Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО
консультация по коррекционной педагогике
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножить это.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovno-nravstvennoy_kultury_u_doshkolnikov_v_usloviyah_perehoda_na_fgos_do.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете:
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножить это.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека. “Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“. Я считаю, что необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Какова же она?
Уголок по духовно-нравственному воспитанию. Цель его создания - приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу. Данный уголок создается либо отдельно, либо в составе патриотического уголка. Что может быть представлено в данном уголке?
Основное направление – это краеведение, ознакомление с родной страной, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
1 .Материал для знакомства детей «малой родиной» —иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы.
«История возникновения города»:
«Знаменитые люди нашего города»,
«Химки современные»,
«Прошлое города Химки»»
«Достопримечательности Химок»», и др.
2 .Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам :
«Как жили люди на Руси»,
«Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берётся»,
«Русские народные костюмы»,
«Русские православные праздники»,
«Русские народные игрушки»,
«Народный календарь»;
предметы старины (расписные ложки, плошки, платки, вышивка, одеяло лоскутное, кружева и т.д.),
народные игрушки (богородские игрушки, матрешки , дымковские, филимоновские игрушки),
предметы народного декоративно-прикладного искусства,
различные макеты, «Русская печь»,
куклы в национальных костюмах.
Можно представить тематические подборки: «Стихи о Родине», «Стихи о семье», «Стихи о родном городе»..
В книжном уголке должна быть подобрана литература по духовно-нравственному воспитанию. Данные книги не должны находиться там постоянно, через определенные промежутки времени ее необходимо обновлять. Материал должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Вот примерный список необходимой литературы по данной теме:
В.Катаев «Цветик-семицветик»,
Д.Пантелеев «Честное слово»,
Е.Пермяк «Самое страшное»,
К.Паустовский «Теплый хлеб»,
Э.Мошковская «Кто самый добрый?»,
А.Барто «Вовка – добрая душа»,
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
В.Носов «Карасик», «Огурцы»,
Л.Толстой «Косточка», «Лгун», «Корова» и др.рассказы,
В.Сухомлинский «Почему Сереже стало стыдно», «Жадный мальчик», «Как мальчики съели мед»,
К.Ушинский «Брат и сестра»,
Эстонская сказка «Каждый свое получил»,
Японская сказка «Бедные богатые»,
Ненецкая сказка «Кукушка»,
Нанайская сказка «Айога».
В группе должны быть представлены дидактические игры по данной тематике.
"Воздушный шар"
Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.
Ход игры:
Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Далее происходит классификация, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар, при этом ребёнок объясняет, почему он выбрал именно этого героя.
Лото "Доброе дело"
Цель: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.
"Птица Счастья"
Цель: Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Описание игры:
Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.
"Добрая Тучка"
Цель: Формировать понятие "Доброта", доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других ,сопоставлять их и делать выводы.
Ход игры:
Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.
В группе можно создать картотеку словесных и подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию.
Комплименты.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Волшебный клубочек.
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока очередь не дойдёт до воспитателя.
Садовники и цветы.
Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры:
«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.
Выбрасываем злость
Дайте ребёнку чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.
Пирамида любви.
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.
Только хорошее.
Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в строну педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.
Совместный рисунок.
Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель даёт тему рисунка и подсказывает, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листка что будет рисовать. (Практика показывает, что дети 5-6 лет сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что надо договориться. Дети 7 лет легко договариваются друг с другом).
Найди пару.
Звучит весёлая музыка, дети танцуют, но как только музыка смолкает, надо быстро найти своего друга.
Друг без друга нам нельзя.
Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и преодолевают препятствие (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку и т. д). Воспитатель: «Молодцы, я вижу вас ничего не может разлучить».
Тайный друг.
Правила: записать имя и фамилию ребёнка на листочках и свернуть так, чтобы нельзя было прочитать рядом сидящему. Сложить в коробку и предложить каждому ребёнку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Следует объяснить, что тот человек, чьё имя они вытянули, становится их «тайным другом», и в течение последующих трёх дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Через несколько дней тайные друзья открываются друг другу.
Игра «Вспомни сказку».
Цель: закреплять у детей знание содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.
Кроме того, обязательно нужно использовать в своей работе информационные стенды для родителей.
В соответствующей развивающей среде дети будут жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется...
Консультация для педагогов Тема: " Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода на ФГОС"
Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития. В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО".
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической...
Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"
quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...
Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников
laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...