ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
статья на тему

Смородинова Виктория Артуровна

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smorodinova_-_statya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Смородинова В.А.

                                                                 МБДОУ«Головчинский детский сад

                комбинированного вида «Солнышко»

        «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви – ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства. Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий» Зеньковский В. В.[1]

        Русский религиозный философ, педагог Зеньковский В. В. утверждал, что источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.

        Дошкольное детство – один из важных периодов в жизни ребенка. В этот период формируются основные представления о добре и зле, об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Эта система должна быть построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие духовно здорового человека.

        Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.[3]

        Следовательно, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

        Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем детском саду, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и вариативной программе по православной культуре «Добрый мир», автор Л.Л. Шевченко.[5]

        В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия,  чтобы дети прикоснулись к азам православной культуры. Мы повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка.

        Вся работа ведется по трем направлениям:

- самообразование педагогов;

- взаимодействие с родителями;

- совместная деятельность с детьми.

        Самообразование педагогов проходило под руководством старшего воспитателя. Работники детского сада подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития.[2]Воспитатели посещали и сами организовывали открытые показы занятий, семинары, консультации, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В процессе работы педагоги знакомились с православными святыми, храмом Спаса Нерукотворного, Свято-Никольским соборным храмом, Храмом Преображения Господня, часовней Святителя Иоасафа Белгородского, их историческим прошлым, внутренним убранством.

        Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду. Для родителей оформлены православные уголки. В них размещена информация о православных праздниках и семейных традициях. Всем родителям предлагается книги для семейного чтения о православном воспитании детей. Постоянно меняется папки-передвижки, консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей. В детском садике проходят тематические выставки, выставки семейного творчества, а также выставки поделок и рисунков воспитанников по православной тематике.

        Совместная деятельность с детьми самое большое и самое разнообразное направление в духовно-нравственном воспитании. В группах размещены православные уголки для детей. В оформлении уголков воспитатели использовали символику православной культуры: храм, иконы, колокола, подсвечники и конечно голубя - символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении. Педагогами подобраны детские православные журналы, раскраски, детская библия и другая православная литература для детей. Создаются картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр по ознакомлению дошкольников с православной культурой. Имеется большое количество загадок, кроссвордов, пословиц и поговорок. Оформлены альбомы различной тематики: «Храмы Белгородской области», «Святые места России». Педагоги детского сада проводят занятия по духовно-нравственному воспитанию, содержание занятий отражено в перспективно-тематическом планировании, разработаны конспекты занятий и необходимый наглядный материал для их проведения.

Занятия проходят с интеграцией различных видов детской деятельности:

- игровая деятельность: пальчиковые игры «Хочу быть православным», «Храм»; дидактические игры «Мой Ангел», «Раскрась пасхальное яичко», «Узнай и назови икону»; подвижные игры «Катись, катись яичко», «Прыгучие зайчата», словесные и хороводные игры «Заинька –горностаинька», «Игра с колокольчиком». [4]

- продуктивную деятельность: изготовление поделок и рисунков к православным праздникам.

- театрализованная деятельность: проигрывание различных ситуаций, постановка народных сказок и участие в православных праздниках.

        Педагоги детского сада много беседуют с детьми на нравственные темы, разбирают ситуативные задачи. Почти на каждом занятии дети рисуют, занимаются аппликацией и лепкой. В течение года проводится большое количество народных и православных праздниках, таких как: Рождество Христово, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Яблочный спас, Медовый спас. Педагогами были организованы и проведены экскурсии в Храм Спаса Нерукотворного и Храм Преображения Господня, расположенные в селе Головчино, Грайворонского района. Дошкольники были ознакомлены с иконографией, с особенностями архитектуры и внутренним убранством храмов. Дети с удовольствием поставили свечи за здоровье своих близких и внимательно послушали пение свято служителей. Духовное пение, слушание колокольных звонов, классическая музыка играют важную роль для развития духовно-нравственного развития ребенка.

        Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на последующее развитие и духовно – нравственное достижение человека.

        В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия.

1.Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002

2. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург, Санин, 2004.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. http://www.eroshka.ru , сайт для православных родителей.

5.Шевченко Л.Л, Добрый мир. Православная культура для малышей

 Методическое пособие  М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста  в условиях ФГОС»...

Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Мастер-класс «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей в условиях социального партнерства, взаимодействия с родителями»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с формами взаимодействия дошко...

Доклад "Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ"

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...