.
4. Показ мини-сценок, слайдовых презентаций, связанных с историей города и края. 5. Исполнение танцевальных композиций разных народов (русских, украинцев, таджиков, татар). 6. Творческие выставки (рисунки, поделки, изделия декоративно-прикладного творчества, макеты, плакаты и др.). 7. Беседы за круглым столом.
Отслеживание результатов творческих вечеров «Встреча поколений» осуществляется через: изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме; анкетирование , собеседование, анализ отчетов педагогов; интервьюирование , опросы, отзывы родителей и приглашенных гостей в альбоме; выявление представлений у детей об особенностях своего города, края и отношения к нему: наличие у ребенка интереса к окружающему миру; анализ детской деятельности (творческие работы, рассказы о городе); наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющееся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах); характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру; участие в доступном общественно - полезном труде, социально-значимых событиях семьи, детского сада, города.
Показатели эффективности Участники Количественный результат Качественный результат Дети - участие 100% детей ДОУ в мероприятиях «Встреча поколений». - у детей расширились представления о природном и социальном мире города Лесосибирска и Красноярского края; - дети проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Лесосибирска , края; - воспитанники проявляют инициативу в социально - значимых делах: участвуют в социальных и экологических акциях; праздничных событиях, традиционных для семьи, города, страны; - отражают свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: играх, театральных постановках, оформлении выставок и др.; - проявляют интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города. Педагоги - реализация запланированных мероприятий; -100% педагогов по краеведению систематически включают разные формы: экскурсии, диалоги-размышления, минутки-наблюдений, открытие интересных фактов, фантазирование и др. - повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - зарождение новых традиций в ДОУ через культурно-досуговые мероприятия по передаче опыта культурных ценностей от старшего поколения к младшему; - накопление методического и практического материала по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках реализации регионального компонента ООП ДО.
Показатели эффективности Участники Количественный результат Качественный результат Родители - включенность родителей в деятельность ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициях города, возрождения и сохранения традиций в семье (60%); - 70% считают важным и необходимым знакомить детей с родным городом, его историей, к ультурой; - 50% посещают концерты, выставки, музей; - 60% участвуют в проектах, акциях, мероприятиях города; - 80% удовлетворены работой ДОУ по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. - сохранение и возрождение национальной культуры (результат качества выполнения можно определить путем анкетирования родителей, участия в совместных мероприятиях) Социум - привлечение к деятельности других ДОУ, библиотеки, музея, музыкальной школы. - расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными структурами; - повышение имиджа ДОУ среди населения города.
Значимость результатов д анную форму работы с привлечением творческих коллективов можно использовать на любой территории; н е утрачивается связь поколений; п опуляризация и сохранение народной культуры; в оспитание толерантности; в озможность расширения субъектов взаимодействия со стороны старшего поколения (клубы, народные хоры, объединения).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
Творческие вечера «Встреча поколений» как практика духовно-нравственного развития дошкольников в условиях ДОУ
(представление опыта работы на окружном семинаре-совещание «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов»)
Старший воспитатель
Петрова Ольга Васильевна
г. Лесосибирск 2018
Воспитание патриотизма, духовно - нравственно развития дошкольников приобретает большое общественное значение, становится задачей государственной важности. Любовь к Родине – самое глубокое и сильное чувство – это и любовь к местам, где родился, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание делать добро. Наш Красноярский край неповторим, у него богатейшая природа, своя уникальная история, и об этом необходимо знать будущему поколению. Воспитание любви к родному краю невозможно без приобщения к их культурным традициям.
Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениям и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени (этнопсихологический словарь).
Поколение современных родителей больше опирается на советы интернет - ресурсов и недостаточно использует в воспитании творческий опыт народа. В семье практически не звучат народные, патриотические песни, поэтическое слово, возможно, вследствие того, что сами были лишены ценностей народной культуры. В разрыве связей поколений, традиций между старшими и младшими утрачивается огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений.
Для сохранения национального самосознания, духовно-нравственной культуры важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои и традиции, которыми обладают люди старшего поколения. Не в каждой семье есть возможность общения детей с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, с которых начинается приобщение ребенка к истории семьи, города, страны.
Поэтому возникла необходимость создать пространство, создающее условия, которые помогут детям взаимодействовать с пожилыми людьми для передачи одними и принятия другими культурных ценностей прошлого и настоящего.
Таким пространством являются творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка», которые традиционно на протяжении пяти лет организуются в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка».
Особенностью творческих вечеров является то, что в процессе взаимодействия поколений происходит знакомство с обычаями и культурными традициями Красноярского края, г. Лесосибисрка. Богатство и разнообразие репертуара помогает увидеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, формировать толерантное отношение к людям других национальностей нашего региона.
Цель проведения – создание условий для формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через творческие вечера «Встреча поколений» с участием Народного хора ветеранов «Калинушка».
В соответствии с выделенной целью ставятся следующие задачи:
- приобщать воспитанников к традициям родного города и края через связь поколений;
- углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии;
- воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей, через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.
Участниками творческих вечеров «Встреча поколений» являются дошкольники 4-7 лет, педагоги, родители, Народный хор ветеранов «Калинушка».
Творческие вечера «Встреча поколений» одна из форм, которая осуществляются в рамках реализуемой в ДОУ программы по краеведению «Лесосибирск мой город родной» в основе которой, деятельность строится на основе внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения между воспитателями и воспитанниками, между взрослыми и детьми.
Периодичность - 3 раза в год, традиционно посвящается важным событиям в жизни дошкольного учреждения, города, края, страны.
Тематика:
10 сентября – «День рождения детского сада»;
27 сентября – «День Енисея»;
7 декабря – «Мое Красноярье» (день рождения Красноярского края)
21 февраля – «Лесосибирск родной - город молодой» (день рождения г. Лесосибирска);
9 мая – «Никто не забыт – ничто не забыто» (посвящается Великой Отечественной войне).
Символом данных встреч является персонаж «Город Лесосибирск», модель костюма которого была спроектирована совместно с детьми старшего дошкольного возраста. Герой является либо ведущим, либо гостем встреч.
Творческие вечера «Встреча поколений» имеют свои особенности - это ориентация педагогов на познание потребностей, интересов дошкольников, совместная деятельность, подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех участников.
Каждая творческая встреча до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:
1. Планирование и координация работы по подготовке и проведению творческих вечеров, осуществление контроля за выполнением.
2. Творческая разработка сценария педагогами МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» (центральное звено сценария отводится репертуару Народного хора ветеранов «Калинушка»). С целью сохранения атмосферы заинтересованности у участников, весь сценарий тематических встреч репетируется отдельными мини блоками.
3. Определение сроков проведения, размещения участников.
4. В ходе подготовки:
- идет погружение детей в идею проведения творческих встреч через создание проблемной или сюжетной ситуации, создающей интерес, мотивацию детей к участию;
- побуждение детей к получению информации о тематике творческих вечеров (Что дети знают о приближающемся празднике, событии?) через чтение художественной литературы, изучение информации в мини-музее ДОУ, организацию детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и с родителями;
- в ходе бесед и обсуждении: педагоги предоставляют возможность детям самим определить содержание своей деятельности, выбрать партнера и договориться о совместной деятельности (участие в инсценировке, танце, чтение стихов, сольное или групповое исполнение, подготовка пригласительных, афиши, участие в создании творческой выставки, изготовление подарков, встреча гостей).
5. Привлечение родителей к реализации творческих вечеров.
6. Организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала, подбор и изготовление реквизита и костюмов, подготовка к выставке).
7. Привлечение спонсоров.
8. Проведение творческого вечера «Встреча поколений».
9. Рефлексия, традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями. Гости оставляют свои отзывы в альбоме, созданном совместно с дошкольниками, каждая страничка оформлена рисунками детей, отражающих тематику родного города и детского сада, который хранится в мини-музее МБДОУ «Сын Енисея, Сын Сибири – Лесосибирск наш молодой».
Содержание встреч включает:
1. Песенный репертуар в исполнении Народного хора ветеранов «Калинушка»: патриотические песни, русские народные, лирические произведения, песни военных лет, о России, Сибири и родном крае Лесосибирских и Красноярских композиторов.
Благодаря хоровой самодеятельности, в исполнении Городского хора ветеранов «Калинушка», дошкольники знакомятся с традиционными народными песнями, наследием песенного творчества композиторов разных поколений. Через знакомство с произведениями дети имеют возможность познать богатство национальной культуры, красоту родной природы, своеобразие родного языка, почерпнуть сведения о подвигах народа, великих событиях истории.
Хоровая самодеятельность помогает воспитывать грамотных слушателей музыки, развивает вкус, играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль хоровая самодеятельность играет у нас в городе, где отсутствуют профессиональные коллективы. Самодеятельные хоры, в этом случае, являются одними из важных носителей музыкально – песенной культуры и реализуют важные культурно – просветительские задачи.
Несмотря на солидный возраст участников хора и взрослый репертуар, звучание произведений в исполнении хора «Калинушка» отличаются мягким, задушевным характером. Спокойные, напевные песни доступны для детского восприятия, выступления участников хора неизменно покоряют сердца зрителей молодостью души, задором и оптимизмом.
Участники хора, это люди старшего поколения, которые пережили военное время, один из них жил в блокадном Ленинграде. Из их рассказов дети узнают историю страны, все тяжести военного времени, что способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к старшему поколению.
Воспитанники являются активными участниками данных творческих встреч. Дети совместно с воспитателями и родителями готовятся к встрече гостей: разучивают песни, стихи, сценки, танцы, готовят подарки, сувениры, открытки и др.
2. Песенный репертуар в исполнении дошкольников включает песни советских и современных композиторов о красоте России, Великой Победе. Одним из авторов детского репертуара песни «Лесосибирск» является музыкальный руководитель нашего дошкольного учреждения О.В. Шлыкова.
3. Чтение детьми стихотворений авторов Красноярского края и города Лесосибирска: Л.В. Рычковой «Антошкины книжки», «Сказки бабушки Любы», «Я уже большой»; Л. Шипицына «Пять книг стихов о Сибири»; Ю.Я. Варыгина «стихи о войне» и пр.
4. Показ мини-сценок, слайдовых презентаций, связанных с историей города и края: «Рабочие поселка города Лесосибисрка», «Мой папа строитель», «Поздравления на разных языках», «Путешествия по легендам народов севера», слайд-фильм «Легенда о «Енисее и Ангаре» и др.
5. Исполнение танцевальных композиций разных народов (русских, украинцев, таджиков, татар). Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, подготовка к народным танцам происходит с помощью родителей, которые участвуют в пошиве национальных костюмов, разучивании элементов танцев.
6. Творческие выставки, в зависимости от тематики встречи, содержат различные экспозиции (фотографии, рисунки, поделки, изделия декоративно-прикладного творчества, макеты, плакаты и др.). Выставки занимают особое место, так как являются эффективным инструментом пропаганды воспитания любви к малой Родине. Участие в них позволяет дошкольникам, педагогам, родителям (законным представителям) продемонстрировать результаты своего творчества, обменяться личным опытом, рассказать об уникальных местах нашего региона, семейных традициях.
В качестве гостей творческих вечеров «Встреча поколений» приглашаются родители, выпускники, воспитанники и педагоги дошкольных и других образовательных учреждений нашего микрорайона. В неформальной обстановке после творческой встречи дошкольники и участники хора ветеранов общаются за круглым столом, пьют чай с пирогами.
Отслеживание результатов творческих вечеров «Встреча поколений» осуществляется через:
- изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме:
- анкетирование, собеседование, анализ отчетов педагогов;
- интервьюирование, опросы, отзывы родителей и приглашенных гостей в альбоме;
- выявление представлений у детей об особенностях своего города, края и отношения к нему:
- наличие у ребенка интереса к окружающему миру;
- анализ детской деятельности (творческие работы, рассказы о городе);
- наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющееся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру;
- участие в доступном общественно полезном труде, социально-значимых событиях семьи, детского сада, города.
Показатели эффективности творческих вечеров «Встреча поколений».
Участники | Количественный результат | Качественный результат |
Дети | - участие 100% детей ДОУ в мероприятиях «Встреча поколений». | - у детей расширились представления о природном и социальном мире города Лесосибирска и Красноярского края; - дети проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Лесосибирска, края; - воспитанники проявляют инициативу в социально - значимых делах: участвуют в социальных и экологических акциях; праздничных событиях, традиционных для семьи, города, страны; - отражают свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: играх, театральных постановках, оформлении выставок и др.; - проявляют интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города. |
Педагоги | - реализация запланированных мероприятий; -100% педагогов по краеведению систематически включают разные формы: экскурсии, диалоги-размышления, минутки-наблюдений, открытие интересных фактов, фантазирование и др. | - повышение профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - зарождение новых традиций в ДОУ через культурно-досуговые мероприятия по передаче опыта культурных ценностей от старшего поколения к младшему; - накопление методического и практического материала по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках реализации регионального компонента ООП ДО. |
- включенность родителей в деятельность ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициях города, возрождения и сохранения традиций в семье (60%); - 70% считают важным и необходимым знакомить детей с родным городом, его историей, культурой; - 50% посещают концерты, выставки, музей; - 60% участвуют в проектах, акциях, мероприятиях города; - 80% удовлетворены работой ДОУ по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. | - сохранение и возрождение национальной культуры (результат качества выполнения можно определить путем анкетирования родителей, участия в совместных мероприятиях). | |
- привлечение к деятельности других ДОУ, библиотеки, музея, музыкальной школы. | - расширение сферы взаимодействия ДОУ с социальными структурами; - повышение имиджа ДОУ среди населения города. |
Значимость результатов для сферы образования - это популяризация лучших образцов музыкального, литературного творчества, сохранение традиций своего края, передача культурного наследия от поколения к поколению, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников средствами культуры и искусства.
Данную форму работы с привлечением творческих коллективов:
- можно использовать на любой территории;
- не утрачивается связь поколений;
- популяризация и сохранение народной культуры;
- воспитание толерантности;
- возможность расширения субъектов взаимодействия со стороны старшего поколения (клубы, народные хоры, объединения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Преемственность поколений, как потенциал духовно – нравственного воспитания старших дошкольников»
Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...
Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"
quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...