Рабочая программа кружка туристско-краеведческой направленности «Наследие»
рабочая программа (средняя группа)
Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить свой родной край и свою землю.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
Рабочая программа кружка
туристско-краеведческой направленности
«Наследие»
Возраст обучающихся 2-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Вылко Екатерина Васильевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому . Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить свой родной край и свою землю.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Актуальность программы очевидна. Мы живем в ЯНАО. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют ее суровым краем, «краем земли» . С давних времен в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Эти добрые, мудрые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева этой земле. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Ямала.
Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям других народов.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Цель программы: Приобщение воспитанников к культуре и традициям народов Ямала через народное творчество.
Задачи:
- Познакомить с основными видами деятельности (охота, рыболовство, оленеводство.
- Дать понятие о традиционных формах и методах воспитания в ненецкой семье.
3.Развивать практические навыки работы с сукном, мехом, бисером.
4. Развивать творческое мышление.
Основными принципами работы программы является: гуманизм, взаимное уважение, доверие между участниками педагогического процесса.
Для оптимального усвоения курса необходимы занятия, индивидуальная работа, диагностика (проводится в конце года в виде итоговых занятий)
Программа разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 2-5 лет, состоит из четырех разделов, каждый раздел имеет свое определенное направление, рассчитана на 36 занятий в год, длительность одного занятия 20 минут.
Программа разделена на разделы:
- Быт, культура, традиции ненцев
- Олень в жизни ненцев
- Знакомство с народным прикладным искусством
- Природа нашего края
Первый раздел направлен на знакомство детей с бытом, культурой, и традициями ненцев Ямала.
Целью второго раздела является знакомство с основным занятием ненцев - оленеводством.
Третий раздел направлен на формирование художественно – этетического вкуса посредством знакомства с народно прикладным искусством ненцев, используя разнообразные приемы работы.
Четвертый раздел дает первоначальные знания с растительным и животным миром Ямала.
Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательно-воспитательный процесс.
Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с инструктором по физической подготовке и музыкальным руководителем при проведении развлечений, итоговых занятий.
В основе лежат научно-методического пособия В.Н.Няруй В., М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков». На основе этого методического пособия была разработана программа «Наследие».
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
- Наблюдений.
- Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
- Проведения дидактических игр
- Моделирования сказок.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтения литературных произведений.
- Бесед с элементами диалога.
- Рассказа воспитателя.
- Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
- Загадывания загадок.
- Рассматривания наглядного материала.
Практический метод – используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность.
- Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
- Оформить коллекцию из природного материала.
- Провести экскурсии различной направленности.
Принципы разработки программы:
- Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
- Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
- Региональность – учет природных особенностей Севера и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.
- Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
Календарно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1 Быт, культура ненцев | 7 | 2 | 5 | |||
1.1 | Устройство чума Конструирование чума Создание макета «Стойбище» | 1 | 2 | Практические занятия | |||
1.2 | Предметы быта ненцев Раскрашивание раскрасок | 1 | 1 | Выставка рисунков | |||
1.3 | Рисование на тему "Жилище ненцев" | - | 1 | Выставка рисунков | |||
1.4 | Сюжетно - ролевая игра "Хозяйка чума" | - | 1 | Игра | |||
2. | Раздел 2 Роль оленя в жизни ненце | 8 | 2 | 6 | |||
2.1. | Понятие о кочевом образе жизни. П/И "Ловля оленей" Вырезание оленя из картона | 1 | 2 | Игра | |||
2.2. | Роль оленя в жизни ненцев Лепка оленя из пластилина Рисование на тему «Стадо оленей» | 1 | 2 | Практическое занятие | |||
2.3 | Средства передвижения Вырезание нарты из картона П/И «Прыжки через нарты» | 3 | Практическое занятие Игра | ||||
3 | Раздел 3 Знакомство с народно -прикладным искусством | 12 | 4 | 8 | |||
3.1 | Знакомство с одеждой ненцев. Разновидность ненецкой одежды. Аппликация из цветной бумаги. Узоры для ягушки. | 1 | 1 | Выставка работ. | |||
3.2 | Изготовление ненецкой куколки из утиного носа | 1 | 2 | Выставка изделия | |||
3.3 | Виды орнаментов, рисование узоров | 1 | 1 | Выставка рисунков | |||
3.4 | Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна. Неночка " | 1 | 1 | Практическое занятие | |||
3.5 | Бисероплетение Плетение ожерелья Плетение браслета | - | 2 | Практические занятия | |||
3.6 | Аппликация из бумаги" Сумочка" | - | 1 | Выставка"Наши руки - не для скуки" | |||
4 | Раздел 4 Природа нашего края | 8 | 2 | 6 | |||
4.1 | Животные и птицы Ямала. Изготовление по трафарету фигурок оленей Рисование северных животных Раскрашивание раскрасок « Олени пасутся» | 1 | 3 | Д/И "Кто где живет?" Д/И «Угадай, чья это мама». | |||
4.2 | «Растительность Севера" Аппликации на тему "Ягоды" Аппликация «Северные грибы» Плетение из бисера «Брусника» Плетение из бисера «Ц | 1 | 3 | Д/И "Собери ягоды" | |||
4.3 | Итоговое занятие "Ямал- наш дом" | 1 | 0.5 | 0.5 | Открытое занятие | ||
Итого | 36 | 10,5 | 25,5 |
Содержание учебного плана
1.Раздел 1. Быт, культура, традиции ненцев (7 часов).
Тема 1.1 Устройство чума (1ч)
Теория (1 час): Дать представление о жилище ненцев - чуме.
Практика (2 час):
Конструирование чума из шестов.
Создание макета «Стойбище». Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в чум».
Тема 1.2. Предметы быта
Теория (1 час):.Знакомство с бытом кочевых ненцев.
Практика (1 час): Раскрашивание раскрасок
Тема 1.3. Рисование на тему «Жилище ненцев».
Практика (1час)
Рисование простым карандашом чума
Тема 1.4. Сюжетно – ролевая игра «Хозяйка чума»
Практика (1час) Постройка чума из шестов
Сюжетно –ролевая игра «Хозяйка чума».
Раздел 2. Олень в жизни ненцев.
Тема 2.1 Понятие о кочевом образе ненцев
Теория (1час) Дать понятие о кочевом образе жизни.
Практика (2 часа ) Подвижная игра «Ловля оленей»
Вырезание фигурки оленя из картона
Тема 2.2 Роль оленя в жизни ненцев
Практика (2 часа)
Показать значения северного оленя в жизни ненцев
Лепка оленя из пластилина
Рисование сюжетной картины «В стойбище»
Тема 2.3 Средства передвижения ненцев
Практика (3 часа) Вырезание нарты из картона
Прыжки через нарты (скамейку)
Раздел 3 Знакомство с народным прикладным искусством
Тема 3.1 Знакомство с ненецкой одеждой
Теория (1час) Знакомство с разновидностями одежды северных народов
Практика (1 час) Изготовление аппликации из цветной бумаги «Варежки для малицы»
Тема 3.2 Изготовление ненецкой куколки из утиного носа
Практика (1 час) Знакомство с технологией изготовления куклы
Тема 3.3 Виды орнаментов
Теория (1час) Знакомство с видами орнаментов и назначениями в быту
Практика (2часа) Рисование простых узоров
Тема 3.4 Аппликация из ткани, кожи, меха
Теория (1 час) Знакомство с различными изделиями, в которых используется ткань, кожа, мех
Практика (1 час) Изготовление ненецкой сумочки из сукна, с использованием аппликации из различного материала
Тема 3.5 Бисероплетение
Практика (2 часа) Нанизывание бисера на леску (Ожерелье)
Плетение браслета из бисера
Тема 3.6 Аппликация из цветной бумаги «Сумочка с орнаментами»
Практика (1час) Изготовление поделки из цветной бумаги
Раздел 4 Природа нашего края
Тема 4.1 Животные и птицы Ямала
Теория (1 час) Знакомство с животными и птицами Ямала
Практика(3часа) Вырезание по трафарету фигурки оленя
Раскрашивание северного пейзажа
Дидактическая игра «Кто, где обитает»
Тема 4.1 Растительность Севера
Теория (1час) Знакомство с основными видами растительности Севера
Практика(3 часа) Знакомство детей с северной ягодой, грибами
Аппликация из цветной бумаги
Плетение из бисера «Брусника», «Цветы»
Тема 4.2 Итоговое занятие «Ямал – наш дом»
Практика (1 час) Игра - путешествие
Календарно – учебный график (примерный)
№ п/п | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
январь | 9 | 10.00. | Практическое занятие, игра | 1 | Устройство чума | В группе | игра | |
17 | 16.00. | Занятие, игра | 1 | Конструирование чума | ||||
21 | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Создание макета «Стойбище» | Макет | |||
26 | 16.00 | Показ, иллюстрации | 1 | Предметы быта | ||||
февраль | 02 | 16.00 | Занятие, показ картин | 1 | Раскрашивание раскрасок «Предметы быта» | |||
11 | 16.00 | Занятие, показ фото, иллюстраций | 1 | Рисование на тему «Жилище ненцев» | выставка | |||
18 | 16.00 | Игра - инсценировка | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Хозяйка чума» | игра | |||
23 | 16.00 | Занятие, показ иллюстраций | 1 | Понятие о кочевом образе жизни | ||||
март | 05 | 16.00 | Игры народов Севера, игра | 1 | п/и «Ловля оленей» | игра | ||
12 | 16.00 | Занятие, показ изделия | 1 | Вырезание оленя из картона | выставка | |||
17 | 16.00 | Занятие, показ иллюстраций | 1 | Роль оленя в жизни ненцев | ||||
24 | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Лепка оленя из пластилина | выставка | |||
апрель | 04 | 16.00 | Занятие, рассматривание иллюстраций | 1 | Рисование на тему «Стадо оленей» | выставка | ||
12 | 16.00 | Занятие, показ иллюстраций | 1 | Средства передвижения | ||||
16 | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Вырезание нарты из картона | ||||
21 | 16.00 | Игры народов Севера | 1 | П/и «Прыжки через нарты» | игра | |||
25 | 16.00 | Занятие, показ одежды | 1 | Знакомство с ненецкой одеждой | ||||
май | 7 | 16.00 | Практическое занятие, рассматривание альбома «Узоры» | 1 | Аппликация из цветной бумаги «Узоры для ягушки» | выставка | ||
14 | 16.00 | Практическое занятие, показ изделия | 1 | Изготовление ненецкой куклы из утиного носа | Выставка изделия | |||
19 | 16.00 | Практическое занятие, показ изделия | 1 | Изготовление ненецкой куклы из утиного носа | ||||
26 | 16.00 | Занятие, рассматривание альбома «Орнаменты» | 1 | Виды орнаментов | ||||
сентябрь | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Рисование узоров | альбом | |||
16.00 | Практическое занятие, показ изделия | 1 | Аппликация из ткани, меха, кожи «Сумочка» | |||||
16.00 | Занятие, показ изделий из бисера | 1 | Бисероплетение | |||||
16.00 | Практическое занятие | 1 | Плетение ожерелья | |||||
октябрь | 16.00 | Практическое зантие | 1 | Плетение браслета | ||||
16.00 | Практическое занятие, показ изделия | 1 | Аппликация из бумаги «Сумочка» | выставка | ||||
16.00 | Занятие, д/и | 1 | Животные и птицы Ямала | Игра-лото | ||||
16.00 | Практическое занятие | 1 | Изготовление по трафарету фигурок оленей | |||||
ноябрь | 16.00 | Практическое занятие, показ иллюстраций | 1 | Рисование северных животных | ||||
16.00 | Практическое занятие, показ иллюстраций | 1 | Раскрашивание раскрасок «Олени пасутся» | |||||
16.00 | Занятие, д/и | 1 | Растительность Севера | Игра -лото | ||||
декабрь | 16.00 | Практическое занятие, показ иллюстраций | 1 | Аппликация на тему «Ягоды» | ||||
16.00 | Практическое занятие, показ иллюстраций | 1 | Аппликация на тему «Северные грибы» | выставка | ||||
16.00 | Практическое занятие | 1 | Плетение из бисера «Брусника» | изделие | ||||
16.00 | Практическое занятие | 1 | Плетение из бисера «Цветы» | |||||
январь | 16.00 | Развлечение | 1 | Итоговое занятие «Ямал- наш дом» |
Условия реализации программы
В группе должен быть оформлен национальный уголок, где проводятся занятия. В наличии должен быть демонстрационный, наглядный материал по тематике занятий, карта, флаг ЯНАО. Альбомы с изображением: природы края в разные времена года, животных, живущих в ЯНАО, животных, занесенных в «Красную книгу» ЯНАО. Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение дома - чума, орнамента, фотоальбомы трафареты. В образовательном учреждении должны быть костюмы для детей и взрослого для проведения развлечений и праздников.
Прогнозируемая результативность
- иметь представление о ненцах, проживающих на Ямале
- иметь представление о фольклоре, его жанрах, знать содержание и героев
- нескольких сказок народов Севера;
- должны иметь понятие об основных элементах и видах декоративно - прикладногo искусства ненцев Ямала;
- знать основные игры северных народов.
Воспитанники должны уметь;
- делать игрушку северных народов,
- плести простые изделия из бисера;
- составить северный орнамент из ткани или другого материала
- уметь самостоятельно играть в ненецкие игры(2-3)
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического
На занятиях дети знакомятся с хозяйственной утварью, одеждой, жилищем, продуктами питания, транспортом; изучают географию родного края, его флору и фауну.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий).
Литература
- Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2009. - № 3 – С. 60 – 64.
- Ноябрьск и ноябрьцы / Под ред. А.И.Плясовских., А.В.Овсянникова. Челябинск, 1992.
- Няруй В.Н. Ненцы: уроки предков. – СПб,2005.
- Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка. - СПб., 2001.
- Подкорытов Ф.М. Оленеводство Ямала. - СПб.,1995.
- Приходько М.С., Приходько О.Б. Колыбельная для Хомани – СПб, 2002.
- Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под ред. В.К. Рябицева. – Екатеринбург, 2006.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
- Ядне Н.Н. Я родом из тундры. – Тюмень,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815179-1473848197.jpg)
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/06/picture-1398588-1649266633.png)
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...